Слайд 1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Слайд 2Слово «эмоция» имеет латинское происхождение и обозначает «потрясаю, возбуждаю, волную».
ЭМОЦИИ – это особый класс психических процессов и состояний, связанных
с инстинктами, потребностями и мотивами.
Эмоции:
отражают значимость действующих на человека явлений, необходимость для удовлетворения потребностей;
сопровождают любую активность человека и являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей;
связаны с потребностями, основываются на них и отражают степень их удовлетворенности.
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИЙ
К. ИЗАРД:
Положительные эмоции.
интерес;
радость;
удивление.
2. Негативные
эмоции.
страдание-уныние;
гнев;
отвращение;
презрение;
страх;
стыд;
вина.
Слайд 4ИЛЬИН Е.П.
Выделяет 5 групп эмоций:
эмоции ожидания и прогноза: волнение,
тревога, страх, испуг и отчаяние;
удовлетворение и радость;
фрустрационные – обида,
разочарование, гнев, печаль;
коммуникативные – веселье, смятение, стыд.;
интеллектуальные – удивление, интерес, любопытство, чувство юмора.
Слайд 5ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
Функция оценки: эмоции в непосредственном переживании оценивают и выражают
значимость предметов и ситуации для достижения целей и удовлетворения потребностей.
Функция побуждения: на основе оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости т знака оценки («+» или «-») действия ч-ка могут быть направлены на: а) продолжение действий; б) прекращение; в) выбор действия.
Функция активации нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и ее отдельных структур.
Функция регуляции. Эмоции влияют на направленность и осуществление деятельности. Регуляция осуществляется через: а) эмоциональную оценку текущих событий; б) актуализацию опыта.
Слайд 6
5. Функция синтеза. Эмоции соединяют и синтезируют в целое отдельные
события и факты. Актуализация одного из элементов комплекса (это совокупность
образов прямо или случайно связанных с ситуацией, в которой возникает сильное эмоциональное переживание) влечет иногда против воли самого человека воспроизведение в сознании других элементов.
6. Функция экспрессии. Часто эмоции сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснения) и проявляется в выразительных движениях (мимике, жестах, пантомимике, вокал-голос).
7. Функция смыслообразования. Любую ситуацию можно представить как задачу на соотношение мотивов, которые характеризуют человека как личность.
8. Общая функция эмоций – внутренняя регуляция деятельности.
Слайд 7ЧУВСТВА
Высшие чувства:
нравственные,
интеллектуальные,
эстетические.
Нравственные или эстетические
чувства выражают отношение человека к себе и другим людям (любовь,
гуманизм, справедливость, стыд, достоинство). Они регулируют поведение человека.
Интеллектуальные или познавательные – направлены на процесс и результат приобретения знания (интерес, любознательность, удивление, ощущение тайны, любовь к истине).
Эстетические - проявляются во вкусах, в художественной оценке (наслаждение, восторг, отвращение).
Слайд 8ВОЛЯ – обобщенное понятие, обозначающее определенный класс процессов и действий,
объединенных единой функциональной задачей: сознательное и преднамеренное управление поведением и
деятельностью человека (Ильин Е.П.).
ВОЛЯ – это 1) реальное психическое явление, представляющее собой произвольное управление. 2)воля связана с разумом, но не подменяет его, т.к. произвольное управление всегда сознательно и преднамеренно, т.е. разумно.
ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели и преодолевая внутренние и внешние препятствия, влияния и воздействия.
Слайд 9 Волевая регуляция – подключение непосредственно незначимого, но
обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, это превращение
заданного действия в личное, это соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями личности. интеллектуальные,
Структура:
мотив
|
Цель – задача – план – реализация
|
смыслообразование
Слайд 10Волю можно рассматривать как самоуправление – это самоуправление своим поведением
с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в: интеллектуальные,
принятии
решения,
инициации и осуществлении действий,
контроле.
Воля Воля
По + Мо - Це + Пл – Осущ-е - Результат
Наибольшее волевое усилие человеку необходимо: 1) в момент выбора мотива и принятия решения, 2) для начала осуществления деятельности.
Слайд 11ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ БЫВАЮТ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ.
К простым волевым действиям
относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной
цели, побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
осознание цели и стремление достичь ее;
осознание ряда возможностей достижения цели;
появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
борьба мотивов и выбор;
принятие одной из возможностей в качестве решения;
осуществление принятого решения;
преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Слайд 12
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:
первое
– это достижение конкретной цели;
второе связано с тем, что
человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.