Слайд 1«Психолого-социальная характеристика педагога в инклюзивном образовании»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Институт дефектологии
и реабилитации
Выступление подготовили:
Дыгун Татьяна, Левицкая Лилия
Студентки 1 курса магистратуры
Слайд 2Инклюзивное образование
Создание специальных, адекватных особенностям и возможностям каждого обучающегося условий
для
Личностного развития
Формирования учебного опыта
Социального развития и социализации
Слайд 3Инклюзивная готовность педагога – это системная характеристика личности субъекта профессионально
- педагогической деятельности, включающая в себя инклюзивный аттитюд (социальная установка
педагога на работу в условиях инклюзивного образования) – предшествующая активность, предрасположенность (настроенность) и готовность действовать определенным образом, опережающая конативные стратегии и акты, оказывающая влияние на профессионально - педагогическое поведение и опыт инклюзивной образовательной деятельности, содержательно определяемая образовательными результатами (комплексом компетенций).
Слайд 4Готовность будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии должна
удовлетворять следующим требованиям:
Соответствовать социокультурному и гуманистическому контексту;
Предполагать признание и принятие
ценностей инклюзивного образования;
толерантное отношение ко всем участникам образовательного пространства;
Согласовываться с образовательными результатами (комплексом компетенций выпускника учреждения высшего образования) и обеспечивать возможность их реализации в профессионально - педагогической деятельности;
Ориентироваться на социализацию всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (ООП);
Обусловливать роль и функции педагога в социальном партнерстве заинтересованных в инклюзивном образовании сторон, а также их профессиональное общение по обеспечению эффективного сопровождения ребенка с ООП в инклюзивном образовательном пространстве.
Слайд 5Адаптивная функция
Обеспечивает уверенность в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного
образования и проявляется в поиске оптимальных моделей профессиональной реализации, построении
взаимоотношений со всеми участниками инклюзивного образовательного пространства.
Слайд 6Гностическая функция
Отражает познавательную направленность будущего педагога и проявляется в сформированной
интенции и способности использовать знания в решении профессиональных задач и
ситуаций в условиях образовательной инклюзии; овладении педагогом комплексом необходимых академических, профессиональных и социально - личностных компетенций; стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и др.
Слайд 7Интегративная функция
Создает условия для обобщения знаний, овладения общенаучными методами
познавательной деятельности, переноса общих методов и приемов познания в профессиональную
деятельность» и реализуется в инклюзивности педагогического мышления педагога, в способности решать педагогические задачи, учитывая полисубъектность образовательного пространства, в способности к «системному видению профессиональной реальности, анализ у своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности.
Слайд 8Прогностическая функция
Состоит в предвидении, проектировании образовательных результатов, оценке актуальных условий
инклюзивной образовательной среды, «определении наиболее вероятных способов действия, прогнозировании мотивационных,
волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата.
Слайд 9Ценностно - ориентировочная функция
Понимание сущности и социальной значимости своей
будущей профессии, наличие устойчивого интереса к профессиональной деятельности, понимание профессиональной
ответственности за результаты своего труда, представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознание себя и своего места в обществе.
Слайд 10Функция саморегуляции
Проявляется в механизмах рефлексии собственного педагогического опыта (когнитивного, методического,
коммуникативного и т.д.) и личностного состояния, а также в актуализации
соответствующей мотивации, которые в условиях инклюзивного образования имеют ряд особенностей. Объектами рефлексии могут быть собственная педагогическая деятельность, учебная деятельность разных обучающихся, взаимодействие и общение субъектов инклюзивного образовательного пространства.
Слайд 11Перцептивно - диагностическая функция
Связана с восприятием и пониманием каждого
субъекта инклюзивного образовательного пространства и является регулятором общения и взаимодействия
педагога.
Побудительно - эмотивная функция
Связана со стимуляцией активности и эмоциональных переживаний, а также направлением этой активности на выполнение деятельности.
Слайд 12Интенциональная функция
Связана с намерением к осуществлению деятельности, совершению коммуникативных и
поведенческих актов.
Слайд 13J. Corbett предлагает четыре составляющие инклюзивной культуры, которые необходимо формировать у
педагога:
Уважительное отношение учителей ко взглядам, которые отсутствуют в их
личном жизненном опыте;
Осознание педагогами того, что интеллектуально развитые люди встречаются не только среди тех, кто наделен высоким социальным и академическим статусом;
Признание равных возможностей всех обучающихся в праве на образование и удовлетворение этих прав с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка;
Осознанное следование истинно педагогическим приоритетам и ценностям; формирование умения у педагогов работать в команде, организовывать коллективное сотрудничество.
Слайд 14К проблеме подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного
образования обращались Е.Л. Агафонова, М.Н. Алексеева, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова и др.
В структуре профессиональной
готовности авторы выделяют следующие компоненты:
Владение педагогическими технологиями, знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии,
Информационную готовность, вариативность и гибкость педагогического мышления,
Учет индивидуальных различий детей, рефлексию профессионального опыта и результата, готовность к профессиональному взаимодействию.
Слайд 15В работах А.С. Сиротюк структура профессиональной компетентности представлена следующими ее составляющими:
Готовность
педагогов к использованию полученных знаний, умений и навыков для решения
практических задач в системе инклюзивного образования; к формированию толерантного отношения общества к детям с ОВЗ; к организации просветительской и пропедевтической работы по вопросам инклюзии; к созданию единой обогащенной образовательной среды для детей с ОВЗ; к организации полисубъектной помощи родителям таких детей по ориентации в правовых, социальных, медицинских и психолого-педагогических вопросах; к инклюзивному психическому развитию и социализации детей с ОВЗ.
Основные профессионально значимые качества личности: высокий уровень развития мотивационной готовности к работе с детьми с ОВЗ; потребность в профессиональном и личностном саморазвитии; эмпатийность; фасилитативные и коммуникативные способности.
Профессионально-личностная позиция: создание толерантной, вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Слайд 16Итоги
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна иметь
не только ценностную составляющую, но и раскрывать содержательную и организационную
стороны такой подготовки. Кроме того, подготовку педагогов к инклюзивной практике целесообразно строить по модулям и тем самым обеспечивать индивидуализацию и субъективацию данного процесса.
Слайд 17Спасибо за внимание!
Презентацию можно найти в студенческой группе: https:vk.com/club127408879