Разделы презентаций


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего презентация, доклад

Содержание

профессиональный (принятие ценностей будущей профессии); социально-психологический (вхождение в новые коллективы); дидактический (новая система обучения).Уровни адаптации студентов:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Физическое воспитание и спорт»
Психофизиологические основы учебного труда и

интеллектуальной деятельности.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Физическое воспитание и спорт»Психофизиологические основы

Слайд 2 профессиональный (принятие ценностей будущей профессии);
социально-психологический (вхождение в

новые коллективы);
дидактический (новая система обучения).

Уровни адаптации студентов:

профессиональный (принятие ценностей будущей профессии); социально-психологический (вхождение в новые коллективы); дидактический (новая система обучения).Уровни адаптации студентов:

Слайд 3Объективные факторы обучения:
время сна и отдыха;
расписание занятий;
психоэмоциональная напряженность

в период экзаменационных сессий;
сидячий образ жизни и условия обучения жизни;
пол;


возраст;
учебная и физическая нагрузка


Объективные факторы обучения:время сна и отдыха; расписание занятий; психоэмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий;сидячий образ жизни и

Слайд 4 Субъективные факторы обучения:

Субъективные факторы обучения:

Слайд 5Неблагоприятные факторы учебного труда :

■ длительное пребывание в сидячей позе

(приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению

объема циркулирующей крови);
■ уменьшение размаха движения диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы;
■ психоэмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %.

Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.
Неблагоприятные факторы учебного труда :■ длительное пребывание в сидячей позе (приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных

Слайд 6Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов
Степень напряженности в период

экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей.


время самоподготовки увеличивается до 8-9ч;
интенсивность умственного труда повышается на 85-100%;
частота сердечных сокращений достигает 85-95 уд./мин, а перед входом в экзаменационную комнату увеличивается – до 120-145 уд./мин;
артериальное давление повышается – до 135/85- 155/95 мм рт. ст.
Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменовСтепень напряженности в период экзаменов зависит от подготовленности студента и его

Слайд 7 Работоспособность и общие закономерности изменения ее у студентов
Работоспособность – способность

человека выполнять работу в рамках заданного времени и параметров эффективности

(отражает биологические возможности человека и социальную сущность).

Основа работоспособности – специальные знания, умения и навыки определяющие психические, физиологические и физические особенности.


Работоспособность и общие закономерности  изменения ее у студентов Работоспособность – способность человека выполнять работу в

Слайд 8Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии

выполнить при мобилизации всех резервов организма.

Фактическая работоспособность осуществляется при условии

нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха.

Виды работоспособности:

Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма.Фактическая работоспособность

Слайд 9Физические факторы: освещенность, шум, время суток и т.д.

Физиологические факторы работоспособности

– это состояние здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Психические факторы: самочувствие, настроение, мотивация и др.


Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т. д.

Физические факторы: освещенность, шум, время суток и т.д.Физиологические факторы работоспособности – это состояние здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной и

Слайд 10
Утомление – временное состояние, характеризующееся снижением

работоспособности и возникшее в результате действия нагрузки.
Утомление проявляется в

виде нарушения координации движений, неспособности организма поддерживать определенную интенсивность деятельности, ухудшении эмоционального состояния и т.д.

Усталость – субъективное отражение утомления.

Утомление – временное состояние, характеризующееся снижением работоспособности и возникшее в результате действия нагрузки.

Слайд 11Переутомление характеризуется заметным ослаблением внимания и памяти, бессонницей, угнетенностью и

резкой раздражительностью, усталостью, которые невозможно компенсировать волевым усилием и др.



Переутомление характеризуется заметным ослаблением внимания и памяти, бессонницей, угнетенностью и резкой раздражительностью, усталостью, которые невозможно компенсировать волевым

Слайд 12Внешние признаки утомления (по С.А. Косилову)

Внешние признаки утомления (по С.А. Косилову)

Слайд 13Психорегуляция - это система мероприятий, направленных на изменение психических и

физиологических состояний организма.

Виды:



саморегуляция
воздействие на самого себя с помощью

слов, мысленных образов, представлений и воображения

Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной видах деятельности

гетерорегуляция воздействие со стороны другого человека

Психорегуляция - это система мероприятий, направленных на изменение психических и физиологических состояний организма. Виды:саморегуляция воздействие на самого

Слайд 14

по природе (саморегуляция и гетерорегуляция);

по содержанию (словесные и бессловесные);

по техническому оснащению (аппаратурные и безаппаратурные);

по способу использования (контактные

и бесконтактные).


Методы психорегуляции:

по природе (саморегуляция и гетерорегуляция); по содержанию (словесные и бессловесные); по техническому оснащению (аппаратурные и безаппаратурные); по

Слайд 15 психорегулирующая и идеомоторная (мысленное выполнение упражнений, действий, поведенческих актов)

тренировка;

аппаратурные невербальные методы (музыка, специальные шумы);

методы,

построенные на принципах биологической обратной связи (контроль за вегетативными реакциями – чистотой сердечных сокращений, электрокожным сопротивлением др.).

