Слайд 1Эстетические принципы эпохи классицизма.
Слайд 2Классицизм
Классицизм (лат. classicus — «образцовый, первоклассный») —тип культуры и художественное
направление, показывающий что красота выражается через ряд признаков, объективно ей
присущих.
Слайд 3Признаки Классицизма
ориентация на каноны античного искусства;
строгие пропорции, стройность композиции;
тяга к
симметрии, упорядоченности;
геометрическая простота и чёткость линий, форм;
опора на логику;
гармония, недопустимость
диссонансов и хаотичности;
следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
выбор высоких, вечных тем.
Слайд 4 Данному направлению свойствен нормативный характер. Такой подход к
искусству безусловно содействовал развитию профессиональных навыков, приучая мастеров культуры работать
в соответствии со строгими требованиями эстетики.
"Конный портрет Людовика XVIII" Шарль лебрён
Слайд 5Шарль Лебрен
Французский художник
художественной школы эпохи Людовика XIV.
Когда в 331 году
до н. э. Александр Македонский подошел со своим войском к
Вавилону, город сдался без боя, а полководец был объявлен царем Вавилона. Он сделал город столицей всех завоеванных территорий азиатского похода. Александр Македонский не стал разрушать полис, а наоборот велел восстановить языческие храмы. Прославленный полководец умер в Вавилоне во время пира
Триумфальный въезд Александра в Вавилон. Шарль Лебрен.
Слайд 6 Классицизм стал складываться еще в эпоху Возрождения. Наряду
с барокко он занял важное место в искусстве XVII в.
и успешно развивался в эпоху Просвещения — вплоть до первых десятилетий XIX в.
Смерть Марата
Картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвящённых Великой Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев
Слайд 7Слово «классический» весьма древнее. «Classicus» означало «знатного,
состоятельного, уважаемого гражданина». Именно
в качестве образцового
это латинское слово стало характеризовать такие художественные
произведения, которые
изучались в школе. Слово «классический»
в эпоху Возрождения имело конкретный смысл — достойный того,
чтобы данные произведения читали в классе. К лику классиков относили
Цицерона, Горацио, Вергилия.
Слайд 8«Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» —
знаменитый парадный портрет императрицы кисти Дмитрия Левицкого, наполненный многочисленными символами и
аллегориями. Произведение занимает особое место в искусстве XVIII века. В нем в аллегорической форме воплотился идеал эпохи – образ просвещенного монарха. Художник представляет свою героиню в виде жрицы богини правосудия Фемиды. Государыня, в одеянии, напоминающем античную тогу, с лавровым венком на голове вместо короны, стоит перед скульптурным изображением Фемиды, под которым воздвигнут алтарь. На нем Екатерина сжигает цветы мака – символ сна и покоя. У ее ног – книги Законов, которые охраняет орел, олицетворяющий державность, государственность. На дальнем плане видны море и корабль, свидетельствующие о защищенной военным флотом торговле – залоге экономического процветания империи
Слайд 9С классицистским стилем связывали уровновешенность, строгость,
ясность, логичность художественного воплощения, наличие
безусловной
нормы, эстетического канона. При этом спонтанность, необузданность,
ненормативность толковались как выражение
стихийности.
Слайд 10Понятие «классицизм» окончательно утвердилось в конце XIX —
начале XX в.
в трудах представителей культурно-исторической школы
(Г. Лансон и др.). Особенности классицизма
определялись в основном
драматической теорией XVII в. и трактатом Н. Буало «Поэтическое
искусство» (1674). Основная черта классицизма — ориентация на античность,
следование тем художественным идеям, которые выражены
в «Поэтике» Аристотеля. Что же касается общеидеологического, политического
содержания, то классицизм связывали с абсолютистской монархической
идеей. Переосмысление эстетики классицизма относится
к середине прошлого века. В отечественной и зарубежной эстетике
классицизм стали оценивать не как художественное выражение абсолютизма,
а как «литературное направление, пережившее период яркого
расцвета в XVII в., в годы укрепления и торжества абсолютизма»1.
Слайд 11Клод Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», 1646, Государственный Эрмитаж.
Слайд 12Клод Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», 1646, Государственный Эрмитаж.
