Слайд 2Подготовка встречи
Внесение одной стороной предложения о медиации
Обращение специалиста к другой
стороне с предложением об использовании процедуры медиации для урегулировании спора
Процедура
начинается с момента согласие второй стороны на проведение медиации, в случае отказа медиация не состоится
Слайд 4Вступительное слово
Во вступительном слове объясняется, что такое медиация, принципы медиации, особое
внимание обращается на конфиденциальность происходящего процесса, рассказывается о правилах поведения участников, объясняется
право проводить индивидуальные беседы с каждой из сторон(кокусы), выясняется мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагается участникам подписать соглашение об участии в медиации.
Цель вступительного слова — сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров, создать атмосферу доверия как к процессу, так и к самому медиатору.
Слайд 5Презентация сторон
Данную стадию еще называют -"время беспрепятственно высказаться".
На этой
стадии медиатор предлагает сторонам поочередно рассказать виденье ситуации, в том
числе какие разногласия возникли между сторонами в их отношениях, каковы причины возникновения спора и какого результата переговоров они ожидают.
Для того, чтобы начать презентацию, необходимо определиться с очередностью. В связи с этим медиатор задает сторонам вопрос о том, кто из них хочет начать первым. В случае, если обе стороны желают начать первым, либо наоборот никто не решается выступить, как правило, медиатор предлагает рассказать историю события лицу, инициировавшему процедуру медиации.
Слайд 6Поскольку на презентации сторон происходит исследование обстоятельств спора и интересов
сторон, для уточнения правильности понимания воспринятой информации, медиатор может задавать
вопросы. Кроме того, после выступления каждой стороны медиатор дает обратную связь, кратко пересказывая и\или резюмируя важные моменты, которые были сказаны участником.
То есть медиатор использует техники активного слушания
Слайд 8дискуссия
По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по
поводу услышанного, высказать свои замечания
В том случае, если во время
дискуссии страсти накаляются и дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения индивидуальных бесед(кокуса).
Слайд 9дискуссия
Цель – сформулировать вопросы для переговоров
Дать возможность выразить эмоции
Понять эмоциональную
строну конфликта
Получить дополнительную информацию о сути конфликта
Уточнить позиции по поводу
желаемого результата
Выделить основные вопросы , которые волнуют стороны
Слайд 10кокус
В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с
каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время,
затраченное на кокус.
Слайд 11кокус
ЦЕЛЬ – подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам
Работать с эмоциями
Выявить
истинные интересы стороны
Выявить наличие конфиденциальной информации
Преобразовать позицию, исходя из реальных
интересов
Сформулировать вопросы для обсуждения со второй стороной
Подготовить формулировки возможных предложений, исходя из интересов, а не первоначальных позиций
Проверить предложения на реалистичность
Во время кокуса НЕЛЬЗЯ
сочувствовать стороне,
давать оценки происходящему;
навязывать свои выводы;
соглашаться со спорщиком;
сообщать лишнюю информацию;
быть назидательным;
морализировать поведение сторон;
брать на себя функции защитника;
нарушать конфиденциальность;
проводить переговоры;
давать советы;
оказывать психологическую помощь
Слайд 12Позиция – формулировка решения
Интерес – то, что заставило принять решение
Потребность
– для чего мне то, что заставило принять решение
Разница позиции,
интересов и потребностей
Слайд 14Общая сессия и выработка соглашения
Стороны обмениваются предложениями по решению каждого
вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из
самых важных в процессе медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимости услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетворяющему обоих, и т.д. Совсем не обязательно, чтобы в каждой ситуации медиатор активно выполнял все перечисленные функции. Иногда сторонам лучше не мешать, но держать руку на пульсе переговоров необходимо.
Слайд 15Общая сессия и выработка соглашения
Цель - выработать варианты предложений для
урегулирования конфликтов
Согласовать вопросы для обсуждения
Определить порядок обсуждения
Проверить предложения на реалистичность
Уточнить,
как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации
Проверить, насколько выдвигаемые предложения соответствуют интересам сторон
Не должны включаться в перечень вопросов явно провозглашенные интересы сторон.
Оглашаются общие (совпадающие) пункты
Оглашаются дополнительные пункты одной из сторон и проверяются на реалистичность.
Корректируются неточности, вносятся изменения.
Слайд 16Проверка соглашения на реалистичность
В том случае если какое-либо из предложений
не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению
и выработке нового предложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и приемлемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляемый договор (предварительно в случае необходимости редактируются). Составленное соглашение должно однозначно трактоваться каждой стороной.
Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами возможных последствий неисполнения составленного соглашения. Стороны должны представлять себе последствия и действия друг друга в случае невыполнения соглашения одной из них.
Слайд 17Завершение медиации
Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о
результатах работы.
Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением;
во-вторых, насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, обратились бы они снова к процедуре медиации для разрешения конфликтов.
Слайд 18Полный процедурный шаблон медиации с примерами, щелкните чтобы скачался\открылся файл
PDF
Пример вступительного слова,
щелкните чтобы скачался\открылся файл PDF
Слайд 19Пример медиации
В полноформатном режиме достаточно нажать «Пример медиации», в обычном
по щелчку правой кнопкой мышки «открыть гиперссылку»