Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Термелева Анна Евгеньевна
Ассистент кафедры общего и
стратегического
менеджмента
Слайд 2ТЕМА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
(Паблик Рилейшнз):
ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОРИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ
1. Подходы к определению PR.
2. Основные функции, цели и операции,
используемые в PR.
3. Определение основных понятий.
4. Становление PR как области знаний и сферы деятельности.
Слайд 31. Подходы к определению PR.
Более распространены:
русифицированный вариант
«Связи с общественностью».
американизм «Паблик рилейшнз»
(3-й американский президент Томас Джефферсон, 1807 г. )
сегодня более 500 определений!!!
Слайд 43 подхода к PR:
1) альтруистический подход. Ярким примером является определение
данное Сэмом Блэком: «PR – это искусство и наука достижения
гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Слайд 52) компромиссный подход. Например, такое определение: «PR - это деятельность
по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику».
3)
прагматический подход. Например, в Словаре иностранных слов, изданном в 1995 г. в МГУ было дано следующее определение: «PR – это организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия и повышения его репутации…»
Слайд 6Функциональный и организационный аспект
4) В функциональном отношении, PR - это
система методов и приемов, с помощью которых достигается желанное «взаимопонимание
и сотрудничество», определяющее в конечном счете поведение общественности (индивида, группы, контактных аудиторий).
5)В организационном плане, PR - это некое подразделение, служба, которая ориентирована на эффективное коммуникационное взаимодействие с общественностью (т.е. с внешней и внутренней средой организации).
Слайд 72. Основные функции, цели и операции, используемые в PR.
К основным
функциям PR относятся:
аналитико-прогностическая (анализ, прогнозирование тенденций, исследования);
организационно-управленческая [практически
во всех определениях PR определяется как «функция управления», «функция менеджмента», как «сознательная организация коммуникации».];
коммуникативно-информационная (ядром работы специалиста PR является работа с общественным мнением, с коммуникациями и с информацией).
консультационно-методическая (деятельность PR включает в себя обеспечение руководства организации информацией об общественном мнении; оказание помощи руководству в выработке ответных мер на воздействие негативных факторов).
Слайд 85 целей PR
(Викентьев И. «Приемы рекламы и PR»):
1. позиционирование
PR-объекта, которое включает в себя анализ того, для чего данная
марка (или компания, человек, политическая партия и т.п.); для кого она и почему кто-либо может быть заинтересован в выборе ее.
2. возвышение имиджа;
3. антиреклама (или снижение имиджа);
4. отстройка от конкурентов;
5. контрреклама (т.е. восстановление случайно сниженного имиджа).
Слайд 9Имидж - это относительно устойчивое представление о каком-либо объекте.
PR
в основе своей деятельности опирается на ряд более элементарных операций,
которые можно обозначить как присоединение и отсоединение. (Находясь в определенном символическом поле, мы можем наш объект помещать в благоприятное и неблагоприятное для него окружение.)
в PR широко используется процесс реструктуризации ситуации. (Это такое представление ситуации, в результате которого она должна предстать как положительная или отрицательная в зависимости от поставленных задач с точки зрения чисто человеческих характеристик.)
Слайд 10PR также активно использует создание специальных ситуаций (презентация, выставка, пресс-конференция,
день открытых дверей, конкурсы и т.д.), которые должны наилучшим способом
выявить сильные стороны организации, партии и т.п.
PR реализует свои цели через разного рода коммуникативные процессы, основными среди них являются:
взаимоотношения со средствами массовой коммуникации;
пресс-конференции и презентации;
выступления с речами;
продвижение корпоративного имиджа.
Слайд 113. Определение основных понятий
В целом деятельность PR представляет собой те
или иные возможности выхода на общественность, общественное мнение и общественное
настроение.
«Общественность» – это активное социальное образование, в определенный момент объединяющее всех тех, перед кем встает общая проблема, чтобы вместе искать пути ее разрешения. (Американский философ, Джон Дьюи, нач. 20 в.)