Наиболее используемые методы саморегуляции психоэмоциональных и физических состояний:

психорегулирующая и идеомоторная (мысленное выполнение упражнений, действий, поведенческих актов) тренировка; аппаратурные невербальные методы (музыка,  специальные

Слайд 16приобретению оптимального рабочего состояния;

наработке умения обеспечивать отдых между учебными и

физическими нагрузками;

готовности систем организма к экстремальным ситуациям;

преодолению усталости, утомления и

переутомления;

ускорению восстановления после нагрузок;

мобилизации максимальных волевых, психоэмоциональных и физических усилий;

поддержанию высокого психоэмоционального тонуса.


Освоение приемов психорегуляции способствует:

приобретению оптимального рабочего состояния;наработке умения обеспечивать отдых между учебными и физическими нагрузками;готовности систем организма к экстремальным ситуациям;преодолению

Слайд 17закрепление в центральной нервной системе условно- рефлекторных связей высокопродуктивных психоэмоциональных

и физических состояний;

снижение силы негативных явлений и ненужных эмоциональных переживаний;

оптимизация

актуальных психических и физических состояний и др.

Психофизиологические механизмы психорегуляции:

закрепление в центральной нервной системе условно- рефлекторных связей высокопродуктивных психоэмоциональных и физических состояний;снижение силы негативных явлений и

Слайд 18 Вводная гимнастика активизирует работу органов и систем, не вызывая

усталости организма. Проводится за 5-7 мин до занятий и содержит

5-8 общеразвивающих и специальных упражнений.

Физкультурная пауза предупреждает или ослабляет утомление, сохраняет работоспособность в течение дня. Включает 7-8 упражнений, в течение 5-10 мин.(проводится через 2 часа после начала учебной деятельности и за час до ее окончания.

Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений.

Микропаузы – очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы.

Малые формы физической культуры в режиме дня студентов:

Вводная гимнастика активизирует работу органов и систем, не вызывая усталости организма. Проводится за 5-7 мин до

Слайд 19
Методы физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния:

физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные

занятия физическими упражнениями;

оздоровительная ходьба;


активный отдых.

Методы физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния:физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями; оздоровительная ходьба;активный отдых.

Слайд 20
■ умение подобрать оптимальную физическую нагрузку;

■ включить в работу мышцы

антагонисты;

■ разнообразие средств и методов физического и психического воздействия;

учет особенностей жизнедеятельности студентов;

■ умение избегать ярко выраженных эмоциональных состояний.

Основа эффективности методов:

■ умение подобрать оптимальную физическую нагрузку;■ включить в работу мышцы антагонисты; ■ разнообразие средств и методов физического

Слайд 21Релаксация (от слова Relax) – расслабление, т.е. уменьшение напряжения мышечных

волокон, составляющих мышцу.

Для снижения мышечного напряжения после физических нагрузок человек

принимает удобное положение (сидя или лежа), а затем ему дают почувствовать дозированную степень мышечного напряжения различных частей тела – «вполсилы», в «четверть силы»
Релаксация (от слова Relax) – расслабление, т.е. уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу.Для снижения мышечного напряжения после

Слайд 22 «Аутогенная тренировка»

В основе методики лежит положительное воздействие словесных

раздражителей на нервную систему человека, которые вызывают общее мышечное расслабление,

успокоение дыхания и нормализацию многих физиологических процессов.
Выполняется обычно в положении «кучера дрожек»: сидя на стуле, колени врозь, предплечья опираются на бедра, корпус слегка наклонен вперед голова свободно опущена. Эта поза одновременно и устойчива и расслаблена, в ней можно дремать.
Другое положение, лежа на спине.

«Аутогенная тренировка» В основе методики лежит положительное воздействие словесных раздражителей на нервную систему человека, которые вызывают

Слайд 23Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов
Комплексное

использование природных и гигиенических факторов в сочетании с оптимальной физической

активностью способствует ускоренному восстановлению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов после экзаменационного периода.
Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов  Комплексное использование природных и гигиенических факторов в сочетании

Слайд 24
1. Агаджанян, Н.А. и др. Учение о здоровье и проблемы

адаптации / Н.А. Агаджанян. – Ставрополь:

Изд-во СГУ, 2000.
2. Брэгг, П. Позвоночник / П. Брэгг. - СПб. АВК, 2002.
3. Дитрих Э. Физиологические аспекты йоги / Э. Дитрех – СПб, 1993.
4. Зайцев, А.И. Влияние зачетно – экзаменационной сессии на функциональное состояние студентов / А.И. Зайцев // Матер. межд.конф. Ч.II. М., 2004. – С.25.\
5. Киколов, А.И. Обучение и здоровье / А.И. Киколов. - М.: Высш. школа, 1985. - С. 11-39.
6.Макаров, В.П. Как развить свою умственную работоспособность / В.П. Макаров // Народный университет, факультет здоровья. - М., 1988. - № 1-2. - С. 92-95.
7. Общая и спортивная психология: / учеб. для физкультурных вузов под ред. Г.Д. Бабушкина - Омск.:СибГУФК, 2004.-С. 400.
8. Психология здоровья: учеб. / под ред. Г.С. Никифорова – СПб, 2003. - С.180.
9. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов - М.: ТОО «Дар», 1995. - С.65.
10. Юровский, С.Ю. Гармония здоровья / С.Ю. Юровский - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 61-73.
11. Шапошникова, В.И. Хронобиология и спорт / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов. - М.: Советский спорт, 2005. С. – 87.
12. Царетели, Ю.А. Системная диагностика человека в практической психологии: учеб. пособие / Ю.А. Царетели. - Казань, 2000. - С. 49-54.


