Слайд 1Эссе по обществознанию
(основные требования)
Слайд 2В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий
является задание №36 – написание эссе по высказыванию, выбранному из
шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 6 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок, о чём и пойдёт речь в данной статье.
Слайд 3Критерии оценивания
Критерий K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно
раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему,
и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ, К4) выставляется 0 баллов.
Слайд 5
Форма — мини-сочинение, без изменений.
Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально?Думается нет, в любом
случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
Более однозначно
сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
Также оценивается два примера из различных источников.
Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.
Слайд 11Структура эссе
1. Цитата.
2. Идея или идеи, поднятые автором; их актуальность.
3.
Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не
менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод.
Слайд 121. Выбор высказывания
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть
уверены, что
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой
оно относится;
• чётко понимаете смысл высказывания;
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Слайд 13В своем высказывании автор имел в виду, что …
Автор хотел
донести до нас мысль о том, что…
Идея данного высказывания состоит
в том, что …
Мысль автора состоит в том, что …
Основная идея высказывания заключается в том, что …
В данном высказывании автор рассуждает на тему…
Автор поднимает проблему…
2. Определение идеи высказывания
Для более чёткой формулировки идеи есть список возможных формулировок идей которые встречаются наиболее часто:
Слайд 14Идеи в социальной психологии:
Человек как проблема для науки. Что есть
человек?
Смысл человеческого существования.
Процесс формирования и становления личности.
Факторы становления личности
(внутренние и внешние). Самосознание, воля, социальное окружение, школа, руд, деятельность, саморазвитие, самовоспитание.
Психологический климат в коллективе.
Взаимоотношения индивида и отдельной группы.
Определение, признаки, структура, нормы, функции, роли, статус личности.
Качества личности, например способность убеждать, изменчивость, приспособляемость.
Влияние статуса личности на его поведение.
Национальная идентичность. Национализм. Патриотизм.
Значение процесса коммуникации.
Неразрывная связь человека и общества. Социальные потребности человека. Взаимодействие людей в обществе.
Межличностное общение, суть и решаемые задачи.
Суть социального конфликта. Пути его разрешения.
Несогласованность между притязаниями и возможностями индивида.
Источники общественного прогресса.
Семья.
Свобода и ее реализация. Свобода выбора.
Слайд 15
Идеи в социологии:
Социальная борьба и неравенство.
Соотношение субъективных и объективных
факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
Значение материальных
и духовных ценностей.
Сохранение стабильности в общественной жизни.
Молодежь как общность.
Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
Взаимодействие общества и религии.
Особенности социализации молодых поколений.
Прогресс общественной организации.
Социальная мобильность.
Социальная стратификация.
Мораль как социальная норма. Соотношение норм морали и права.
Общественное сознание и его влияние на человека и общество в целом.
Соотношение социального статуса и социального контроля.
Слайд 16Идеи в философии:
Соотношение сознания и материи.
Развитие и движение
как способы существования.
Бесконечность познавательного процесса.
Взаимоотношение природы и общества.
Природы и человека. Негативное влияние человека на природу. Отличия человеческого общества от природы.
Теоретический и эмпирический уровни научного познания. Взаимосвязь уровней познания мира.
Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
Соотношение составных частей культуры.
Сущность цивилизации.
Пути развития человеческого общества. Эволюция. Революция. Прогресс. Регресс.
Назначение искусства, его роль в жизни человека.
Нравственная ответственность человека-творца.
Роль знаний в жизни человека и общества.
Сущность морали и нравственности.
Наука как часть человеческой культуры. Ее сущность и особенности, функции.
Терроризм и его причины.
Глобализация, ее сущность и влияние на развитие человеческого общества.
Роль информационных технологий в жизни человека. (Компьютер – цель или средство?)
Слайд 17Идеи в экономике:
Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
Производственные факторы и их значение.
Капитал в качестве экономического ресурса.
Назначение
капитала (денег) в жизни человека и общества.
Сущность и функции денежной системы.
Эффективность использования существующих ресурсов.
Значение разделения труда.
Роль торговли в процессе развития общества.
Суть рыночных отношений.
Функционирование рынка. Спрос и предложение как основные его регуляторы.
Свобода предпринимательства как один из признаков рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики.
