Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я.
Яковлева»
Кафедра Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра Дошкольного образования
и сервиса
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРАВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
по направлению подготовки : 44.04.01 Педагогическое образование
по образовательной программе: «Педагогика и методика дошкольного образования»
Магистрант Семенова С. Г.
Допущен к защите:
Руководитель магистерской программы
Кандидат педагогических наук, доцент
Иванова Н. В.
Руководитель
выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации)
магистранта,
Кандидат педагогических наук, доцент
Иванова Н. В.
Чебоксары 2018
Слайд 2 Актуальность исследования
Актуальность проблемы повышения качества
дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства
вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности детей 5-6 лет в реальной практике детского сада с недостаточной разработанностью содержательно-методических основ организации педагогического процесса формирования познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Цели и задачи исследования
Цель: теоретически выявить и экспериментально проверить эффективные
пути организации педагогического сопровождения развития познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Изучить и провести анализ научной и нормативной информационной базы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности организации педагогического сопровождения развития познавательной активности детей 5-6 лет.
3. Разработать и реализовать систему педагогического сопровождения, обеспечивающее развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников.
4. Выявить эффективность предложенной системы педагогического сопровождения развития познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет.
Слайд 4
Объект: развитие познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет.
Предмет: организация педагогического сопровождения
развития познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения
развития познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет будет разрешенным, если:
- будут созданы условия для детской инициативы в познавательной деятельности с учетом направленности детских интересов;
- создана необходимая для познавательно – исследовательской деятельности предметно-развивающая среда;
- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.
Слайд 5
Методологическая основа и теоретическая база исследования
1. Учение о
роли активности и деятельности в становлении и развитии
личности (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев);
2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных
интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков,
А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, О.В. Афанасьева);
3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских
видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева);
4. Исследования своеобразия методики руководства самостоятельной
детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин;
5. Теоретические основы детского экспериментирования на окружении
предметов и явлений (Н.А. Рыжова) и пр.
Слайд 6
Под познавательным развитием понимается поступательное изменение и функционирование когнитивной сферы
дошкольников, в основе которого, как указывал Н. Н. Поддьяков, лежит
«противоречивое единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, являющееся основой познавательного развития детей».
Познавательное развитие – это эволюционно обусловленный процесс, выступающий средством адаптации ребенка; процесс осознания ребенком окружающей среды, получение знаний (Ж. Пиаже).
Детское экспериментирование - самостоятельное или под присмотром взрослого исследования ребенком с природой, окружающими предметами и явлениями (Н. А. Рыжова).
Познавательно-исследовательская деятельность - это творчество, конструирование, изучение природы, материалов и мира в целом.
Слайд 7Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 145 комбинированного
вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Слайд 8Констатирующий этап исследования
Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования
как средства формирования познавательно-исследовательской активности детей 5-6 лет.
Для исследования были
определены показатели и подобраны диагностические методики:
-Л. Н. Прохоровой ;
- Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой;
- О. В. Афанасьевой.
С целью реализации научно-исследовательской работы были выбраны две старшие группы «Фантазеры» и «Непоседы» .
Слайд 9Результаты констатирующего этапа исследования
Рисунок 2 – Уровни познавательной потребности группы
Непоседы»
Рисунок 1 – Уровни познавательной потребности группы «Фантазеры»
Слайд 10Формирующий этап исследования
Цель: экспериментально проверить эффективные пути организации педагогического сопровождения
развития познавательно- исследовательской активности детей 5-6 лет.
База исследования
С целью исследования
научно-исследовательской работы было выбрано две группы старшего дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 145 «Радуга» города Чебоксары.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные методологические, теоретические и технологические положения работы представлены на XIV Всероссийской научно-практической конференции «Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект», для детского сада создана картотека опытов и предметно-развивающая среда в старших группах.
Для получения наиболее эффективного результата опытно-экспериментальной деятельности был реализован проект «Маленькие экспериментаторы»
Слайд 11Этап реализации деятельности по организации педагогического сопровождения развития познавательно-исследовательской активности
детей 5-6 лет
1.Организационно – диагностический
1. Анализ научной и методической
литературы.
1.1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2. Мониторинг на начало эксперимента.
2.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
3.Разработка перспективного планирования с детьми.
4. Организация предметно – развивающей среды.
4.1. Создание условий для детского экспериментирования.
2.Формирующий
1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
1.1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория)
1.2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр виде опрезентаций, мультфильмов.
3.Заключительный
1.Мониторинг на конец эксперимента.
1.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента
2.Сравнительный анализ результатов
3.Перспективы
Слайд 12Для опытно-экспериментальной деятельности распределилися материалы уголка по разделам:
- приборы помощники
(увеличительные стекла, весы (песочные часы, компас, магниты, термометр, компас, воронки,
пипетки, микроскоп);
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,
стекло, металл разного объема и формы);
- пищевые и непищевые красители (гуашь акварельные краски и др.);
демонстрационный лабораторный и дидактический материал (различные коллекции и гербарии, глобус, измерительные приборы и т. д.);
- природные материалы (камешки глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);
разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная и
др.);
– оборудования для проведения простейших опытов (колбочки, свечи, пробирки, спиртовка, баночки пластмассовые, коробочки)
– прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Слайд 13
При внедрении в практику экспериментальной деятельности были поставлены задачи для
наиболее успешного усвоения материала:
1.Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять
детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Слайд 14Сравнительные результаты уровней познавательно-исследовательской активности
Слайд 15Контрольный этап познавательно-исследовательской активности группы «Фантазеры» и группы «Непоседы»
Слайд 16 Заключение
Проведенное исследование позволило
сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательно-исследовательской активности
детей 5-6 лет является:
1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
3. Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.