Слайд 1Классификация гостиниц и иных средств размещения
к.э.н., доцент Никольская Е.Ю.
Кафедра Гостиничное
дело
Слайд 2Введение
Система классификации гостиниц и других средств размещения разработана с учетом:
Приказа
№35 О порядке классификации объктов туриндустрии, горнолыжных трасс и пляжей,
от 25.01.11
ФЗ «О туристской деятельности в РФ,
«О техническом регулировании»,
« О защите прав потребителей»,
рекомендаций ВТО
и существующей зарубежной практики.
Система классификации распространяется на гостиницы и другие средства размещения, находящиеся на территории РФ и позволяет осуществлять оценку их характеристик с целью последующей аттестации на одну из категорий на основе установленных требований.
Слайд 3Цели классификации
обеспечение качества туристских услуг,
соответствующего
требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с
международными
стандартами, рекомендациями Всемирной туристской
организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей
зарубежной практикой;
- предоставление потребителям необходимой и достоверной информации,
обеспечивающей компетентный выбор, о соответствии объекта туристской
индустрии категории, предусмотренной в системах классификации;
- повышение конкурентоспособности туристских услуг и
привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на
увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего
туризма;
- укрепление доверия российских и иностранных потребителей к
объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества
туристских услуг.
Слайд 4Система классификации предусматривает
а) рассмотрение организацией, прошедшей аккредитацию в установленном порядке
(далее - аккредитованная организация), заявления и документов, предусмотренных соответствующей
системой классификации, и представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющихся собственниками объекта туристской индустрии или осуществляющими его эксплуатацию (далее - заявитель), и принятие решения о проведении классификации;
б) оценку соответствия объекта туристской индустрии требованиям, установленным для категории в соответствующей системе классификации;
в) оформление результатов оценки объектов туристской индустрии;
г) принятие аккредитованной организацией по результатам оценки решения о присвоении объекту туристской индустрии категории, предусмотренной соответствующей системой классификации.
Слайд 5Классификация гостиниц и средств размещения
первый этап - оценка соответствия гостиницы
и иного средства размещения категории;
второй этап - принятие
решения аккредитованной организацией о присвоении гостинице и иному средству размещения категории;
третий этап - подтверждение категории классифицированных гостиниц и иных средств размещения.
Слайд 6Этапы проведения работ по классификации
Классификация гостиниц и других средств размещения
проводится в три этапа.
Первый этап. Экспертная оценка соответствия гостиницы категории,
которая включает: а) получение заявки на классификацию с анкетой; содержащей сведения о номерном фонде и его структуре, информацию о соответствии оказываемых услуг требованиям безопасности, направление ее в ЦОС. Центральный орган заключает договор с заявителем на выполнение работ и поручает работы по экспертной оценке соответствия заявленной категории органу по классификации, который формирует комиссию для проведения работ.
К работе в экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных туристских организаций, имеющие профильное образование и стаж работы в отрасли не менее 5 лет.
Слайд 7Экспертная оценка соответствия категории
на 1 этапе
1. Проводится предварительная экспертная
оценка соответствия гостиницы установленным требованиям, в ходе которой составляется протокол
2.
Проводится бальная оценка по установленным критериям, составляется протокол с суммарным количеством баллов
3. На основании вышеуказанных протоколов проводится экспертная оценка соответствия их номеров категориям. Результаты оценок номеров оформляются протоколами.
Общие результаты оформляются актом.
Слайд 8Этапы проведения работ по классификации
Второй этап – аттестация гостиницы или
средства размещения, которая проводится в следующем порядке: 1) орган по
классификации анализирует представленные документы и направляет два экземпляра акта и один экземпляр протоколов в ЦОС для заключения и передачи в аттестационную комиссию
2) после принятия решения аттестационной комиссией о присвоении категории, сертификат соответствия подписывается председателем АК, направляется в ЦОС для регистрации в реестре. Заявителю направляется уведомление не позднее 30 дней. Сертификат выдается на срок
Слайд 9Классификация гостиниц
Третий этап. Контроль классифицированных гостиниц органом по классификации, в
виде очередных и внеочередных проверок на весь срок действия свидетельства.
При отрицательных результатах проверки аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия свидетельства
Подтверждение категории классифицированных гостиниц и иных средств размещения осуществляется 1 раз в 2 года по результатам
проведения аккредитованной организацией оценки соответствия гостиницы или иного средства размещения требованиям присвоенной категории.
