Слайд 1Этика делового общения
Нравственное поведение и нравственное сознание
АВТОР: к.ф.н., доцент З.В.
Безвесельная
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА
План лекции
1.Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
2.Структура нравственного сознания.
3.Основные этические категории.
4.Роль справедливости в деловых взаимоотношениях.
Слайд 3Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
Мировоззрение - это система взглядов на мир и
место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам
основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности и ценностные ориентации.
Слайд 41. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
Структура мировоззрения:
Знания
Духовные ценности
Принципы, идеалы, убеждения.
Слайд 51. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
Нравственные ценности – это этические
идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются
честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм
Слайд 61. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение.
Поведение - это определённый
сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои
действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Слайд 72. Структура нравственного сознания.
Нравственное сознание –
это одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его
формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. Иногда это понятие употребляется как синоним морали.
Слайд 82. Структура нравственного сознания.
Нравственное сознание представляет собой
систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Слайд 92. Структура нравственного сознания.
Нравственное сознание включает в себя
два уровня отражения действительности:
эмоционально-чувственный
рациональный.
Слайд 102. Структура нравственного сознания.
Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания охватывает совокупность
нравственных чувств и переживаний. Позитивные (нравственные) чувства направлены на благо
человека. Их примером являются чувства сострадания, справедливости, патриотизма, уважения, достоинства, чести и т. д. Негативные (безнравственные) чувства направлены против человека. Это может быть зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость и т. д.
Слайд 112. Структура нравственного сознания.
На рациональном уровне нравственное сознание выступает
в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные нормы
— это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, («Будь правдив»), негативные нормы запрещают какие-либо действия, («Не завидуй» Более сложной формой нравственного сознания являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основные принципы морали: гуманизм, коллективизм, справедливость, законность и др.
Слайд 123. Основные этические категории.
Добро - наиболее
общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.
Слайд 133. Основные этические категории.
Зло - наиболее общая
нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и
поведении людей.
Слайд 143. Основные этические категории.
Долг - этическая категория,
обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.
Слайд 153. Основные этические категории.
Совесть – это способность
личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать
от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Слайд 164. Роль справедливости в деловом общении.
Справедливость– это
понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния:
в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
Слайд 174. Роль справедливости в деловом общении.
В этике
бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся
на три этических направления, представленные в работах М. Валаскеса, Дж. Ролза и Л. Нэша:
- принцип справедливости;
- принцип права;
- принцип утилитаризма (практицизма).
Слайд 184. Роль справедливости в деловом общении.
Американский социолог Л.
Хосмер сформулировал современные этические принципы справедливости, опирающиеся на аксиомы мировой
философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.
Таких принципов и, соответственно, аксиом десять:
Слайд 194. Роль справедливости в деловом общении.
1. Никогда не делай
того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей
компании.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.
3. Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель.
Слайд 204. Роль справедливости в деловом общении.
4. Никогда не делай
того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные
нормы общества.
5. Никогда не делай того, что не ведет к благу, а к вреду для общества, в котором ты живешь.
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
Слайд 214. Роль справедливости в деловом общении.
7. Никогда не делай
того, что ущемляет установленные права других.
8. Всегда поступай так, чтобы
максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе.
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
Слайд 22Выводы по теме
Нравственное сознание является важной частью мировоззрения личности, определяет
ее жизненные принципы и поведение.
Нравственное сознание имеет сложную структуру,
включающую уровни, нравственные нормы и принципы, основные этические понятия и категории.
Важнейшим принципом деловой этики является справедливость, включающая принципы соответствия вклада и воздаяния, гуманизма и другие.
Слайд 23Рекомендуемая литературы по теме
Основная литература:
1. Профессиональная этика и психология делового
общения: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.:
ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018.
2. Деловое общение / Кузнецов И.Н., - 7-е изд., пересм. - М.: Дашков и К, 2018.
3. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2017.
Слайд 24Рекомендуемая литература по теме
Дополнительная литература:
1. Этика: учеб. пособие /
А.М. Руденко, В.В. Котлярова, М.М. Шубина [и др.]; под ред.
А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017.
2. Политическая и социальная этика: генезис и современное состояние: Монография / Федорченко С.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
3. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие / Семенов А.К., Маслова Е.Л., - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2017.
4. Актуальные проблемы культуры деловой коммуникации: Статья / Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017
5. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты : учеб. пособие / А.М. Пивоваров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017.
Слайд 25Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Библиотека Гумер – «Этика»: www.gumer.info
Портал
«Психология современности»: www.psymod.ru
Электронная гуманитарная библиотека: www.gumfak.ru
Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика»: www.ihtik.lib.ru
Электронная библиотечная система «Знаниум»: www.znanium.com
Слайд 26Спасибо за внимание
Ваши вопросы
Контакты