Слайд 3Структура проекта (продолжение)
Слайд 4Этапы работы над проектом
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
выбор темы и её
конкретизация
ПОИСКОВЫЙ
определение и анализ проблемы;
уточнение тематического поля и темы проекта,
её конкретизация;
постановка цели проекта.
Слайд 5Этапы работы над проектом
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
анализ имеющейся информации;
сбор и изучение
информации;
поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений),
построение алгоритма деятельности;
составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
анализ ресурсов.
Слайд 6Этапы работы над проектом
ПРАКТИЧЕСКИЙ
выполнение запланированных технологических операций;
текущий контроль качества;
внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Слайд 7Этапы работы над проектом
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
подготовка презентационных материалов;
презентация проекта;
изучение возможностей
использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
Слайд 8Этапы работы над проектом
КОНТРОЛЬНЫЙ
анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения
проекта.
Слайд 9Подготовительный этап
Выбор темы:
преподаватель предлагает список примерных тем для работы над
проектами.
Требования к теме:
формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент,
подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему;
проблема может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
тема должна быть конкретной, актуальной.
Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами групп.
Слайд 10Поисковый этап
Определение и анализ проблемы
ПРОБЛЕМА - др.греч. «problema» переводится как
«задача», «преграда», «трудность».
Главная задача - найти что-то необычное в обычном,
увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
между известным и неизвестным;
между знаниями и умениями;
между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
между потребностями и возможностями их реализации.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, ее решение должно быть важно для обучающегося.
Слайд 11Поисковый этап (продолжение)
Проводим анализ проблемы, выделяя причины и последствия ее
существования, определяя, решаема ли проблема, заинтересован ли кто-то в решении
этой проблемы. Таким образом точнее определяем тематическое поле проекта.
Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
На основе проблемы ставим цель своего проекта.
Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения студента)?»
Определив цель, предлагаем один или несколько способов достижения цели (отвечаем на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).
Слайд 12Поисковый этап (продолжение)
Определяем задачи, которые указывают на промежуточные результаты и
отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель
проекта была достигнута (чтобы результат был получен).
Задачи уточняют цель.
Слайд 13Аналитический этап
Проводим поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
Осуществляем выбор.
Осуществляем процесс планирования.
Оценивает ресурсы.
Чтобы составить план, надо ответить
на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы мы можем использовать, а затем выстроить их по порядку.
Методы исследования:
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что вы исследуете;
познакомиться с кино- и телефильмами;
найти информацию в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Слайд 14Аналитический этап (продолжение)
Выдвигаем гипотезу
Гипотеза - это предположение, еще не доказанная
логически и не подтвержденная опытом догадка.
Обычно гипотезы начинаются со
слов: «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».
В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.
Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.
Слайд 15Этапы работы над проектом (продолжение)
Практический, презентационный, контрольный этапы
Слайд 16Практический этап
Действия студента:
Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или
в комбинированном режиме
Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты
При необходимости
консультируется с руководителем
Преподаватель выступает преимущественно в роли консультанта.
Слайд 17Как составить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план,
надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое
о том, что исследуем?»
Для этого надо определить, какие методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.
Слайд 18Методы исследования:
самоанализ;
изучение учебной литературы;
знакомство с кино- и
телефильмами;
изучение источников информации в сети Интернет;
беседа с людьми;
наблюдение;
Эксперимент
Подбор методов и план работы зависят от того, что вы исследуете
Слайд 19Основные особенности методов исследования
1. Самоанализ
Задать себе вопросы:
Что я
знаю об этом?
Какие суждения могу высказать по этому поводу?
Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
Слайд 20Основные особенности методов исследования
2. Изучение учебно-научной литературы
Изучить уже известное и
двигаться дальше открывать новое.
Запишите все, что вы узнали из книг.
Слайд 21Основные особенности методов исследования
3. Знакомство с кино- и телефильмами
Просмотрите
научные, научно-популярные и художественные фильмы по теме исследования.
Запишите все, что
вы узнали нового из фильмов.
Слайд 22Основные особенности методов исследования
4. Изучение источников информации в сети Интернет
Изучите
Интернет-источники по теме исследования.
Запишите все, что помог узнать компьютер.
Компьютер
поможет строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.
Слайд 23Основные особенности методов исследования
5. Беседа с людьми
Побеседуйте со специалистами и
другими людьми.
Запишите информацию, полученную от людей.
Слайд 24Основные особенности методов исследования
6. Наблюдение.
Наблюдайте и анализируйте.
Запишите информацию,
полученную с помощью наблюдений.
Слайд 25Основные особенности методов исследования
7. Эксперимент
Эксперимент (от латинского «experimentum» – «проба,
опыт») - ведущий метод познания в большинстве наук, с помощью
которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.
Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.
Слайд 26К концу практического этапа должны быть:
собраны все сведения
сделаны все необходимые
расчеты и наблюдения
проведены эксперименты
Слайд 27Презентационный этап
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта:
видеофильм
альбом
газета
бюллетень
альманах
аппарат
сайт
костюм
макет
словарь
прибор
атлас
передвижная выставка
виртуальная экскурсия
генеалогическое древо
буклет
игра
комплекс упражнений
реферат и т.д.
Слайд 28Подготовка к защите
кратко изложить на бумаге самое главное
рассказать об
этом аудитории слушателей, используя наглядные средства (презентацию)
Все предложенные вами мысли,
новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.
Слайд 29Для защиты потребуется:
1. Дать определения основным понятиям, используемым в
исследовании.
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. Готовясь защитить
свою исследовательскую работу, подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков.
Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.
Одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.
Слайд 30Для защиты потребуется:
3. Выявить и обозначить все замеченные вами
парадоксы.
Парадокс - утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.
В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметить все найденные вами парадоксы.
Слайд 31Для защиты потребуется:
4. Ранжировать основные идеи исследования.
Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая
идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.
5. Предложить сравнения.
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Выработать суждения и умозаключения.
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно.
Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.
Слайд 32Для защиты потребуется:
7. Сделать выводы по результатам исследования.
Исследование
теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел
его итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта.
Завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.
Слайд 33Для защиты потребуется:
9. Подготовить текст выступления.
Текст доклада должен быть
кратким, и его лучше всего составить по схеме:
почему избрана
эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Слайд 34Для защиты потребуется:
10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и
другие пособия.
11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Все присутствующие на защите
могут задавать вопросы автору исследования.
Для того чтобы подготовиться к ответам на вопросы, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы.
Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.
Слайд 35Контрольный этап
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1.Самостоятельность работы над
проектом
2. Важность, актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия
темы
4. Глубина исследования проблемы
5. Оригинальность решения проблемы
6. Оригинальность предложенных решений
7. Артистизм и выразительность выступления
8. Как раскрыто содержание проекта в презентации
9. Качество выполнения продукта
10. Использование средств наглядности, технических средств
11. Убедительность презентации
12. Ответы на вопросы