Слайд 1Этикет в Древней Руси
Вакуленко Екатерина 8 «В»
Слайд 2Этикет в Древней Руси
Характерной особенностью этикета в Киевской Руси являлась
его теснейшая связь с христианской моралью. Поведение человека в эпоху
русского Средневековья считалось приличным и достойным только в том случае, если он везде и всюду, как в общественной жизни, так и в семейном кругу, безоговорочно следовал нормам христианской религии. Так, величайшими добродетелями честного христианина на Руси были смирение, покорность, богобоязненность. Разумеется, все эти качества должны были в полной мере воплощаться в поведении человека: лишь в этом случае он мог рассчитывать на уважение и почтение со стороны ближних.
Слайд 3Этикет в Древней Руси
Нормы этикета в Киевской Руси играли огромную
роль в жизни людей всех сословий. Об этом можно судить
по сохранившимся памятникам древнерусской литературы. Несмотря на исключительное богатство жанров, сюжетов и стилей, все они были буквально насквозь пронизаны дидактизмом. Можно сказать, что вся литература Древней Руси преследовала единственную цель-воспитание добропорядочных христиан. При этом важно было не столько духовное содержание человека, сколько внешние проявления — поведение, манера разговора и т. д.
Слайд 4Этикет в Древней Руси
Какие же правила этикета диктовала вера? Прежде
всего, православный христианин должен был во всем проявлять смирение, остерегаться
гордыни: с почтением относиться к старшим, любить младших, уважать всех своих ближних независимо от их социальной принадлежности. Неоспоримыми достоинствами признавались умеренность и сдержанность (в еде, разговоре и т. д.). Согласно правилам древнерусского этикета, совершенно непозволительным считалось сквернословие: в эпоху правления князя Ярослава даже была установлена система Штрафов за оскорбление словом.
Слайд 5Этикет в Древней Руси
Строго осуждались в Древней Руси алчность и
корыстолюбие. Хороший человек был обязан всегда накормить голодного, дать приют
страннику, помочь больному.
В общении с малознакомыми людьми следовало проявлять осторожность, не доверять всякому; тем не менее истинная дружба считалась священной.
Слайд 6Этикет в Древней Руси
Особое внимание в этикете Киевской Руси уделялось
поведению за столом. Как уже говорилось выше, в еде и
питье следовало проявлять умеренность, а в беседе больше слушать и размышлять, чем говорить. Вообще, искусство застольной беседы было очень важной частью культуры Древней Руси, и подходить к ней следовало очень серьезно, тщательно выбирая как тему разговора, так и собеседника.
Слайд 7КАК ЗДОРОВАЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 8КАК ЗДОРОВАЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Приветствие у наших предков всегда
считалось обязательным знаком уважения к ближнему. В крестьянском быту было
принято здороваться с первым встречным незнакомцем, не говоря уже о родственниках и соседях. Даже если крестьяне в ссоре, в большинстве случаев они удостаивали друг друга приветствием. Исключением была лишь откровенная вражда. Во многих губерниях поселяне соблюдали естественный и органичный обычай поздороваться и остановиться ненадолго, чтобы перекинуться друг с другом парой слов. Чаще всего это были шутки. Форм приветствия на Руси было несколько, но смысл у них оставался один – при встрече люди желали друг другу здоровья, мира, благополучия и христианского спасения.
Слайд 9Здрав буди, боярин!
Современная форма «здравствуй» образовалась от словосочетаний «будь здрав»,
«здравия желаю», «доброго здравия». Самый древний «былинный» вариант - «гой
еси», что по сути означало то же самое – живи и здравствуй. Последнее слово происходит от праславянского «сдорв», что обозначает «хорошее дерево». То есть под «здоровьем» подразумевается крепость, твердость, выносливость – символом всего этого у наших предков было дерево.
Слайд 10Бог в помощь
Кроме того, в крестьянском быту широко использовались христианские
приветствия. На возглас «Бог в помощь!» отвечали «Во славу Божию!»
или «Слава Богу», на фразу «Христос посреди нас!» отзывались «Есть и будет!». А более длинное приветствие в форме законченной молитвы до сих пор в ходу в наших монастырях: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!», на что человек ответствовал «Аминь!».
Слайд 11Челом бьём
Приходя в гости в чужую избу, поселяне снимали в
сенях шапку и, кланяясь в пояс, громко возглашали: «Мир вашему
дому!» Такое приветствие должны были услышать все, кто находился в доме, поэтому его почти выкрикивали. Приветствия в адрес особо уважаемых людей, дворян, представителей высших сословий, священников и стариков у крестьян также сопровождались поясным поклоном. Иногда при этом касались рукой сердца и опускали её вниз. Иногда кланялись до земли, трогая её руками.
Слайд 12Рукопожатия и объятия
Рукопожатия в значительной степени прижились в основном в
дворянской среде и у городских жителей. Изначально открытая ладонь воина
означала добрые намерения и отсутствие в руках оружия. В древности кроме традиционного рукопожатия, у витязей было принято обхватывать друг у другу запястья. А вот объятия «сердцем к сердцу» были распространены и у крестьян. Конечно, чаще всего таким образом братались при встрече родственники после долгой разлуки, но во многих губерниях односельчане обнимались в храме перед исповедью, испрашивая друг у друга прощения.
Слайд 13Христосования
В течение сорока дней после светлого праздника Пасхи наши предки
при встрече в обязательном порядке христосовались. Вместо повседневных приветствий и
стар и млад произносил «Христос воскресе!», на что следовал ответ «Воистину воскресе!», а потом люди троекратно целовали друг друга в щёки. Обычно в первую очередь приветствие начинал младший по чину или возрасту человек, а старший произносил в вторую его часть. Кроме того, вне зависимости от календаря, троекратные поцелуи позволяли себе при встречах родные и близкие, а также духовные лица. Обычно это сопровождалось объятиями и рукопожатиями. Представители всех сословий при встрече со священником обычно испрашивали у него благословения, при котором было принято целовать его руку или наперсный крест. А традиция лобызать мужчинами дамские ручки при встрече пришла к нам из Европы и распространилась лишь в дворянской и мещанской среде.