Список рекомендуемой литературы:

1. Агаджанян, Н.А. и др. Учение

Слайд 25Дайте определение работоспособности

способность человека длительное время противостоять усталости;

способность человека выполнять

работу в рамках заданного времени и параметров эффективности;

способность человека работать

в рамках 8-часового рабочего дня.
Дайте определение работоспособностиспособность человека длительное время противостоять усталости;способность человека выполнять работу в рамках заданного времени и параметров

Слайд 262. Что такое усталость:

временное состояние, характеризующееся снижением работоспособности и возникшее

в результате действия нагрузки;

заметное ослабление внимания и памяти, бессонницей, угнетенностью

и резкой раздражительностью, которые невозможно компенсировать волевым усилием;

субъективное отражение утомления.
2. Что такое усталость:временное состояние, характеризующееся снижением работоспособности и возникшее в результате действия нагрузки;заметное ослабление внимания и

Слайд 273. Какие физические нагрузки стимулируют рост человека:

кратковременные (10-15 мин);

небольшой

интенсивности (ЧСС не выше 100-120 уд/мин);

чрезмерно большие весовые, а также

длительные;

умеренной мощности.
3. Какие физические нагрузки стимулируют рост человека:кратковременные (10-15 мин); небольшой интенсивности (ЧСС не выше 100-120 уд/мин);чрезмерно большие

Слайд 284. Назовите неблагоприятные факторы учебного труда:
малая подвижность, снижение концентрации эритроцитов

в крови, снижение амплитуды движений, уменьшение объема дыхания, угнетение нервной

системы;
длительное пребывание в сидячей позе, уменьшение объёма циркулирующей крови, недостаточный двигательный режим, уменьшение размахов движения диафрагмы, психоэмоциональное напряжение;
низкая двигательная активность, гипокинезия, стресс, снижение уровня гемоглобина в крови.
4. Назовите неблагоприятные факторы учебного труда:малая подвижность, снижение концентрации эритроцитов в крови, снижение амплитуды движений, уменьшение объема

Слайд 295. Укажите способы профилактики утомления:

умеренный бег, рациональное питание, закаливание, самоконтроль,

освоение приемов психической саморегуляции;

интенсивный бег, белковое питание, закаливание, соблюдение режима

сна и отдыха;

здоровый образ жизни, интенсивные тренировки, усиленное питание, сон на свежем воздухе.
5. Укажите способы профилактики утомления:умеренный бег, рациональное питание, закаливание, самоконтроль, освоение приемов психической саморегуляции;интенсивный бег, белковое питание,

Слайд 306. Перечислите малые формы физической культуры в режиме учебного труда

студентов:

вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;

утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;

утренняя

гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза.
6. Перечислите малые формы физической культуры в режиме учебного труда студентов:вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;утренняя гигиеническая гимнастика,

Слайд 317. Дайте верное определение понятию «индивидуальные факторы работоспособности»:

физиологические, психологические и

физические врожденные возможности человека;

физиологические, психологические и физические возможности, которые могут

быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования;

физиологические, психологические и физические приобретенные возможности человека.
7. Дайте верное определение понятию «индивидуальные факторы работоспособности»:физиологические, психологические и физические врожденные возможности человека;физиологические, психологические и физические

Слайд 328. Укажите объективные факторы, влияющие на обучения студентов в вузе:
условия

обучения и жизни; учебная и физическая нагрузка; время сна и

отдыха; расписание занятий; сидячий образ жизни;
условия обучения и жизни; учебная и физическая нагрузка; расписание занятий; сидячий образ жизни, темп учебной деятельности; способность адаптации и обучения в вузе;
мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервно-психическая устойчивость; утомляемость; психофизические возможности.
8. Укажите объективные факторы, влияющие на обучения студентов в вузе:условия обучения и жизни; учебная и физическая нагрузка;

Слайд 339. Укажите внешние признаки при резком утомлении:

редкие отвлечения, непостоянная, потягивание

ног и выпрямление туловища, движения точные, живой интерес;
внимание рассеянное, частые

отвлечения, частая смена поз, поддержание головы руками, движения неуверенные, замедленные, слабый интерес;
внимание ослабленное, реакции на новые раздражители отсутствуют, стремление положить голову на стол, вытянуться, суетливые движения рук и пальцев, полное отсутствие интереса, апатия.
9. Укажите внешние признаки при резком утомлении:редкие отвлечения, непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища, движения точные, живой

Слайд 3410. Дайте определение фактической работоспособности:

работоспособность осуществляемая при условии нормального восстановления

расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда

и отдыха;

работоспособность, характеризующаяся максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма.

10. Дайте определение фактической работоспособности:работоспособность осуществляемая при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика