Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 2Психология делового общения
Деловое общение — это коммуникация, обмен информацией, значимой
для участников общения. Для достижения успеха во время встречи необходимо
побудить собеседника к общению, создать поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решения.
Слайд 3Установление контакта (ряд этапов)
Слайд 4Невербальное поведение
«Золотое правило» Евгения Вахтангова звучит так: «Всякий, кто
хочет быть приятным, всегда неприятен тем самым, что хочет быть
приятным».
Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.
С мимикой тесно связан взгляд, т.е. визуальный контакт. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.
Скованный собеседник редко пользуется доверием.
И, наконец, поза — положение человеческого тела, типичное для данной культуры. В силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются.
Слайд 5Вербальное общение
Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят
теми или иными делами.
Начинать разговор надо со слов «Вам
не кажется…» или «Вы не могли бы…», а не со слов «я», «мне».
Слишком быстрая многословная речь создает впечатление о человеке как о недостаточно надежном, основательном.
Слишком медленная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакций этого человека, не оперативности в деловых отношениях.
Повысить эмоциональный тонус собеседника
При выборе слов надо стараться употреблять простые, общеизвестные и всем понятные слова, при этом слова должны наиболее точно выражать вашу мысль.
Слайд 6Вербальное общение (обращение к собеседнику)
Во время обращения к собеседнику старайтесь
правильно запомнить его имя и отчество.
Во время переговоров и в
деловом общении обращайтесь с таким именем, под каким его вам представили.
Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы.
Будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Слайд 7Учитесь слушать!
Ошибки слушающих: они используют промежутки речи для побочных мыслей
и теряют нить изложения; они все силы направляют на запоминание
первых пунктов, оставляя без внимания последующую информацию (если пунктов много, их записывают в блокнот); они «выключаются», когда собеседник говорит «заумно».
Слайд 8Умение говорить (правила)
а) избегать прямых негативных оценок личности собеседника;
б)
снимать категоричность в речи;
в) не навязывать собственных мнений и
оценок;
г) уметь встать на точку зрения партнера;
д) смотреть на слушающего, повышая его степень заинтересованности;
е) начинать разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт, продумать переход к основному вопросу;
ж) следить за логикой;
з) использовать паузы, т.к. концентрация внимания: от 45 секунд до 1,5 минуты;
и) исходить из того, что собеседник — не противник в споре, не оппонент, а партнер.
Слайд 10Принятие решения и выход из контакта
Даже самый трудный разговор доводится
до положительного результата, если он искренний и не вызывает ощущение
неловкости. Мудрые говорят: при согласии незначительные дела вырастают, при несогласии — величайшие гибнут (Гай Саллюстий Криси).
Для успеха беседы очень важен этап её завершения. Заключительная часть должна быть яркой, аргументированной, конкретной. Все недоразумения необходимо устранить в процессе обсуждения. На все вопросы надо иметь конкретные ответы.
Слайд 11Мобильное/телефонное общение
При разговоре по телефону вы лишаетесь невербальных средств общения
(мимики, жестов, выражения глаз, позы и т.д.), зато обостряются все
недостатки речи. Теперь особое значение приобретают тон, тембр голоса, интонации. Обращайте внимание не только на то, что говорит собеседник, но и на то, как он это говорит, чтобы понять, в каком психологическом состоянии он находится.
Телефон является одним из самых сильных психологических раздражителей на работе.
Слайд 12Электоронное/виртуальное общение
Интернет — это первая в истории цивилизации среда общения,
порядок в которой поддерживается самими пользователями.
Интернете постарайтесь по возможности
не отнимать время у других и не позволяйте никому отнимать его у вас, и тогда общение в виртуальном мире будет плодотворным и радостным.