Слайд 1ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
аналогов объекта проектирования
Исследование композиционных особенностей эстетического решения образов:
анализ ФОРМАЛЬНОЙ
КОМПОЗИЦИИ их построения,
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ анализ образов,
анализ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ предметов-аналогов
анализ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТЕЙ (фактур) деталей и элементов образа,
анализ ДЕКОРАТИВНО-ТЕКСТУРНЫХ характеристик материалов.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА
Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная
воображением дизайнера.
Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая,
знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.
Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художственного осмысления технологии.
Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоциального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта
Слайд 3Общая оценка эстетического решения
(сначала всего набора /если аналог это
набор предметов/, затем – каждого предмета в каждом наборе-аналоге).
Оценка происходит по следующим позициям:
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ образа;
СОПОДЧИНЁННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ;
ОЦЕНКА ИЕРАРХИИ составных частей образа;
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ;
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ образа;
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ.
1.1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ образа – вербальное выражение основной дизайнерской идеи образа набора (изделия). Например: «В основе общего эстетического решения рассматриваемого набора для ванной комнаты лежит морфологический «геометризм» правильных форм предметов, изготовленных из тонированного в синий цвет прозрачного пластика, который создаёт у потребителя впечатление основательности, прочности и некоторой «загадочности содержания».
Слайд 4Анализ СОПОДЧИНЁННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ (ДОМИНАНТЫ И АКЦЕНТЫ) образа набора (предмета)
применяйте
композиционный ЗАКОН АКСИОЛОГИЧНОСТИ (ЦЕННОСТИ):
любой образ состоит из деталей и/или
элементов, будь это набор или отдельный предмет, и каждая деталь или элемент несут определённый процент ЗНАЧИМОСТИ для образа в целом.
Все детали и элементы образа должны быть между собой чем-либо связаны – переходными элементами, поверхностями, дополнительными декоративными или крепёжными деталями, цветом, фактурными или текстурными вставками и т. д.
Если таких элементов не наблюдается, а расположение важнейших деталей обусловлено ТОЛЬКО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ – скорее всего, вы имеете дело с чисто ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКИМ проектированием, рука дизайнера этого предмета не касалась. Покритикуйте это решение.
Слайд 5Оценка ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ образа набора (изделия)
если в образе набора
наблюдается два или более элемента (детали), это означает, что, скорее
всего, в построении образа присутствует некая ценностная зависимость этих деталей между собой – некоторые части образа более важны для создания общего впечатления, некоторые – менее.
Попробуйте определить, какая из них САМАЯ ГЛАВНАЯ, какие – менее главные и насколько.
Исключения составляют только образы, составленные из РАВНОЗНАЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ – например, кубик Рубика.
Значимость детали или элемента, как правило, определяется его важностью для выполнения конкретных функций изделий (т. е., если определяем главные/второстепенные детали чайника, то его корпус – всегда главнее, чем, например, ручка – основная функция чайника – размещать внутри определённый объём воды).
Слайд 6АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ образа набора (предмета)
– определяется «на глаз» социальная группа,
на которую рассчитан набор (изделие).
в понятие адресности входит
множество визуальных характеристик («изысканность» форм, применяемые материалы, качество изготовления частей, качество сборки, светотональная проработка форм, количество видимых деталей в образе ).
необходимо просто ОЦЕНИТЬ, насколько образ соответствует социальному «назначению» объекта, на какую социальную группу потребителей он претендует; не имитирует ли он образ более дорогого объекта (часто встречающееся свойство китайских подделок известных брэндов).
Слайд 7Оценка ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ образа набора (предмета).
Любой образ либо на что-то
похож (щётка – «ёжик», компьютерный манипулятор – «мышка»), либо просто
вызывает какие-либо эмоции (удивление, веселье, скуку, опасения) – не вызывающий НИКАКИХ ассоциаций и эмоций объект, как правило, не требует дизайнерской проработки и не предназначен для рабочих контактов с человеком.
Эмоциональной выразительностью обладают только объекты, с которыми человек-потребитель «общается» непосредственно – духовно или физически.
необходимо в словесной или графической форме выразить ваши личные впечатления и ассоциации от восприятия образов набора (изделия) с учётом его прямого функционального назначения.
Слайд 8 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ образа предметов набора друг другу и социо-культурным
представлениям группы потребителей.
