Слайд 1 Этико-правовое регулирование
медико-биологических экспериментов
Биоэтические проблемы прокреации
Лекция №
Слайд 2В августе 1947 года - завершился длившийся десять месяцев Нюрнбергский
трибунал
Слайд 3На Нюрнбергском процессе мир впервые подверг сомнению добросовестность врачей и
врачебную этику
Слайд 4Документ носил необязательный характер, а принципы, изложенные в нем, представляли
собой не требования закона, а требование морали.
Это первый международный документ,
в котором впервые в международной практике были сформулированы принципы проведения экспериментов на человеке
Нюрнбергский кодекс
Слайд 5 Новый международный документ, принят в 1964 году Генеральной
Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации (ВМА)
« Х е л ь с
и н к с к а я
д е к л а р а ц и я »
Слайд 6исследования, преследующие главным образом чисто научные цели и не имеющие
прямого диагностического или лечебного значения для испытуемого («неклинические исследования»)
2 типа
медико-биологических исследований (МБИ)
преследующие диагностические и лечебные цели и проводимые в интересах пациента («клинические исследования»)
Слайд 7 Требование, согласно которому исследователь обязан гарантировать точность публикуемых
им результатов проведенного исследования, а также то, что оно проводилось
в соответствии с принципами, провозглашаемыми в «Декларации».
Требование, согласно которому «цель и методы проведения любой экспериментальной процедуры на человеке должны быть рассмотрены независимым этическим комитетом»
Слайд 8 «Конвенция о правах человека и биомедицине»
принята
Комитетом Министров Совета Европы в ноябре 1996 г.
Подписание «Конвенции» означает
принятие на себя определенных обязательств перед международным сообществом
Слайд 9 Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные
проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины были
подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций
Каждое из государств, подписавших «Конвенцию», обязуется предпринять необходимые шаги по совершенствованию внутреннего законодательства с тем, чтобы оно отражало положения «Конвенции»
Слайд 10«Интересы и благо
отдельного
ч е л о
в е к а
должны
превалировать
над интересами
общества и
науки»
Слайд 11Этика проведения экспериментов
на животных
Слайд 12 «Положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях» (ВМА) 1989г.
«Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные
и принятые Международным Советом Медицинских Научных Обществ (CIOMS).
Слайд 13Необходимо стремиться к замене экспериментальных животных за счет использования математических
моделей, компьютерного моделирования и биологических систем in vitro
Слайд 14Необходимо использовать минимально возможное количество животных
Слайд 15Если после эксперимента животное обречено на страдания, хронические боли или
тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить
Слайд 16Следование таким этическим нормам, как должная забота о животных и
избегание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли
Слайд 17Необходимо использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств
Слайд 18Если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то
эксперимент можно проводить только после обязательного одобрения этического комитета
Слайд 19Биоэтическая концепция трех R
Replacement — замена,
Reduction — сокращение,
Refinement —улучшение.
Слайд 20 Медицинские вмешательства в репродукцию человека Биоэтические проблемы
прокреации
Слайд 21Прокреация (от лат. procreacio) - рождение, произведение на свет, воспроизводство
потомства
Слайд 22Аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме
самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться
«Аборт — это медицинская проблема»
Слайд 23Аборт оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и
притом - сложнейшая
«Аборт – это убийство»
Слайд 24 Впервые в нашей стране производство абортов по желанию
женщины было разрешено в 1920 году
История абортов в России
Слайд 25Разрешение или запрещение аборта государством – это своеобразный инструмент для
решения политических проблем и социального экспериментирования
Ключ к пониманию истории
абортов в России:
Слайд 26Для чего же понадобилось сделать аборт так легко и повсеместно
доступным?
Почему же именно в России в 1920 году впервые
было разрешено производить аборты по желанию женщины?
Слайд 27
Для практического обеспечения сексуальной раскрепощённости и для достижения
малодетности
Слайд 28В 20-е годы не существовало никакого другого эффективного метода ограничения
рождаемости, кроме широкого использования искусственных абортов
Слайд 29 Разрешение аборта – это разрушение тех ценностей, против которых
выступало советское государство. Атеизм обеспечивал борьбу против прежних идеалов нравственности,
которые были сильны благодаря православию
Слайд 30К этому времени изменилась концепция социальной эксплуатации женщин - страна
перестала нуждаться в бездетных женщинах-работницах, но ей стали нужны женщины
как «источник детей»
В 30-х годах политическая и демографическая конъюнктура в СССР резко поменялась, и в 1936 году аборты были запрещены
Слайд 31Такими же идеями демографического манипулирования населением руководствовались власти и в
1955 году, когда аборты были вновь полностью узаконены
Слайд 32Таким образом, начиная с 20-х годов в России, была сформирована
«абортная культура» - приспособление и привыкание общества к широкому производству
абортов как к основному или даже единственному способу регулирования числа детей в семье
Слайд 33К чему же привела такая абортная культура?
Изменение в общественной
психологии - привыкание женщин, докторов к свободному производству абортов
Приспособление всей
системы здравоохранения и социальной помощи к абортам – создание в стране «абортной индустрии»
Слайд 34Абортная культура позволила исключить обязательность моральной оценки таких аспектов абортной
индустрии, как производство гормональных и иммунных, коллагеновых препаратов, других технологий
с использованием фетальных тканей
Укоренилась характерная черта планирования семьи в России - почти полное отсутствие внимания к альтернативным методам ограничения числа детей в семье, т. е. к применению различных противозачаточных средств
Слайд 35Аргументы против аборта
Основной аргумент:
Зародыш является человеческим существом
Слайд 36Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств
Слайд 37в принципе аборт недопустим, но в виде исключения, в тех
случаях, когда возникают медицинские противопоказания, или когда речь идет об
изнасиловании, признается возможность вмешательства
Смягченная антиабортная позиция
Слайд 38В основном это аргументы не «за» аборты, а контраргументы против
абортов
Аргументы в защиту
Слайд 39Сторонники аборта так же, как и их противники, согласны, что
зародыш - человеческое существо
Но при этом они предлагают задуматься над
вопросом:
Означает ли это, что человеческий зародыш и человек - одно и то же?
Слайд 40Даже если согласиться, что зародыш - человеческое существо, нельзя все-таки
не видеть различия между зародышем и человеком
Слайд 41Значит, до своего рождения оно еще несамостоятельно, и акт рождения
определяет момент, начала автономии
Это существо именно потому нуждается в матери,
что не может развиваться вне тела матери
Слайд 42Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса
беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими человеку правами?
Вопрос о моральном статусе человеческого плода