Слайд 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
.
Слайд 2ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образоватьельный стандарт ДО (ФГОС ДО)
- документ, раскрывающий
совокупность
обязательных требований к уровню дошкольного образования
Утвержден приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 октября 2013 г.
Слайд 3СТРУКТУРА ФГОС
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .....................................................................................
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................
III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования ................................................
Требования к развивающей предметно-пространственной среде .................................
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования ................................................................................
Требования к материально-техническим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования ................................................
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования ................................................................................
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ....................................................................................................
Слайд 4Стандарт направлен на достижение следующих целей:
Повышение социального статуса дошкольного детства;
2.
Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного
дошкольного образования;
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
4. Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 5Основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
определяет
развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову)
Слайд 7СТАНДАРТ УТВЕРЖДАЕТ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
1. Поддержки своеобразия детства, сохранения
уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), пед.работников) и детей.
3. Уважение личности ребёнка.
4. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, ф форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Слайд 8
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования;
к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в том
числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Слайд 9Для чего нужен ФГОС ДО?
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 10Стандарт решает задачи:
● охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
●обеспечение равных
возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства (независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса ( в том числе ОВЗ);
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
●обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственности основных образовательных программ начального и дошкольного образования);
●создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
●Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
●формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности;
●формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 11Стандарт является основой для:
● разработки и реализации Программы;
●
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее Примерные программы):
- «От
рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004 - 2010г. Под ред. п.пс.н., проф.Н.Е. Вераксы, п.пед.н., проф. Т.С. Комаровой, М.А. Василевой, является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в д/саду» под ред. М.А. Васильевой);
- Программа «Детство» ( 1991 - 2011 г. под ред. к.п.н., проф.Т.И. Бабаеваой,д.п.н.,проф. А.Г.Гогоберидзе, к.п.н. З.А. Михайловой и др.);
- Программа «Истоки» (1995 - 2011 г. под ред. д.п.н.,академика Л.А. Парамоновой, д.п.н., проф. С.Л. Новоселовой);
- Программа Успех (2011г. Под ред.д.пс.н., академика А.Г. Асмолова;
- Программа «Радуга» (1989 - 2010 г. под ред. д.п.н, проф.Т.Н. Дороновой)
- «Детский сад 2100» (2012, под ред.д-ра пс.н. академика Д.И. Фельдштейна, дп.н., проф. Р.Н. Бунеева
- «Шаг в будущее» (2013г., под ред. д.п.н.,проф. Т.С. Комаровой )
Слайд 12Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей
возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Слайд 13 Программа утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и
с учётом Примерных программ
При разработке Программы Организация определяет продолжительность
пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии
с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач.
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в
том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания
воспитанников в Организации
Слайд 14ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
психолого-педагогические;
кадровые;
Материально-технические и финансовые;
развивающей предметно-пространственной
среде;
Слайд 15
II. ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.
Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса на уровне дошкольного
образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с
учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна
быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих
положений.
2. Группы в одной Организации могут действовать на основе
различных Программ.
3. Содержание Программы должно охватывать следующие
образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Слайд 165. Программа предполагает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных
отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации
требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих
образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к
структуре Программы).
В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных
отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные
самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные4
программы, методики, формы организации образовательной работы.
6. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее
80% от её общего объёма, а части, формируемой участниками
образовательных отношений, – не более 20%.
Слайд 17Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка
дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия
со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 18УСЛОВИЯ реализации Программы должны обеспечивать:
- полноценное развитие личности ребенка во
всех образовательных областях;
- требования направлена на создание социальной ситуации развития
для участников образовательных отношений, включая формирование обрапзовательной среды которая:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2.обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3.способствует профессиональному развитию пед. работников;
4. создает условия для развивающегося вариативного дошкольного образования;
5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. создает условия для участия родителей в образовательной деятельности
Слайд 19Требования к разделам основной образовательной программы
Целевой раздел основной образовательной
программы
Пояснительная записка должна раскрывать:
– цели и задачи реализации
основной образовательной программы;
– значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;
– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.
Слайд 2010. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации
Программы, в том
числе: к структуре Программы;
Закон РФ «Об образовании», ст.
12.6.
За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов.
Закон РФ «Об образовании», ст. 95.
● к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
● к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Слайд 21Содержательный раздел Программы должен включать:
– цели и задачи образовательной
работы с учётом психолого-возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных
потребностей;
– содержание образовательной работы по видам деятельности детей с
учётом используемых примерных основных образовательных программ
дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания;
– описание основных технологий реализации Программы (форм,
методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Обязательная часть основной образовательной программы направлена
на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации
и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Слайд 22Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса на уровне дошкольного
образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с
учётом их психолого-возрастных
и индивидуальных особенностей и должна
быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих
положений.
2. Группы в одной Организации могут действовать на основе
различных Программ.
3. Содержание Программы должно охватывать следующие
образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Слайд 23II Часть Программы, формируемая участниками образовательных
Данная часть Программы должна
учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и
педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
– поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
– сложившиеся традиции Организации (группы).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ).
Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Слайд 24
III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Требования
к условиям реализации Программы включают требования к
психолого-педагогическим,
кадровым,
материально-техническим и
финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Слайд 25IV. ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. Там же, ст. 64.2.
Слайд 26Настоящие требования являются ориентирами для:
● учредителей Организаций для построения
образовательной политики
на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования,
общих
для всего образовательного пространства РФ;
● педагогов и администрации Организаций для решения задач:
– формирования Программы;
– анализа своей профессиональной деятельности;
– взаимодействия с семьями воспитанников;
● авторов образовательных программ дошкольного образования;
● исследователей при формировании исследовательских программ для
изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для
их информированности относительно целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства РФ;
● широкой общественности.
Слайд 27Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного
периода детства («социальный портрет ребенка дошкольника 6,5 – 7 лет»)
физически
развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
любознательный, активный.
эмоционально отзывчивый.
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 28Понятийный аппарат
«Активность ребенка»
«Базис содержания дошкольного образования»
«Ведущая деятельность»
«Воспитание»
«Воспитанник»
«Готовность к школе»
«Дошкольное образование»
«Игровая деятельность»
«Интеграция содержания дошкольного
образования»
«Интеллектуальные качества» и др.