Поскольку в «академическом» виде стили как таковые в
промышленном дизайне отсутствуют (за исключением хроно-морфологических периодов), в данном разделе анализа можно просто сравнить предметы набора между собой по морфологическим особенностям построения образа:
наличию и количеству прямых и изогнутых линий;
плоских и криволинейных поверхностей;
расположению фирменных знаков и декоративных элементов;
единству построения структур образов и применённых материалов. Здесь же можно рассмотреть влияние (или отсутствие влияния) ТЕХНИЧЕСКОГО «СТИЛЯ» - время от времени в технических образах появляются элементы (не всегда функционально обоснованные) от других технических объектов: например, влияние авиации и зарождающейся космонавтики на дизайн автомобилей конца 60 годов XX века (появление «хвостовых стабилизаторов»).
Слайд 9 Анализ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ набора и составляющих его предметов
поиск и
классификация КОМПОЗИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ;
оценка МАССИВНОСТИ, ТРАНСПАРАНТНОСТИ и АЖУРНОСТИ образов;
НЮАНСЫ
И КОНТРАСТЫ В ДЕТАЛЯХ;
СТАТИЧНОСТЬ И ДИНАМИЧНОСТЬ образов;
композиционная МАСШТАБНОСТЬ и СОМАСШТАБНОСТЬ;
наличие и типы СИММЕТРИЙ в образах;
ТЕКТОНИЧНОСТЬ образов;
наличие или отсутствие ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ и РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ в размерах частей и в самих образах;
проверка МОДУЛЬНОСТИ строения образов;
изучение СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ;
ЦЕЛОСТНОСТЬ или ДРОБНОСТЬ образов;
ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТЕЙ и ДЕТАЛЕЙ в общей композиции.
Слайд 10Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого.
В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции
(например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.
понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы (отчасти это понятие пересекается со структурой художественного целого.
Оценка ТЕКТОНИЧНОСТИ образа и его деталей – в композиционном анализе объектов промышленного дизайна под тектоничностью понимается ВИДИМОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ образа предмета (набора). Если, к примеру, кнопки на пульте управления располагаются рядами и колонками и одной-двух вдруг нет на их «законных» местах – это будет НАРУШЕНИЕМ ТЕКТОНИЧНОСТИ. Такие нарушения должны строго обосновываться ФУНКЦИОНАЛЬНО, иначе это будет отрицательным качеством композиции образа. Естественно, что анализ тектоничности также проводится в каждой из ортогональных проекций каждого предмета набора.
ЦЕЛОСТНОСТЬ или ДРОБНОСТЬ образа предмета набора: анализ КОЛИЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ в образе каждого предмета набора; анализ СИСТЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ деталей (группы, ряды, колонки).
Слайд 11Оценка МАССИВНОСТИ, ТРАНСПАРАНТНОСТИ и АЖУРНОСТИ образов – по факторам, которые
влияют на зрительную «тяжесть» и «лёгкость» образа, по «количеству материала»
в пределах образа (транспарантность) и по количеству «прозрачностей» или отверстий в пределах площади образа (ажурность) в каждой из ортогональных проекций каждого предмета набора.
Поиск НЮАНСОВ и КОНТРАСТОВ в деталях и элементах образа – находятся и оцениваются по степеням СЕМАНТИЧЕСКИЕ (СМЫСЛОВЫЕ), ЦВЕТОВЫЕ, ТОНАЛЬНЫЕ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ, ФАКТУРНЫЕ и ТЕКСТУРНЫЕ отличия в деталях и элементах образа в каждой из ортогональных проекций каждого предмета набора.
Проверка и оценка МАСШТАБНОСТИ и СОМАСШТАБНОСТИ образа каждого предмета и набора в целом – находятся и графически выделяются УКАЗАТЕЛИ МАСШТАБНОСТИ, возможные НАРУШЕНИЯ МАСШТАБНОСТИ, оценивается «крупность» или «мелкость» масштабности; проверяется СОМАСШТАБНОСТЬ образа и его деталей с человеком и/или его органами (по соотношению указателей масштабности и всего образа),
Оценка СИММЕТРИЧНОСТИ в деталях образа – поиск и указание всех типов симметрий в деталях предмета и набора целиком