Музыка 6 класс 05.11.
Тема:
Жанры русской народной вокальной музыки
Учитель Габелюк В.И.
Слайд 2Цели урока:
Знакомство с выразительными и изобразительными возможностями вокальной музыки, с
жанрами вокального искусства.
Размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи
с жизнью и другими видами искусства.
Слайд 4Русская народная песня-
это фольклорное произведение, которое сохранилось в народной памяти
и передается из уст в уста, продукт коллективного устного народного
творчества.
Народной называют песню, слова и музыка которой сложились исторически.
У народной песни нет определенного автора, или автор неизвесен.
Слайд 6Устное – из уст в уста
Народное – авторство
народа
Творчество – создание нового
Слайд 7Жанры
русской песни
колыбельные
солдатские
календарныее
Былины
Хороводные
плясовые
частушка
трудовые
Слайд 9 Народные сказания донесли до нас имя
легендарного гусляра-певца Баяна.
Такие музыканты - сказители ходили по Руси
и под звучание гулей рассказывали о княжеских походах , сражениях, об исторических событиях и о героях.
Я настрою гусли на старинный лад
Слайд 10Былины-
эпические песни
о русских богатырях
Слайд 11Колыбельные песни
Спи, младенец мой прекрасный,
баюшки- баю. Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. Стану
сказывать я сказки, песенку спою. Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю!
Слайд 14Солдатские песни
Основная тема солдатских песен – военно – исторические события,
которые в красках описывали все происходящие события, создавали образ героев.
Солдатский фольклор рассказывает о военных действиях правдиво и сурово.
Эти песни пропитаны мужеством, доблестью, честью и патриотизмом
Слайд 19Календарно-обрядовые песни.
Они связаны традиционными обрядами, крестьянским трудом
и временами года.
Они
сопровождали первую пахоту, уборку последнего снопа в поле, молодежные гуляния
и рождественские , или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Слайд 22Трудовые
В устном песенном творчестве до наших дней сохранился песенный
жанр, непосредственно связанный с трудовой деятельностью. Давно замечено, что работа
идет легче, если она сопровождается песней. Эти песни стали частью трудового процесса. С этими песнями легче спорилось трудное дело, они задавали ритм работе.
Слайд 26 Детские игровые песни
«Как на тоненький
ледок»
«Идет коза рогатая»
Слайд 28 Домашнее задание:
1. Назовите народные
песни.
2. Назовите самый древний инструмент, на котором Баяны исполняли свои
былины?
3. Ваша задача расшифровать жанры русских народных песен: а) вод, я, ро, хо, на; б) С, ЧА, Ш, ТУ, КА; в) С, СОЛ, КАЯ, Т, ДА;
г) Я, КА, ЧЕС, РИ, ЛИ; д) П, СО, ЛЯ, ВА, Я;
4 Нужна ли народная песня?