Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Физическое воспитание и спорт»
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Слайд 2 профессиональный (принятие ценностей будущей профессии);
социально-психологический (вхождение в
новые коллективы);
дидактический (новая система обучения).
Уровни адаптации студентов:
Слайд 3Объективные факторы обучения:
время сна и отдыха;
расписание занятий;
психоэмоциональная напряженность
в период экзаменационных сессий;
сидячий образ жизни и условия обучения жизни;
пол;
возраст;
учебная и физическая нагрузка
Слайд 4
Субъективные факторы обучения:
Слайд 5Неблагоприятные факторы учебного труда :
■ длительное пребывание в сидячей позе
(приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению
объема циркулирующей крови);
■ уменьшение размаха движения диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы;
■ психоэмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %.
Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.
Слайд 6Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов
Степень напряженности в период
экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей.
время самоподготовки увеличивается до 8-9ч;
интенсивность умственного труда повышается на 85-100%;
частота сердечных сокращений достигает 85-95 уд./мин, а перед входом в экзаменационную комнату увеличивается – до 120-145 уд./мин;
артериальное давление повышается – до 135/85- 155/95 мм рт. ст.
Слайд 7
Работоспособность и общие закономерности
изменения ее у студентов
Работоспособность – способность
человека выполнять работу в рамках заданного времени и параметров эффективности
(отражает биологические возможности человека и социальную сущность).
Основа работоспособности – специальные знания, умения и навыки определяющие психические, физиологические и физические особенности.
Слайд 8Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии
выполнить при мобилизации всех резервов организма.
Фактическая работоспособность осуществляется при условии
нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха.
Виды работоспособности:
Слайд 9Физические факторы: освещенность, шум, время суток и т.д.
Физиологические факторы работоспособности
– это состояние здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Психические факторы: самочувствие, настроение, мотивация и др.
Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т. д.
Слайд 10
Утомление – временное состояние, характеризующееся снижением
работоспособности и возникшее в результате действия нагрузки.
Утомление проявляется в
виде нарушения координации движений, неспособности организма поддерживать определенную интенсивность деятельности, ухудшении эмоционального состояния и т.д.
Усталость – субъективное отражение утомления.
Слайд 11Переутомление характеризуется заметным ослаблением внимания и памяти, бессонницей, угнетенностью и
резкой раздражительностью, усталостью, которые невозможно компенсировать волевым усилием и др.
Слайд 12Внешние признаки утомления (по С.А. Косилову)
Слайд 13Психорегуляция - это система мероприятий, направленных на изменение психических и
физиологических состояний организма.
Виды:
саморегуляция
воздействие на самого себя с помощью
слов, мысленных образов, представлений и воображения
Формы и методы психорегуляции в учебной
и спортивной видах деятельности
гетерорегуляция воздействие со стороны другого человека
Слайд 14
по природе (саморегуляция и гетерорегуляция);
по содержанию (словесные и бессловесные);
по техническому оснащению (аппаратурные и безаппаратурные);
по способу использования (контактные
и бесконтактные).
Методы психорегуляции:
Слайд 15 психорегулирующая и идеомоторная (мысленное выполнение упражнений, действий, поведенческих актов)
тренировка;
аппаратурные невербальные методы (музыка, специальные шумы);
методы,
построенные на принципах биологической обратной связи (контроль за вегетативными реакциями – чистотой сердечных сокращений, электрокожным сопротивлением др.).
Наиболее используемые методы саморегуляции психоэмоциональных и физических состояний:
Слайд 16приобретению оптимального рабочего состояния;
наработке умения обеспечивать отдых между учебными и
физическими нагрузками;
готовности систем организма к экстремальным ситуациям;
преодолению усталости, утомления и
переутомления;
ускорению восстановления после нагрузок;
мобилизации максимальных волевых, психоэмоциональных и физических усилий;
поддержанию высокого психоэмоционального тонуса.
Освоение приемов психорегуляции способствует:
Слайд 17закрепление в центральной нервной системе условно- рефлекторных связей высокопродуктивных психоэмоциональных
и физических состояний;
снижение силы негативных явлений и ненужных эмоциональных переживаний;
оптимизация
актуальных психических и физических состояний и др.
Психофизиологические механизмы психорегуляции:
Слайд 18 Вводная гимнастика активизирует работу органов и систем, не вызывая
усталости организма. Проводится за 5-7 мин до занятий и содержит
5-8 общеразвивающих и специальных упражнений.
Физкультурная пауза предупреждает или ослабляет утомление, сохраняет работоспособность в течение дня. Включает 7-8 упражнений, в течение 5-10 мин.(проводится через 2 часа после начала учебной деятельности и за час до ее окончания.
Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений.
Микропаузы – очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы.
Малые формы физической культуры
в режиме дня студентов:
Слайд 19
Методы физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния:
физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные
занятия физическими упражнениями;
оздоровительная ходьба;
активный отдых.
Слайд 20
■ умение подобрать оптимальную физическую нагрузку;
■ включить в работу мышцы
антагонисты;
■ разнообразие средств и методов физического и психического воздействия;
■
учет особенностей жизнедеятельности студентов;
■ умение избегать ярко выраженных эмоциональных состояний.
Основа эффективности методов:
Слайд 21Релаксация (от слова Relax) – расслабление, т.е. уменьшение напряжения мышечных
волокон, составляющих мышцу.
