Слайд 1Эмблема Академии МЧС России
ВГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»
КАФЕДРА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯМИ РСЧС и ГО
Слайд 2Тема 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЛЕКЦИЯ 11
Тема 4.1. ПРОЦЕСС И
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ
Письменский Н.В.
кандидат технических наук
Слайд 3
Учебные вопросы:
Процесс управления гражданской защитой.
Система управления гражданской защитой.
Слайд 4Литература :
1. Основы организации и ведения гражданской защиты. Часть 2.
Основы организации гражданской зашиты. Учебное пособие. ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС
России, гриф МЧС, 2013г., инв. 2887к.
2. Система управления гражданской защитой. Учебное пособие, часть 1, изд. АГЗ, 2009. Инв. № 2342 К и часть 2, изд. АГЗ, 2010. инв. 2396к.
Слайд 5
1-й учебный вопрос
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ
Слайд 6
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
совокупность последовательных действий органа
управления для достижения цели или
результата
управления.
Главной целью системы гражданской защиты
всегда является - предупредить
чрезвычайную ситуацию,
а при невозможности её
предупредить – минимизировать возможные
последствия и ликвидировать ЧС.
Слайд 7ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
ОБЫЧНО ВКЛЮЧАЕТ:
ЭТАПЫ
Этап это часть процесса управления
завершающаяся достижением
промежуточной
цели
в заданный интервал времени
(например, уяснение задачи,
оценка обстановки).
Этапы образуют
последовательность процесса
управления и завершаются
достижением
поставленной цели, образуя,
таким образом,
цикл управления.
Слайд 8Этапы процесса управления
1. Уяснение поставленной задачи (цели)- целевой этап- Ц
2.
Сбор информации, оценка обстановки- информационный этап – И
3. Принятие решения–
решающий этап -Р
4. Планирование действий-планирующий этап – П
5. Доведение решения – доводящий этап – Д
6. Непосредственное управление –выполняющий этап – Н
7. Контроль выполнения – контролирующий этап – К
цикл управления
Слайд 9Уяснить задачу
значит понять:
цель предстоящих действий и замысел
старшего начальника;
задачу своего формирования, его роль и место
в составе общей
группировки сил;
время готовности и порядок выполнения поставной задачи;
задачи взаимодействующих сил РСЧС и ГО и др.ведомств,
привлекаемых для решения задачи.
На основе уяснения задачи руководитель:
определяет метод работы и отдаёт указание на проведение расчёта
времени на подготовку к действиям;
определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно;
ориентирует подчинённых о полученной задаче, методе работы и ставит
задачу какие данные подготовить для принятия решения.
Оценка обстановки
проводится с целью:
изучения и
анализа факторов и условий, влияющих на выполнение
поставленной задачи и достижение цели управления .
Она включает:
*оценку вида и характера ЧС (очага поражения), объёма предстоящих работ;
* оценку состояния и возможностей имеющихся сил и средств;
* оценку района предстоящих действий и местности;
* оценку гидрометеорологических и климатических условий, времени, года,
суток. и их влияние на выполнение задачи.
При этом, выявляются факторы и условия, затрудняющие или обеспечивающие
выполнение поставленной задачи, определяются мероприятия по ослаблению
неблагоприятных и эффективному использованию благоприятных факторов.
Слайд 11Принятие решения
Осуществляется на основе уяснения задачи и оценки обстановки
ЗАМЫСЕЛ ДЕЙСТВИЙ;
ЗАДАЧИ
ПОДЧИНЁННЫМ И ПРИДАННЫМ СИЛАМ;
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И ВСЕСТОРОННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В
РЕШЕНИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ :
Слайд 12
Замысел действий (решения):
цель предстоящих действий;
основные задачи, последовательность
и сроки их
выполнения;
способ действий и направления (районы )
сосредоточения основных усилий
группировка
сил и средств и её построение,
возможный манёвр.