«общественность» - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию. (Алешина И.А., «Паблик рилейшнз для менеджеров»)
Слайд 12Ядром работы PR является воздействие на состояние общественного мнения.
Большинство
акций PR проводятся с целями:
1)убедить людей изменить свое мнение
по какому-либо вопросу, продукту или организации;
2)сформировать общественное мнение, когда его нет;
3)усилить существующее мнение общественности.
Слайд 13Тот, кто формирует общественное мнение, - управляет обществом.
Общественное мнение -
это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное
отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности.
То есть, общественное мнение - это оценочное суждение различных социальных групп по общественно значимым проблемам. Общественное мнение обладает известной стабилизирующей массовую аудиторию силой, делает ее управляемой.
Слайд 14Работа специалиста PR в области общественного мнения должна учитывать следующие
его особенности:
общественное мнение меняется;
потенциальная направленность поведения общественности определяется реальностями действительности;
общественное
мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами;
мнение общественности определяется ее интересами;
необходимо работать не с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты.
Слайд 15Маркетолог Ф.Котлер относит к контактным аудиториям:
СМК - газеты, журналы, радиостанции,
телецентры;
гражданские группы действия - защитники окружающей среды, национальные диаспоры, ассоциации
потребителей;
государственные учреждения - органы местной власти, налоговая инспекция, арбитраж;
местные контактные аудитории - окрестные жители, общинные организации.
финансовые круги - банки, инвестиционные компании, акционеры.
широкая публика.
внутренние контактные аудитории - собственные рабочие и служащие, управляющие, члены совета директоров.
Слайд 16Одним из ключевых понятий, относящихся к сфере PR, является понятие
«паблисити».
Изначально паблисити означало простое упоминание об организации в прессе, паблисити
– это информация, которая привлекает внимание общественности к объекту.
В настоящее время специалисты рассматривают паблисити как позитивную известность, репутацию организации [или другого объекта].
Сформировать паблисити невозможно без хороших информационных поводов.
Информационный повод – это событие или сообщение, которое из новости отдельной организации становится новостью для всех или, по крайней мере, новостью для целевой аудитории.
Слайд 174. Становление PR как области знаний и сферы деятельности.
Отношения с
общественностью являлись частью системы управления обществом с самого начала его
появления.
В ХХ веке с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации PR начинают обретать более современные и самостоятельные очертания.
Слайд 18Историческая справка
Еще в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро
паблисити. В университете штата Пенсильвания в 1904 г. был создан
собственный офис паблисити. В 1918 г. курс Паблик рилейшнз был включен в учебную программу университета штата Иллинойс.
В числе первых курс по PR был прочитан Эдвардом Бернейзом, который считается признанным пионером PR (в 1922 г.) В 1923 г. им была написана первая книга по основам PR «Кристаллизуя общественное мнение».
Уже к началу 1930-х гг. в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента.
С развитием и распространением СМК (прессы, радио, кино, TV) резко увеличилась скорость достижения аудитории. Это способствовало укреплению статуса PR.
В 1948 г. в США создается Общество PR Америки.
В 1955 г. в Лондоне создается Международная Ассоциация PR.
В начале 1970-х гг. термин «Паблик рилейшнз» приобретает широкую известность во всем мире
В 1990-ые гг. и в России, где уже несколько лет существует Российская ассоциация по связям с общественностью, действует «Гильдия работников пресс-служб и служб PR в России».
Слайд 19В настоящее время можно выделить следующие основные направления PR-деятельности:
работа по
связям с государственными учреждениями и общественными организациями [«public affairs»];
управление корпоративным
имиджем [«corporate affairs»];
создание благоприятного образа личности [«image making»];
построение отношений со СМИ [«media relations»];
взаимоотношения с инвесторами [«investor relations»];
взаимоотношения со спонсорами;
отношения с потребителями;
организация специальных событий [«событийная коммуникация»];
управление кризисными ситуациями [«Кризисные PR»];
управление процессом адекватного восприятия аудиторией посылаемых ей сообщений [«message management»];
создание хороших отношений с персоналом («Внутренние PR»).