Для снижения мышечного напряжения после физических нагрузок человек
принимает удобное положение (сидя или лежа), а затем ему дают почувствовать дозированную степень мышечного напряжения различных частей тела – «вполсилы», в «четверть силы»
Слайд 22 «Аутогенная тренировка»
В основе методики лежит положительное воздействие словесных
раздражителей на нервную систему человека, которые вызывают общее мышечное расслабление,
успокоение дыхания и нормализацию многих физиологических процессов.
Выполняется обычно в положении «кучера дрожек»: сидя на стуле, колени врозь, предплечья опираются на бедра, корпус слегка наклонен вперед голова свободно опущена. Эта поза одновременно и устойчива и расслаблена, в ней можно дремать.
Другое положение, лежа на спине.
Слайд 23Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов
Комплексное
использование природных и гигиенических факторов в сочетании с оптимальной физической
активностью способствует ускоренному восстановлению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов после экзаменационного периода.
Слайд 24
1. Агаджанян, Н.А. и др. Учение о здоровье и проблемы
адаптации / Н.А. Агаджанян. – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2000.
2. Брэгг, П. Позвоночник / П. Брэгг. - СПб. АВК, 2002.
3. Дитрих Э. Физиологические аспекты йоги / Э. Дитрех – СПб, 1993.
4. Зайцев, А.И. Влияние зачетно – экзаменационной сессии на функциональное состояние студентов / А.И. Зайцев // Матер. межд.конф. Ч.II. М., 2004. – С.25.\
5. Киколов, А.И. Обучение и здоровье / А.И. Киколов. - М.: Высш. школа, 1985. - С. 11-39.
6.Макаров, В.П. Как развить свою умственную работоспособность / В.П. Макаров // Народный университет, факультет здоровья. - М., 1988. - № 1-2. - С. 92-95.
7. Общая и спортивная психология: / учеб. для физкультурных вузов под ред. Г.Д. Бабушкина - Омск.:СибГУФК, 2004.-С. 400.
8. Психология здоровья: учеб. / под ред. Г.С. Никифорова – СПб, 2003. - С.180.
9. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов - М.: ТОО «Дар», 1995. - С.65.
10. Юровский, С.Ю. Гармония здоровья / С.Ю. Юровский - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 61-73.
11. Шапошникова, В.И. Хронобиология и спорт / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов. - М.: Советский спорт, 2005. С. – 87.
12. Царетели, Ю.А. Системная диагностика человека в практической психологии: учеб. пособие / Ю.А. Царетели. - Казань, 2000. - С. 49-54.
Список рекомендуемой литературы:
Слайд 25Дайте определение работоспособности
способность человека длительное время противостоять усталости;
способность человека выполнять
работу в рамках заданного времени и параметров эффективности;
способность человека работать
в рамках 8-часового рабочего дня.
Слайд 262. Что такое усталость:
временное состояние, характеризующееся снижением работоспособности и возникшее
в результате действия нагрузки;
заметное ослабление внимания и памяти, бессонницей, угнетенностью
и резкой раздражительностью, которые невозможно компенсировать волевым усилием;
субъективное отражение утомления.
Слайд 273. Какие физические нагрузки стимулируют рост человека:
кратковременные (10-15 мин);
небольшой
интенсивности (ЧСС не выше 100-120 уд/мин);
чрезмерно большие весовые, а также
длительные;
умеренной мощности.
Слайд 284. Назовите неблагоприятные факторы учебного труда:
малая подвижность, снижение концентрации эритроцитов
в крови, снижение амплитуды движений, уменьшение объема дыхания, угнетение нервной
системы;
длительное пребывание в сидячей позе, уменьшение объёма циркулирующей крови, недостаточный двигательный режим, уменьшение размахов движения диафрагмы, психоэмоциональное напряжение;
низкая двигательная активность, гипокинезия, стресс, снижение уровня гемоглобина в крови.
Слайд 295. Укажите способы профилактики утомления:
умеренный бег, рациональное питание, закаливание, самоконтроль,
освоение приемов психической саморегуляции;
интенсивный бег, белковое питание, закаливание, соблюдение режима
сна и отдыха;
здоровый образ жизни, интенсивные тренировки, усиленное питание, сон на свежем воздухе.
Слайд 306. Перечислите малые формы физической культуры в режиме учебного труда
студентов:
вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;
утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;
утренняя
гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза.
Слайд 317. Дайте верное определение понятию «индивидуальные факторы работоспособности»:
физиологические, психологические и
физические врожденные возможности человека;
физиологические, психологические и физические возможности, которые могут
быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования;
физиологические, психологические и физические приобретенные возможности человека.
Слайд 328. Укажите объективные факторы, влияющие на обучения студентов в вузе:
условия
обучения и жизни; учебная и физическая нагрузка; время сна и
отдыха; расписание занятий; сидячий образ жизни;
условия обучения и жизни; учебная и физическая нагрузка; расписание занятий; сидячий образ жизни, темп учебной деятельности; способность адаптации и обучения в вузе;
мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервно-психическая устойчивость; утомляемость; психофизические возможности.
Слайд 339. Укажите внешние признаки при резком утомлении:
редкие отвлечения, непостоянная, потягивание
ног и выпрямление туловища, движения точные, живой интерес;
внимание рассеянное, частые
отвлечения, частая смена поз, поддержание головы руками, движения неуверенные, замедленные, слабый интерес;
внимание ослабленное, реакции на новые раздражители отсутствуют, стремление положить голову на стол, вытянуться, суетливые движения рук и пальцев, полное отсутствие интереса, апатия.
Слайд 3410. Дайте определение фактической работоспособности:
работоспособность осуществляемая при условии нормального восстановления
расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда
и отдыха;
работоспособность, характеризующаяся максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма.