Слайд 1Презентацию подготовили студентки группы РЛ-15-2:
Завертяева Екатерина
Сатина Ирина
Сафиуллова Виктория
Соболева Ольга
Терёшина Анастасия
Эпоха
Возрождения в Германии и Нидерландах
Слайд 2План
Характеристика эпохи;
Реформация;
Периодизация искусства Возрождения;
Искусство и литература.
Слайд 4Возрождение в Германии
(вторая половина XV— начало XVII вв.)
А.Дюрер. Портрет венецианки.
1505
Г.Гольбейн Мл. Портрет Георга Гисце. 1532
Слайд 5В XV—XVI вв. Германия не имела постоянного политического центра
Ахен, здесь
совершалась коронация
Нюрнберг, хранил императорскую корону
Слайд 6Германских императоров по обычаям раннего средневековья избирал съезд князей, а
корону они получали из рук папы римского.
Власть германского императора
была ограничена не только произволом его подданных, но и притеснениями Рима.
Слайд 7вывод:
Германия оказалась в особенно сильной зависимости от Рима, чем объясняется
обостренная неприязнь ее жителей к власти папы.
Слайд 8 К концу XV столетия в Германии было около трех
тысяч городов, в основном небольших. Главными культурными центрами страны стали
города на юго-западе страны (в Эльзасе, Франконии, Швабии, австрийских землях), а в XVI в. — в ее восточной части (Саксонии). В германских городах объединения ремесленников (цехи) играли не столь большую роль, как в североитальянских или нидерландских.
Х.Мульчер. Статуя Карла Великого. Между 1423-33
Слайд 9Характеристика периода:
Неравномерное экономическое развитие в стране;
Частые междоусобные войны;
Возникновение новой протестантской
религии.
Слайд 10Итоги:
Закрепление феодальной раздробленности Германии;
Замедление экономического развития в стране.
Слайд 11Нидерланды -
одна из самых богатых и развитых стран
Слайд 12Политика
Существовал централизованный правительственный аппарат;
Правителем Нидерландов обычно являлся наместник (генеральный штатгальтер)
императора.
Слайд 13Нидерланды представляли для Карла V огромную ценность. Они не только
давали ему колоссальные финансовые средства (6692 тыс. ливров в одном
лишь 1552 г.), но и были важнейшим военно-стратегическим плацдармом против Франции и противников Карла V из числа немецких князей.
Слайд 14Однако уже во второй половине царствования Карла V вследствие бесконечных
финансовых вымогательств и разорительных войн, в стране стало назревать недовольство.
Слайд 15Реформация в Германии и Нидерландах
Слайд 16Реформация (от лат. reformatio -«преобразование») - движение за обновление христианской
церкви
Слайд 17Мартин Лютер (10 ноября 1483 - 18 февраля 1546) -
христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык.
Слайд 18Причины реформации:
Рост самосознания личности, освобождающейся от средневековой системы ценностей;
Учение католической
церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях разложения феодальных порядков
и зарождения элементов раннего капитализма;
Разочарование в церкви, обусловленное невежеством и безнравственностью части священнослужителей, в том числе и в папе римском;
Продажа индульгенций.
Слайд 19Начало реформации
31 октября 1517 г. Лютер прикрепляет «95 тезисов» к
порталу Виттенбергского собора.
Слайд 20«95 тезисов» - документ на латинском языке, от которого отсчитывается
начало Реформации.
Все тезисы сводились к следующему:
не отпускать грехи без
покаяния;
прощение дается Богом, а не за деньги;
лучше совершить доброе дело, чем откупиться;
главное богатство церкви - Священное писание.
Слайд 21Лютеранская церковь
Церковь должна быть «дешевой» – не проводить пышных обрядов,
не иметь богатого убранства и т.п.;
Служение должно вестись на родном
языке;
Церковь должна подчиняться князьям, а не Папе Римскому;
Упрощение культов и обрядов;
Осуждение индульгенций;
Спасение верующего – это его личное дело;
Непризнание монашества;
Пастор – выборный священник протестантской церкви.
Слайд 22Томас Мюнцер (1490 – 1525) - немецкий проповедник времён Реформации,
выступавший против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал.
Слайд 23Крестьянская война Томаса Мюнцера (1524-1526)
Причины войны:
Возросшая роль рынка и
денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи;
Крестьяне
были недовольны высокими налогами и поборами со стороны князей и церкви;
Ущемление феодалами экономических, социальных, правовых интересов крестьян;
В это время стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, вследствие Реформации.
Слайд 24Специфика войны
Народное движение в Германии развивалось стихийно;
Действия крупных групп повстанцев
были разрозненными;
Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться в многотысячные военные
отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась слабой;
По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в войну часть населения городов, некоторых дворян, группы горнорабочих.