Несовершенство плановой экономики.
Бизнес (предпринимательство). Его сущность, функции, цели.
Рыночная конкуренция. Поведение фирмы (предпринимателя) на конкурентном рынке.
Конкурентное преимущество, например креативность.
Эффективность и стимулы производства.
Роль потребителя в рыночной экономике. Маркетинг. Менеджмент.
Несовершенство (минусы) рыночной экономики (цикличность, кризисы, неравномерность распределения доходов).
Непроизводственные активы и их значение.
Социальная ответственность бизнеса.
Частная собственность – основа рыночной экономики, а ее защита – важнейший принцип свободного государства. Ее сущность и значение.
Инфляция в экономике. Ее сущность.
Монополия в экономике.
Реклама и ее роль в рыночной экономике.
Ключевые особенности постиндустриального общества (ускорение в.т.ч. экономического развития).
Динамичность экономической системы.
Слайд 18Идеи в политологии:
Сущность авторитарного режима.
Субъектов политики.
Место и роль
государства в политической системе.
Суть и специфические черты государства.
Происхождения государства.
Государственного
суверенитета.
Современных политических взаимодействий.
Тоталитарного режима.
Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия). Партийных систем.
Общественно-политических движений, групп давления.
Сущность демократического режима.
Взаимной ответственности личности и государства.
Политического плюрализма.
Разделения власти как принципа правового государства.
Политической модернизации.
Сущность политической свободы и ее роль в демократическом обществе.
Сущность власти.
Сущность политики.
Сущность и признаки правового государства.
Политическая культура.
Демократические выборы.
Слайд 19Идеи в праве:
Право как регулятор жизни людей.
Сущность права.
Беспристрастность как один
из важнейших принципов права.
Роль права в жизни человека и
общества.
Правовая культура.
Правосознание как часть политической культуры общества.
Правовой нигилизм и методы его преодоления.
Социальная значимость права.
Сходства и различия морали и права.
Регулятивная функция права (законодательное регулирование прав человека).
Нормативный и естественный подход к праву.
Социальное государство: понятие и признаки.
Гражданское общество и правовое государство.
Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
Государственное принуждение как гарант выполнения закона.
Создание и соблюдение законодательства в государстве.
Принципы судопроизводства, например, состязательность сторон, независимость суда, справедливость, презумпция невиновности.
Недопустимость двоякого толкования закона.
Механизм реализации права граждан на участие в правосудии.
Ответственность и равенство должностных лиц перед законом.
Слайд 20
3. После формулировки идеи необходимо указать актуальность идеи в современных
условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная идея является актуальной
в условиях...
Актуальность данной идеи состоит в том, что…
• ...глобализации общественных отношений;
• ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• ...обострения глобальных проблем современности;
• ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
• ...развития международной интеграции;
• ...современной рыночной экономики;
• ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
• ...жесткой дифференциации общества;
• ...открытой социальной структуры современного общества;
• ...формирования правового государства;
• ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
• ...диалога культур;
• ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Слайд 21К идее необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания
эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание,
а также случайно не выйти за рамки идеи и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
Слайд 224. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания,
но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно
использовать следующие клише:
• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
• «Автор обращает наше внимание на то, что...»
• «Автор убеждён в том, что...»
Слайд 235. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с
автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить
с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
• «Я согласен с автором в том, что... »
• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
• «Автор был прав, утверждая, что...»
• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
Слайд 246. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по
данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть
вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
Слайд 25При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального
опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они
моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
Слайд 267. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно
совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в
одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод...»
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Слайд 27Оформление эссе
Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым
единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному
написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
• указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Слайд 28Требования к работам выпускников
1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
2)
соответствие содержания эссе заявленной проблеме;
3) выделение и раскрытие в эссе
основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8) логичность рассуждений выпускника;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Слайд 29Основные ошибки и недостатки в работах выпускников
Анализ работ выпускников позволяет
выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания
эссе.
Слайд 30При формулировании идеи и смысла высказывания автора:
1) С одной
стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием
знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.
Слайд 31При высказывании и аргументации собственной позиции:
1. Отсутствие аргументов связано
с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию,
его структуре.
2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.