Слайд 13Задачи силам (войскам)
формулируются:
в соответствии с замыслом
и возможностей сил (войск);
задачи
определяются подчинённым
частям и формированиям, приданным
или переданным в оперативное
подчинение силам
на первые сутки действий.
Слайд 14В основах организации управления
как и с каких пунктов управления
будет осуществляться
управление при выдвижении, занятии исходного района и при
выполнении полученной задачи (ликвидации ЧС);
время готовности системы управления;
какие пункты управления (если это необходимо),
где и к какому времени развернуть дополнительно.
руководитель
определяет:
Слайд 15В основах организации взаимодействия
руководитель
Определяет:
время,
место и способ организации
взаимодействия, органы
управления, которые необходимо привлечь
к организации взаимодействия.
Слайд 16В основах организации всестороннего
обеспечения
руководитель определяет:
основные задачи, направление
сосредоточения основных
усилий, время
готовности и порядок выполнения
задач всестороннего обеспечения.
Слайд 17ПЛАНИРУЮЩИЙ ЭТАП
Планирование осуществляется в соответствии с принятым
решением.
Результатом
планирования является
детально разработанный план действий
по задачам, времени и
месту сил для
достижения поставленной цели
в соответствии с решением
руководителя, а также вопросов
управления, взаимодействия
и всестороннего обеспечения.
Он разрабатывается, как правило, на карте (схеме),
с пояснительной запиской и является основой для
управления в процессе достижения поставленной цели.
Слайд 18ДОВОДЯЩИЙ ЭТАП
Доведение принятого решения
осуществляется в виде директив, приказов, распоряжений.
Они доводятся непосредственно до
исполнителей письменно или с использованием
технических
средств связи.
Независимо от формы доведения,
все директивы, приказы и распоряжения
в обязательном порядке оформляются
в письменном виде и являются юридическими
документами. Распоряжения, отданные по техническим
средствам связи, в обязательном порядке подтверждаются
письменными документами. Факт получения приказа,
распоряжения подтверждается установленной формой донесения.
Слайд 19ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ЭТАП
непосредственное выполнение принятого решения
сводится к непосредственному руководству
действиями
подчинённого органа управления
и силами по выполнению полученной задачи.
Управление
состоит в одноразовой или
непрерывной выдаче управляющих воздействий
на объект управления.
Слайд 20КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭТАП
Контроль результатов выполнения принятого решения
осуществляется на основании докладов
подчинённых лично лицу, принявшему решение.
На основании результатов контроля принимаются
меры по повышению эффективности и качества
выполнения принятого решения.
Слайд 21КОМПЛЕКСНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА
УПРАВЛЕНИЯ:
5. Точность
3. Устойчивость
1. Непрерывность
2. Оперативность
4. Скрытность
Слайд 22
НЕПРЕРЫВНОСТЬ
свойство процесса управления
не допускать
перерыва между последовательно выполняемыми
этапами или другими
действиями процесса
приводящими к снижению качества.
Слайд 23
Свойство процесса управления
обеспечивать
завершение цикла
управления в
требуемые сроки.
ОПЕРАТИВНОСТЬ
УСТОЙЧИВОСТЬ
свойство процесса управления сохранять и
восстанавливать
свое качество в
условиях внешних и внутренних возмущений
СКРЫТНОСТЬ
Свойство процесса управления противостоять
раскрытию
противником или другой системой
планируемых и выполняемых действий
в системе ГЗ различных уровней.
ТОЧНОСТЬ
Свойство процесса управления обеспечивать
максимальную степень соответствия
реального состояния объекта управления
требуемому
Слайд 27ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ
Слайд 28Обратная связь
Управляющая
система
Управляемая
система
Прямая связь
Внешняя
среда
Воздействие
на среду
Воздействие
среды
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА
(ПУ,
средства связи, АИУС )
УПРАВЛЕНИЕ – процесс выработки и осуществление
управляющих
воздействий.