Слайд 25Причины поражения крестьян
Невозможность одновременно действовать общими силами из-за разрозненности на
обширном пространстве;
Неопытные в войне и политике крестьяне упускали удобные моменты
для битв и переговоров;
Предводители крестьян не пользовались всеобщим доверием в крупных отрядах повстанцев.
Слайд 26Итоги Крестьянской войны
Укрепились взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей;
Католицизм упрочил
свои позиции, так как во время войны были казнены почти
все евангелические проповедники;
Победа князей привела к тому, что их могущество стало превышать могущество императора во внутригерманских делах, что не позволяло развивать возможности национального объединения путем политической централизации;
Огромные людские потери и упадок хозяйства привели к внешнеполитическому ослаблению империи.
Слайд 28Жан Кальвин (1509 — 1564) — французский богослов, реформатор церкви,
основатель кальвинизма.
Слайд 29Кальвинизм - направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и
проповедником Жаном Кальвином.
Основные положения кальвинизма:
Бог есть верховная власть;
Догмат об
абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения».
Слайд 30Нидерланды в период реформации
Территория находилась в состоянии войны с Испанией;
Кальвинизм
стал идейной основой Нидерландской революции XVI века. Он распространился среди
буржуазии, части антииспански настроенного дворянства, а также среди крестьян;
В северных провинциях Нидерландов, где победила революция, имущество церкви было конфисковано, а католичество заменено кальвинизмом;
Нидерланды разделились на 2 части: протестантский север и католический юг.
Слайд 31Периодизация искусства Возрождения
Слайд 32Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта
и Яна ван Эйков. Гентский алтарь представляет собой двухъярусный складень,
на 12 досках представлено 12 сцен. Вверху изображен Христос на троне с предстоящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу».
Возрождение в Нидерландах
Слайд 33
В закрытом виде на наружных створках роспись под гризайль: сцена
Благовещения, фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, портреты донаторов.
Слайд 34Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
«Портрет человека с гвоздикой»
1435г, дерево, масло, 40 x
31 cм
Ян ван Эйк
(1385/90-1441)
«Человек в тюрбане»
1433г, дерево, масло, 25,5
x 19cм
Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ.
Слайд 35В 40-е годы XV в. в нидерландском искусстве постепенно исчезает
пантеистическая многокрасочность и гармоническая ясность, свойственная ван Эйку. Но человеческая
душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. Многому в решении подобных проблем нидерландское искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (1400—1464).
Слайд 36«Снятие с креста»
Рогир ван дер Вейден
1435—1440
Композиция построена по диагонали. Рисунок
жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Одежды то бессильно повисают,
то закручены вихрем. Лица искажены горем. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
Слайд 37На вторую половину XV в. приходится творчество Гуго ван дер
Гуса (около 1435—1482). Центральной сценой его грандиозного по размерам и
монументального по образам алтаря Портинари является сцена поклонения младенцу.
Слайд 38«Корабль дураков»
Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV— начала XVI в.
была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях
родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей
Слайд 39 Творчеством Босха кончается первый этап великого искусства Нидерландов — XV
век,
«пора исканий, прозрений, разочарований и блестящих находок»
Слайд 40Искусство Нидерландов XVI в. отказывается от использования средневековых традиций.
Вершиной нидерландского
Ренессанса было, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким.
Слайд 41В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений, превосходящих
по силе выразительности все фантасмагории Босха. Аллегорическим языком Брейгель выражал
трагизм современной жизни всей страны, в которой бесчинства испанских угнетателей достигли наивысшей точки. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события.
Слайд 42 «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной
испанцами в нидерландской деревне.
Слайд 43Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи —натюрморта и пейзажа,расцвет которых был
вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные
темы, и им пришлось искать новые направления.
Слайд 44Наиболее популярными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауль Рубенс (1577—1640)
и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).
Слайд 45Возрождение в Германии
Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к
Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на
целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии.
Слайд 46В культуре Германии эпохи Возрождения выделяются следующие периоды:
– 1430–1490
гг. – Предвозрождение, время становления новой культуры
– 1490– 1517/20
гг. – зрелое Возрождение, период расцвета
– 1530 – начало XVII в. – позднее Возрождение, период Реформации и Контрреформации.
На развитие немецкой культуры периода оказало влияние три составляющих: античное и итальянское наследие, а также христианская культура. Немецкая культура во многом отличается от итальянской. В эстетике это проявилось в предпочтении экспрессивных форм, в отличие от гармоничных в Италии.
Слайд 47Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Дюрер - первый художник,
чья популярность была общеевропейской уже при жизни.