Сюжет взят
из «Метаморфоз» Овидия: влюбленный в Сивиллу Феб предложил ей всё, что она пожелает.
Пророчица зачерпнула пригоршню пыли и попросила себе столько лет жизни, сколько пылинок в ее ладони, забыв о требовании сохранить ей молодость.
Желание недальновидной красавицы было исполнено: она жила очень долго, но состарилась и одряхлела.
Вот как трактует картину Сергей Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа.
Слайд 13Никола Пуссен, с его убеждением в том, что законы искусства обусловлены разумом,
с его страстью к античности и ярким талантом, становится выразителем философии классицизма в живописи.
Никола
Пуссен. «Суд Соломона», 1649, Лувр.
идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости.
Слайд 14В отличие от романтического искусства, которое прославляло
субъективное, индивидуальное, особенное, классицизм
обеспечил себе
долгую жизнь тем, что пытался выразить общезначимую норму искусства,
ориентируясь
на неизменное, стабильное, фундаментальное
Слайд 15Усматривая в реальности диктат беспорядочности, классицисты во
всем стремились подчинить его
дисциплине. Это относилось к строгому
отбору материала, предельному упорядочиванию, стройности композиции,
пересматриванию
тем и мотивов. Классицисты придавали
искусству воспитательную функцию
Слайд 16Данный
принцип, воспринятый у Горация, позволял классицистам обращаться
к облагораживанию нравов. Особую
роль в классицизме имело сопоставление
долга и чувств, борьбы разума и
страсти
к брюллов последний день помпеи
Слайд 17Последний день Помпеи
Крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова, работа над
которой была завершена в 1833 году. Хранится в Государственном Русском
музее в Санкт-Петербурге. Размер - 456.5 × 651 см.
На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.
Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.
Слайд 18Авторы, относящиеся к этому направлению, добивались
нравственно-психологической достоверности человеческого поведения,
они утверждали
гражданскую тематику в искусстве.
Никола Пуссен «Аркадские пастухи» (ок. 1650, Париж,
Лувр)
Слайд 19Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на
темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются
поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией. Женщина находится на переднем плане на фоне классического пейзажа, голубые и желто-золотистые краски которого гармонируют с ее одеждой. Ее спокойная, античная фигура расположена вертикально и несколько отстранена от могилы, хотя вплотную связана с фигурой младшего из трех пастухов. Она покровительственно положила руку ему на плечо, как бы утешая его и передавая ему взятую из природы энергию жизни.
Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.
Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.
Слайд 20 Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот
«я»? Где находится Аркадия? Это латинское выражение не встречается ни
у одного античного автора. Его появление зафиксировано в Италии в XVII столетии.Есть основания полагать, что автором этого изречения был Джулио Роспильози (папа Климент IX). Вскоре эта фаза стала крылатой в Италии. Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? На карте действительно существует такое место – это горное место на юге Греции. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Римские и греческие поэты воспринимали Аркадию не просто как местность, а как символ гармонии человека и природы.
Вергилий называл её страной блаженства и описывал жизнь пастухов как воплощение счастливой беззаботности. Пасторальные мотивы были в большой моде и у европейских аристократов – современников Пуссена. Они даже называли себя пастухами, а свои дворцы, где разыгрывали сценки из деревенской жизни, хижинами.
Слайд 22Деление жанров
«высшие» (эпопея, ода, трагедия)
низшие (комедия, сатира, басня).
Задание на
дом : Найти примеры деления на жанры в классицизме в
литературе и в живописи, записать фрагменты в тетрадь
Слайд 24Буало справедливо считают законодателем классицизма. Его
стихотворный трактат «Поэтическое искусство» (1674)
назван так
в подражание Горацию. Этот трактат — пример характерного для
XVII
в. наставления авторам. Трактат отличает широта взглядов,
живость и подлинная взволнованность судьбами искусства. Наряду
с теоретической значимостью это определило и долгую историческую
судьбу данного произведения.
Слайд 25Разрабатывая идеи «истинного искусства», классицизм к XVIII в.
в большей степени,
чем другие направления, содействовал формированию
эстетики как науки о прекрасном. Свое
развитие это наука
получила именно в эпоху Просвещения.