Слайд 1Эрик Эриксон
Восемь возрастов человека
Городицкая В.
Слайд 21. Базисное доверие против базисного недоверия
Первое проявление малышом
социального доверия обнаруживается в легкости его кормления, глубине сна и
ненапряженности внутренних органов.
С увеличением времени бодрствования он обнаруживает, что все больше и больше сенсорных событий вызывают чувство дружественной близости, совпадения с ощущением внутреннего благополучия.
Но даже при самых благоприятных обстоятельствах эта стадия вносит в психическую жизнь ощущение внутреннего раскола и всеобщей тоски по утраченному раю. Именно такой могучей комбинации чувств лишенности, разделенности и покинутости на всем протяжении жизни и должно противостоять базисное доверие.
Слайд 32. Автономия против стыда и сомнения
Внешний контроль на
этой стадии должен быть твердо убеждающим ребенка в собственных силах
и возможностях. Малыш должен почувствовать, что базисному доверию к жизни ничто не угрожает со стороны такого резкого поворота на его жизненном пути: внезапного страстного желания иметь выбор, требовательно присваивать и упорно элиминировать(исключать, устранять).
Когда окружение поощряет малыша «стоять на своих ногах», оно должно оберегать его от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и преждевременного сомнения.
Исход этой стадии решающим образом зависит от соотношения любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления.
Слайд 43. Инициатива против чувства вины
Опасность этой стадии заключается в
возникновении чувства вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки.
Детская ревность
и соперничество, то есть те озлобленные, хотя по существу тщетные попытки разграничить сферу неоспариваемого преимущества, теперь достигают кульминации в финальном состязании за привилегированное положение с матерью; обычное в этом случае поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги.
Именно на этой стадии ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя. Фрагменты инстинкта оказываются разделенными на детский набор, навсегда сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание.
Слайд 54. Трудолюбие против чувства неполноценности
Ребенку приходится забывать былые надежды
и желания по мере того, как его буйное воображение приучается
и укрощается законами объективного мира. У него развивается усердие, трудолюбие, - то есть он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Он способен стать крайне прилежной и абсорбированной единицей производительного труда. Довести производственную ситуацию до завершения - вот цель, которая постепенно вытесняет прихоти и желания игры.
Опасность состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом им положении среди товарищей по орудийной деятельности, то это может отбить у него охоту к идентификации с ними и определенным сегментом орудийного мира.
Слайд 65. Идентичность против смешения ролей
С установлением добрых исходных отношений с
миром навыков и инструментов и с наступлением пубертатного периода, детство
в узком смысле слова подходит к концу.
Подростков прежде всего заботит то, как они выглядят в глазах других в сравнении с их собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего.
Опасность этой стадии заключается в смешении ролей. Там, где в его основе лежит сильное предшествующее сомнение в собственной половой идентичности, не редки делинквентные и психотические эпизоды.
В большинстве случаев жизнь отдельных молодых людей нарушает неспособность установить именно профессиональную идентичность.
Слайд 76. Близость против изоляции
Новоиспеченный взрослый способен связывать себя именованными отношениями
интимного и товарищеского уровня и проявлять нравственную силу, оставаясь верным
таким отношениям, даже если они могут потребовать значительных жертв и компромиссов.
Противная сторона близости-дистанцирование: готовность изолировать, а если необходимо - уничтожить те силы и тех людей, чье существование выглядит опасным для нас самих и чья «территория», кажется, захватывает пространство наших близких отношений.
Слайд 87. Генеративность против стагнации
Генеративность - это прежде всего заинтересованность в
устройстве жизни и наставлении нового поколения; Если ее не удается
достичь, появляется чувство застоя и обеднение личной жизни. Эти люди начинают баловать себя, а там, где для этого есть благоприятные условия, ранняя инвалидность - физическая или психологическая - становится средством сосредоточения заботы на самом себе.
Причины отставания часто можно обнаружить во впечатлениях раннего детства; в чрезмерном себялюбии, основанном на слишком напряженном самосозидании преуспевающей личности; и наконец в недостатке веры, «доверия к роду человеческому», которое побуждало бы ребенка ощущать себя так, будто он желанная надежда и забота общества.
Слайд 98. Целостность эго против отчаяния
Целостность - накопленная уверенность эго в
своем стремлении к порядку и смыслу, принятие своего единственного и
неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти.
Отсутствие или утрата этой накопленной интеграции эго выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. Отвращение скрывает отчаяние.
Слайд 10Каждый культурный организм, развивая свой особенный тип целостности, предполагаемый его
историческим путем, использует особую комбинацию всех этих конфликтов.
Для того
чтобы приблизиться или испытать состояние целостности, индивидуум должен уметь следовать носителям имиджа в религии и политике, экономике и технологии, аристократической жизни, искусствах и науке. Следовательно, целостность эго предполагает эмоциональную интеграцию, которая благоприятствует соучастию как посредством следования лидерам, так и через принятие ответственности лидерства.