Слайд 10Оценка соответствия гостиницы одной из категории
Оценка соответствия гостиниц и иных
средств размещения одной из
категорий проводится в пять этапов:
первый этап - предварительная оценка соответствия гостиницы и иного
средства размещения по критериям, приведенным в приложении 1 к настоящей
Системе. По результатам предварительной оценки составляется протокол
соответствия гостиницы и иного средства размещения категории;
второй этап - оценка соответствия номеров гостиницы и иного средства
размещения;
третий этап - оценка соответствия персонала гостиницы и иного
средства размещения;
четвертый этап - балльная оценка гостиницы и иного средства
размещения по критериям, указанным в приложениях 3, 4, 5 к настоящей
Системе. По результатам балльной оценки составляется протокол и
указывается суммарное количество баллов;
пятый этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится
окончательная оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения
определенной категории.
Слайд 11Оценка соответствия номеров категориям
проводится в три этапа:
первый этап -
предварительная оценка соответствия номера требованиям,
установленным в настоящей Системе. По результатам предварительной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;
второй этап - балльная оценка соответствия номеров по критериям, установленным в настоящей Системе. По результатам балльной оценки составляются протоколы, в которых указывается суммарное количество баллов;
третий этап - на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная оценка соответствия номеров категориям.
Результаты оценок номеров оформляются протоколами.
Слайд 12Номера определенной категории должны соответствовать:
- требованиям, в приложении 6 к
настоящей Системе;
критериям балльной оценки указанным в приложении 7
к
настоящей Системе с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории - высшая*(10) - 45 баллов
для категории - первая*(11) - 23 балла
для категории - вторая*(12) - 9 баллов
для категории - третья*(12) - 9 баллов
для категории - четвертая*(13) - 8 баллов
для категории - пятая*(13) - 4 балла
Слайд 13
Гостиницы и иные средства размещения с количеством номеров более 50:
суммарное
количество баллов:
для категории - "пять звезд" -
120 баллов*(1)
для категории - "четыре звезды" - 100 баллов*(1)
для категории - "три звезды" - 80 баллов*(2)
для категории - "две звезды" - 50 баллов*(3)
для категории - "одна звезда" - 20 баллов*(4)
Слайд 14Гостиницы и другие средства размещения с количеством номеров менее
50:
- требованиям, указанным в приложении 1
- критериям
балльной оценки, в приложении 4, с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории - "пять звезд" - 70 баллов*(5)
для категории - "четыре звезды" - 60 баллов*(6)
для категории - "три звезды" - 45 баллов*(3)
для категории - "две звезды" - 35 баллов*(4)
для категории - "одна звезда" - 18 баллов*(5)
Слайд 15Дома отдыха, пансионаты и аналогичные средства размещения
требования, указанные в приложении
1 к настоящей Системы;
критерии балльной оценки, указанные в приложении 5
к настоящей
системе, с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории - "пять звезд" - 135 баллов*(6)
для категории - "четыре звезды" - 115 баллов*(7)
для категории - "три звезды" - 95 баллов*(7)
для категории - "две звезды" - 60 баллов*(8)
для категории - "одна звезда" - 30 баллов*(9)
Слайд 16Оценка персонала гостиниц и средств размещения
для категории - "пять
звезд" - 29 баллов
для категории - "четыре звезды" -
27 баллов
для категории - "три звезды" - 25 баллов
для категории - "две звезды" - 19 баллов
для категории - "одна звезда" - 17 баллов
| | | | | |
| | Квалификация руководителя и персонала | + | + | + | + | + |
| |должны соответствовать квалификационным | | | | | |
| |требованиям (профессиональным стандартам)| | | | | |
| |к основным должностям работников | | | | | |
| |гостиницы. | | | | | |
| | | | | | | |
| Требования к уровню образования: | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.1.1. Наличие высшего профессионального | + | + | + | + | + |
| |образования для руководителей высшего и | | | | | |
| |среднего звена управления гостиниц. | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.1.2. Наличие среднего профессионального| + | + | + | + | + |
| |образования для линейного персонала | | | | | |
| |гостиниц. | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.1.3. Количество руководящих работников | | | | | |
| |высшего и среднего звена управления | | | | | |
| |гостиницы, имеющих высшее | | | | | |
| |профессиональное образование в сфере | | | | | |
| |гостеприимства | | | | | |
| | | | | | | |
| |- более 25% | + | + | + | + | + |
| | | | | | | |
| |- не менее 50% | | + | + | + | + |
| | | | | | | |
| |- более 50% | | | + | + | + |
| | | | | | | |
| |- не менее 75% | | | | + | + |
| | | | | | | | | |- более 75%
Слайд 18Требования к стажу работы: |
| |
| | |
| | | | | | | |
| |1.2.1. Стаж работы для руководителя | + | + | + | + | + |
| |высшего звена управления гостиницы - не | | | | | |
| |менее 3-х лет на руководящей позиции | | | | | |
| |начальника любой службы гостиницы. | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.2.2. Стаж работы для руководителей | + | + | + | + | + |
| |среднего звена управления гостиницы - не | | | | | |
| |менее 3-х лет на позиции старшего смены | | | | | |
| |или супервайзера. | | | | | |
| |-----------------------------------------+---------+--------+---------+---------+---------|
| |1.3. Требования к повышению квалификации | | | | | |
| |персонала гостиницы. | | | | | |
| | | | | | | |
| |Весь персонал гостиницы должен пройти | + | + | + | + | + |
| |профессиональную переподготовку или | | | | | |
| |повышение квалификации. | | | | | |
| | | | | | | |
| |Переподготовка или повышение квалификации| | | | | |
| |руководителей высшего и среднего звена на| | | | | |
| |базе высших профессиональных учебных | | | | | |
| |заведений, общественных организаций: | | | | | |
| | | | | | | |
| |- не реже 1 раза в 2 года | + | + | + | + | + |
| | | | | | | |
| |Переподготовка или повышение квалификации| + | + | + | + | + |
| |линейного персонала на базе | | | | | |
| |профессиональных учебных заведений, | | | | | |
| |общественных организаций: | | | | | |
| | | | | | | |
| |- не реже 1 раза в 2 года | | | | | |
| |-----------------------------------------+---------+--------+---------+---------+---------|
Слайд 19 Требования к знанию
иностранных | |
| | | |
| |языков. | | | | | |
| |Знание персоналом гостиницы иностранных | | | | | |
| |языков в объеме, необходимом для | | | | | |
| |выполнения служебных обязанностей: | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.4.1. одного на уровне разговорной речи | + | + | + | + | + |
| |(языка международного общения или языка, | | | | | |
| |наиболее употребляемого клиентами | | | | | |
| |гостиницы в этом регионе) для директора | | | | | |
| |или управляющего гостиницей; | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.4.2. в дополнение п. 1.4.1. разговорный| | + | + | + | + |
| |уровень владения языком для сотрудников, | | | | | |
| |непосредственно контактирующих с гостями;| | | | | |
| | | | | | | |
| |1.4.3. в дополнение п. 1.4.1. не менее | | | + | + | + |
| |двух иностранных языков для сотрудников, | | | | | |
| |непосредственно контактирующих с гостями | | | | | |
| |(один иностранный язык - свободное | | | | | |
| |владение); | | | | | |
| | | | | | | |
| |1.4.4. не менее двух на уровне | | | | + | + |
| |разговорной речи (языка международного | | | | | |
| |общения или языка, наиболее | | | | | |
| |употребляемого клиентами гостиницы в этом| | | | | |
| |регионе) для директора или управляющего | | | | | |
| |гостиницей и два иностранных языка (один | | | | | |
| |- свободное владение) для сотрудников, | | | | | |
| |непосредственно контактирующих с гостями;| | | | | |
| | | | | | | |
| |1.4.5. не менее двух на уровне | | | | | + |
| |разговорной речи (языка международного | | | | | |
| |общения или языка, наиболее | | | | | |
| |употребляемого клиентами гостиницы в этом| | | | | |
| |регионе) для директора или управляющего | | | | | |
| |гостиницей и минимум два иностранных | | | | | |
| |языка - свободное владение для | | | | | |
| |сотрудников, непосредственно | | | | | |
| |контактирующих с гостями. | | |
| |
|
| |требования к персоналу : | | | | | |
| | знание и соблюдение должностных | + | + | + | + | + |
| |инструкций, правил внутреннего | | | | | |
| |распорядка; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- знание и соблюдение стандартов | + | + | + | + | + |
| |предприятия и технологий обслуживания; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- знание и соблюдение | + | + | + | + | + |
| |санитарно-эпидемиологических норм и | | | | | |
| |правил; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- знание и соблюдение мер пожарной | + | + | + | + | + |
| |безопасности, правил охраны труда и | | | | | |
| |техники безопасности; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- знание и соблюдение инструкций о | + | + | + | + | + |
| |действиях в чрезвычайных ситуациях; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- умение оказать первую помощь в ЧС; | + | + | + | + | + |
| | | | | | | |
| |- знание требований нормативных и | + | + | + | + | + |
| |технических документов на услуги средств | | | | | |
| |размещения; | | | | | |
| | | | | | | |
| |- знание и умение работать с системами: | | | | | |
| | | | | | | |
| |- система управления гостиницей (PMS - | | | + | + | + |
| |Property Management System) | | | | | |
| | | | | | | |
| |- глобальная система бронирования (Global| | | + | + | + |
| |Distribushion System) для сотрудников | | | | | |
| |службы бронирования и службы приема и | | | | | |
| |размещения | | | | | |
| | | | | | | |
| |- система управления рестораном (Point Of| | | + | + | + |
| |Sales) для персонала службы питания | | | | | |
| | | | | | | |
| |- система финансово-бухгалтерского учета | | | + | + | + |
| |(Accounting System) для | | | | | |
| |планово-финансовой службы.
Слайд 21Свидетельство о присвоении гостинице
содержит: наименование аккредитованной организации, проводившей классификацию;
дату и номер
выдачи; полное название гостиницы и иного средства
размещения; место
нахождения; присвоенную категорию; должность, фамилию, имя и отчество
руководителя аккредитованной организации и его подпись, заверенную
печатью.
Копия свидетельства направляется в Минспорттуризм России для внесения в перечень классифицированных гостиниц и иных средств размещения.
Слайд 22Дополнительная оценка
Аккредитованные организации проводят дополнительную оценку соответствия гостиниц и
иных средств размещения соответствующей категории в следующих случаях:
- наличие информации о претензиях к гостинице и иному средству размещения, имеющему свидетельство о присвоении категории, поступившей в Минспорттуризм России, в аккредитованную организацию или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
- наличие изменений в планировке помещений, технологии оказания услуг, организационной структуре гостиницы и иного средства размещения, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг.
Слайд 23Знак категории
Знак категории гостиницы и иного средства размещения графически представляет
собой совокупность от одной до пяти пятиконечных звезд, правильной
формы произвольного размера.
Основанием для применения Знака категории гостиницы и иного средства размещения является свидетельство о присвоении соответствующей категории.
Графическое изображение, геометрические характеристики знака категории гостиницы и иного средства размещения должны соответствовать следующим требованиям:
- знак категории гостиницы и иного средства размещения имеет прямоугольную форму с изображением пятиконечных звезд в количестве, соответствующем присвоенной категории.
- изображение звезд размещается в один ряд в средней части знака. - в верхней части знака наносится надпись следующего содержания:
Слайд 24Знак категории
"Государственная система классификации объектов туристской индустрии"
- знак изготавливается из любого прочного материала, обеспечивающего длительное использование
при соответствующих климатических условиях.
- цветовая гамма знака должна обеспечивать четкое восприятие нанесенной на него информации.
- высота знака - 400 мм, ширина - 500 мм.
- знак размещается у главного входа в гостиницу или иное средство размещения.
- для гостиниц и иных средств размещения категории "мини-отель"
вместо изображения звезд располагается текст: "мини-отель".
Слайд 25Классификация гостиничных предприятий
1. Уровень комфорта.
2. Вместимость номерного фонда.
3. Функциональное назначение.
4.
Месторасположение.
5. Продолжительность работы.
6. Обеспечение питанием.
7. Продолжительность пребывания.
Слайд 26Классификация оп уровню комфорта
Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми
которого являются:
состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных),
многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;
состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;
наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.п.;
состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;
информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;
обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Слайд 27Классификация по вместимости
1) малые ( 50—150 номеров);
2) средние (от
150 до 300 номеров);
3) большие (от 300 до 600 номеров);
4)
гиганты (более 600 номеров).
Классификация отелей по размерам позволяет сравнивать результаты производственной деятельности однотипных отелей, по полноте сервиса
Слайд 28Классификация по назначению
гостиницы делового назначения — гостиницы для туристов, основной целью
и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность
гостиницы для отдыха — гостиницы
для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых
транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки.
гостиницы для постоянного проживания
Слайд 29Классификация гостиниц по месторасположению
1) гостиницы, расположенные в черте города (в
центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения,
отели-люкс, гостиницы среднего класса;
2) гостиницы, расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50, 100, 150, 200, 250, 300 м);
3) гостиницы, расположенные в горах. Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха.
Слайд 30Классификация гостиниц по продолжительности работы
1) работающие круглогодично;
2) работающие два сезона;
3)
односезонные.
Классификация гостиниц по продолжительности пребывания гостей:
- для длительного пребывания
клиентов;
- для кратковременного пребывания.
Слайд 31Классификация гостиниц по обеспечению питанием
1) гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение
+ трехразовое питание);
2) гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.
Классификация гостиниц
по уровню цен на номера
1) бюджетные;
2) экономичные;
3) средние;
4) первоклассные;
5) апартаментные;
6) фешенебельные.