осуществляется:
Слайд 29СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГЗ - это
СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО СВЯЗАННЫХ
МЕЖДУ СОБОЙ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ, ПУНКТОВ
УПРАВЛЕНИЯ,
СРЕДСТВ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ,
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-
УПРАВЛЯЮЩИХ
СИСТЕМ(АИУС) И ДРУГИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Слайд 30.
ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ
совокупность ПУ РСЧС и ГО
на всех уровнях реагирования
связанных между собой
линиями (каналами) связи
специально оборудованное и оснащенное
техническими
средствами сооружение
(помещение) или транспортное средство,
предназначенные для размещения и обеспечения
работы органов управления по руководству
силами РСЧС и ГО в условиях мирного и военного времени.
Система ПУ ГЗ:
Слайд 31Классификация пунктов управления
Повседневные (ПвПУ
Запасные (ЗПУ)
Мобильные (МПУ)
Подвижные (ППУ)
Основные
Вспомогательные
городские (ГЗПУ)
Загородные
(ЗЗПУ)
Воздушные (ВзПУ)
Слайд 32Предназначение пунктов управления
пункты управления РСЧС и ГО
Для работы
органов управления РСЧС и ГО в местах их постоянной дислокации
в мирное время
Для управления в период выдвижения в зоны ЧС и ликвидации ЧС-
Для управления при длительном пребывании ОУ в зонах ЧС
Для управления, когда управление с наземных ПУ затруднено или невозможно, а также вовремя перелётов рук. состава
Для работы органов управления ГО в
особый период
Слайд 33Система связи является важнейшей составной частью (подсистемой) системы
управления ГЗ и
представляет собой организационно-техническое объединение сил,
программно-технических средств и сетей связи,
обеспечивающих передачу
информации в интересах обеспечения надежного управления мероприятиями по
предупреждению и ликвидации ЧС различного характера, а также мероприятиями
ГЗ в мирное и военное время.
Система оповещения создаётся заблаговременно на всех уровнях управле-
ния и представляет собой организационно-техническое объединение оперативно –
дежурных служб органов управления гражданской защиты, специальной аппарату-
ры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечи
вающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Слайд 34АИУС является составной частью системы управления гражданской
защиты на всех её
уровнях и представляет собой организационно-техническое
объединение персонала, вычислительной техники и
программных средств,
обеспечивающих сбор и обработку информации, ведение баз данных, решение
функциональных и специальных расчетных задач, обмен данными в интересах
органов, осуществляющих управление гражданской защитой.
Слайд 35Система пунктов управления РСЧС и ГО
Повсе-
дневные
(ПвПУ)
Запасные ПУ(ЗПУ)
Вспомогательные ПУ (ВПУ)
Городские
(ГЗПУ)
Загородные
(ЗЗПУ)
Подвижные
(ППУ)
Мобильные
(МПУ)
Воздушные
(ВзПУ)
федеральный
уровень
МЧС России
ПвПУ
Министра
ГОЧС,
НЦУКС МЧС
ГЗПУ
МЧС
ЗЗПУ
МЧС
ППУ МЧС,
ППУ ЗПУ
(автобус,
автомобиль)
МПУ
МЧС
ВзПУ МЧС
Ил-62 ВзПУ
Як-42 ВзПУ
Ми-8 ВзПУ
федеральный
уровень
министерства,
ведомства
Российской Федерации
межрегиональный
уровень
РЦ ГОЧС
региональный
уровень
ГУ МЧС России
муниципальный
уровень
объектовый
уровень
войсковой
уровень
формирования войск ГО
Слайд 37
УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ
целенаправленный процесс деятельности органов
управления РСЧС и ГО
всех уровней по
заблаговременной подготовке, поддержанию
в постоянной готовности органов управления,
сил
и средств ГЗ к решению задач РСЧС и ГО
и управление ими при решении этих задач
в мирное и военное время.
это