Дюрер, как и многие
мастера Возрождения, был всесторонне даровитым. Его талант в равной степени развивался в гравюре, живописи, теории искусства.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Слайд 48Три самые знаменитые гравюры Дюрера
«Всадник, смерть и дьявол»
Слайд 51Ганс Гольбейн Младший(1497—1543), меньше других немецких живописцев связанный со средневековой
традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна – портреты, написанные всегда
с натуры.
Портрет Эразма Роттердамского
Слайд 52Продолжателем лучших дюреровских традиций в области пейзажа был художник дунайской
школы Альбрехт Альтдорфер (1480 – 1538), мастер необычайно тонкий и
лиричный, в творчестве которого пейзаж сложился как самостоятельный жанр.
Слайд 53Самой интересной картиной художника считается «Битва Александра с Дарием» (1529)
Это
одна из первых написанных маслом батальных сцен, так что Альтдорфер
может считаться основоположником батального жанра.
Слайд 54Последний художник немецкого Ренессанса – Лукас Кранах (1472 – 1553)
Слайд 55Одной из его лучших работ является новаторски написанное «Распятие» (1508)
Слайд 56Век немецкого Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот
процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно
осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями.
Слайд 58Наибольшую славу в XV-XVI вв. стяжала себе нидерландская музыкальная школа.
Нидерландские композиторы писали сочинения для хора, исполнявшиеся без инструментального сопровождения.
Вклад нидерландских мастеров в историю музыки заключался в наиболее полном развитии полифонии – искусстве хорового многоголосия.
Слайд 59Церковная скульптура не получила большого развития в Нидерландах. Блестящим исключением
стал Клаус Слютер, работавший при дворе герцога Филиппа Смелого. Самым
прославленным произведением Слютера стал «Колодец пророков» – почти двухметровый шестигранный постамент, на котором помещалось Распятие. Украшают «Колодец» статуи шести библейских пророков.
Слайд 60Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту
принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и
др.
Идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем.
Слайд 61БРАНТ Себастиан (1457–1521) — немецкий гуманист.
С 1489 — доктор
прав в Базеле.
С 1501 — городской секретарь (канцлер) Страсбурга.
Автор многочисленных научных, публицистических и поэтических произведений на немецком и латинском языках.
Слайд 62На исходе XV в. Себастиан Брант написал на немецком языке
сатирико-дидактическое зерцало «Корабль дураков» (1494).
Слайд 63Книга тесно связана со средневековой традицией (назидательность, стремление аккуратно перечислить
пороки, обременяющие землю).
Автор зовет окружающий мир на суд Разума.
Все уродливое, несправедливое, темное он рассматривает как проявление человеческого неразумия.
Слайд 64Самой большой и самой распространенной «глупостью» Себастиан Брант считал себялюбие,
которое разъединяет людей и калечит их души.
Помышляя о личной
выгоде, себялюбцы пренебрегают общим благом и тем самым содействуют упадку немецкого государства.
Слайд 65Как сатирик, Брант тяготеет к карикатуре, к лубочной ксилографической угловатости,
к площадному острословию. Но лубочность Бранта далека от того могучего
площадного гротеска, который спустя несколько десятилетий утвердился в романе Рабле. Конечно, фигуры дураков, наполняющие сатиру Бранта, связаны с традицией народного лицедейства. Однако персонажей Бранта связывает с карнавалом дурацкий колпак с бубенчиками, и сатирик не выходит за пределы житейской повседневности.
Слайд 66Его дураки — это люди обычные, часто встречающиеся в городах
и селах Германии: сатира Бранта лишена сказочного гиперболизма. Успеху сатиры,
несомненно, содействовали и превосходные иллюстрации, гравированные по рисункам молодого А. Дюрера
Дурак с гусями (иллюстрация к главе книги Себастьяна Бранта "Корабль дураков", гравированная Дюрером в 1494 году)
Слайд 67В 1498 г. «Корабль дураков» был переведен на латинский язык
гуманистом Я. Лохером и таким образом стал достоянием всей культурной
Европы.
"Корабль дураков". Титульный лист.
Слайд 68«Похвала Глупости» Эразма Роттердамского испытала на себе влияние брантовской сатиры.
На «Корабль дураков» опирались немецкие сатирики XVI в. «Литература о
дураках» (Narrenlitteratur) стала особой ветвью немецкой сатиры предреформационного периода.
Слайд 69Старый глупец. Иллюстрация к "Кораблю дураков"
Слайд 70Литература
Гармаш К.С. Живопись северного ренессанса. М., 1965.
Левицкий А.С. Живопись Нидерландов.
М., 1995.
Солохин А.А. Северное возрождение. М., 1976.
История всемирной литературы: В
8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 3. — 1985.
Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Фриман Дж. История искусства. ‒ М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003
Питер Брейгель Старший. ‒ М.: Терра-Книжный клуб, 2001
Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. – М.: «Махаон», 2008
Энциклопедия для детей. (Т.7) Искусство. Ч.1. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007