Слайд 32Типология гостиниц
отель — традиционный тип гостиничного предприятия, располагающийся, как правило, в
крупном городе, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предоставляющий широкий набор
дополнительных услуг и высокий уровень комфорта
отель-люкс — малое или среднее по вместимости гостиничное предприятие, обычно расположенное в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий сервис самым требовательным клиентам — участникам конференций, деловых встреч, бизнесменам, высокооплачиваемым специалистам. Характерна высокая цена номера, включающая все возможные виды обслуживания. Номера имеют несколько комнат, непременно гостиную и изолированную спальню.
гостиница (среднего класса) — предприятие по вместимости больше отеля-люкс (400—2000 мест), располагающееся в центре города или городской черте. Предлагает достаточно широкий набор услуг, и уровень цен на них такой же, как в регионе расположения, или несколько выше. Рассчитано на прием бизнесменов, индивидуальных туристов, участников конгрессов, конференций;
Слайд 33
Типология гостиниц
гостиница-апартамент — предприятие по вместимости малых или средних размеров (до
400 мест), характерное для крупного города с непостоянным населением. Предоставляет
номера квартирного типа, используемые в качестве временного жилья, чаще всего на базе самообслуживания. Цена обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает семейных туристов и бизнесменов, коммерсантов, останавливающихся на длительный срок;
отель-курорт — предприятие со значительными различиями по вместимости, предлагающее полный набор услуг гостеприимства и, кроме того, комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается в курортной местности;
мотель — средство размещения автотуристов, приспособленное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплекса услуг, как это предлагают отели. В основном это простые одноэтажные или двухэтажные сооружения, расположенные вне городской застройки — в пригороде у автомагистралей. Это малые или средние по вместимости предприятия (до 400 мест). Характерно среднее качество обслуживания при небольшой численности персонала.
отель-гарни — предприятие, представляющее клиентам ограниченное количество услуг (размещение и континентальный завтрак);
Слайд 34Типология гостиниц
частная гостиница типа «ночлег и завтрак» — тип гостиниц, получивший
широкое распространение в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости,
расположенная в пригороде или сельской местности. В обслуживание, как правило, входят завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиенты — коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту;
апарт-отель — гостиничное предприятие, состоящее из нескольких квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан на самообслуживание, в том числе на самостоятельное приготовление гостями еды. В Европе получила развитие разновидность апарт-отеля — анонимный пансион, когда владельцы квартир заключают договор с агентством о сдаче своей жилплощади — одной из квартир жилого дома; пансион — предприятие с простым стандартом и ограниченным спектром услуг, но здесь предоставляются завтраки, обеды и ужины (полный пансион), которые могут получить только постоянно проживающие здесь клиенты. Пансион широко распространен в мировой практике. Проживание в пансионе обходится гораздо дешевле, чем в обычных гостиницах. Он не попадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стандартам. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на проживание 10—20 человек (иногда количество мест доходит до 50). Чаще всего он принадлежит одной семье, которая и обслуживает постояльцев. Для пансионата характерна атмосфера радушия и тепла, что наряду с низкими ценами привлекает клиентов;
Слайд 35Типология гостиниц
гостиный двор — предприятие, отличающееся от отелей упрощенным стандартом обслуживания,
меньшей вместимостью, отсутствием ряда общественных помещений для встречи и пребывания
гостей (холлов, вестибюлей, гостиных). В структуре гостиного двора обязательно наличие ресторана или бара.
бунгало — небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Получил широкое распространение в международных молодежных туристических центрах;
кемпинг — лагерь для авто-, мото-, велотуристов, обычно расположенный в загородной местности, иногда недалеко от мотеля. Туристам предоставляются места для ночлега, часто в палатках или летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуального приготовления пищи и некоторыми элементарными удобствами;
ротель — передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами (спальными отсеками), в которых расположены спальные кресла. Имеются отсек для переодевания, общая кухня, холодильник, общий туалет;
Слайд 36Типология гостиниц
флотель — крупная плавающая гостиница, большой отель на воде, специально
оборудованное судно. Туристам предлагаются комфортабельные номера и ассортимент услуг для
активного отдыха — бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций, библиотека, разнообразное информационное обеспечение (телефон, факс, компьютер и т.п.). В последнее время часто используется для организаций бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих туров;
флайтель — чрезвычайно дорогой и немногочисленный вид гостиниц. Оборудован посадочной площадкой и системой связи с метеослужбами;
ботель - небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно;
акватель — стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используемый в качестве отеля.
Слайд 37Классификация средств размещения, рекомендуемая ВТО
Слайд 38Пиктограммы гостиничного сервиса