Слайд 1Социальные сети как инструмент повышения уровня продаж
Котенко Андрей Николаевич
Слайд 2Про перспективы
Социальные сети становятся мощным инструментом маркетинга для множества направлений
торговли. Корпоративные группы и сообщества крупных компаний в русскоязычном сегменте
Facebook и на просторах сети "Вконтакте" нередко насчитывают десятки тысяч участников.
Продажи через социальные сети для начинающих торговцев — наименее затратный способ «пощупать» новый бизнес, а для опытных предпринимателей — дополнительный канал продаж.
Слайд 4Что покупают друзья?
В соцсетях традиционно высокий спрос на изделия ручной
работы и товары, которые можно купить только за рубежом
Успех продаж
в социальных сетях во многом зависит от уникальности товара. «Традиционно высокий спрос на изделия ручной работы и вещи, которые можно купить только за рубежом, — комментирует Селчук Арикан, предприниматель из Киева (торговля фабричной одеждой из Турции). — Убедить покупателя приобрести через соцсети что-нибудь вполне стандартное очень сложно, для этого придется предложить солидный дисконт». Благодаря стремлению украинцев покупать вещи с европейских распродаж на базе социальных сетей выросли целые шопинг-клубы.
Для организаторов таких групп и продавцов социальная сеть позволяет быстро найти нужную аудиторию. Для этого достаточно выбрать в критериях поиска пол, возраст, город проживания и несколько ключевых слов. Помимо одежды популярны техника и гаджеты, которые в Украину официально не завозят.
Слайд 5Про отзывы
«Свой первый iPhone я приобретал через «Вконтакте», — рассказывает
киевский веб-дизайнер Сергей Радчук. — В результате получилось на $130
дешевле, чем в то время предлагали в интернет-магазинах. Вносить предоплату было немного страшно, но когда все прошло успешно, я рекомендовал этого продавца нескольким своим знакомым. Впоследствии это не осталось незамеченным, и когда я заказал у него же iPad, то получил небольшую скидку, как «свой» клиент».
Слайд 6Про спрос, цены и тактику
По словам предпринимателей, лучше всего в
социальных сетях «идут» товары в ценовом диапазоне от 50 до
500 долларов. Более дорогие — сложно продать, а дешевые невыгодно доставлять. Исключение — товары, которые официально в Украине не купишь. Например, iPhone и iPad. «Очень интересная тактика — если вы продаете сложный, дорогой товар, то «разбавьте» его чем-то простым и недорогим, чтобы быстро набрать отзывы, которые будут продавать основную продукцию», — советует в своем блоге Михаил Анкудинов, специалист по интернет-маркетингу и коммерции в социальных сетях. Среди наиболее востребованных товаров эксперт называет брендовую одежду, обувь и китайскую электронику.
Слайд 7Про семенары и тренинги
Повышенным спросом пользуются тренинги и семинары, а
также продукты интеллектуального труда. Особенно в узких профессиональных кругах. За
последнее время в русскоязычном сегменте Facebook развернули активность тренинговые компании по самой широкой тематике, начиная от кулинарных и заканчивая бизнес-тренингами и языковыми курсами. В Facebook и «Вконтакте» предлагают свои услуги частные гиды, организаторы вечеринок, разработчики веб-сайтов, дизайнеры и архитекторы. «Сферы деятельности моей компании — архитектурное проектирование, натяжные потолочные системы, коммерческая недвижимость, — рассказывает Янис Кибальник, архитектор компании Yar-Art. — В основном мы продаем идеи и проекты, а их продвижение в социальных сетях оказалось очень эффективным. Бюджет на данный канал рекламы и продвижение в социальных сетях составляет 3-4 тыс. грн/мес.». Аналогично и с продвижением в сетях прессы — издания создают корпоративные аккаунты и привлекают трафик на официальный сайт.
Слайд 8Это в сети не продашь
Предприниматели, торгующие традиционным товаром, который можно
приобрести в магазинах и на рынке, не всегда могут похвастаться
успехами в соцсетях. «По-моему, эффективность продаж в соцсетях низкая. Оправдать ее могут относительно скромные трудозатраты и значительная экономия денег, например, на аренде помещений, зарплате продавцам, плате за электроэнергию и т.д., — комментирует Селчук Арикан. — Для меня продажи через «Вконтакте» — это скорее переходный этап перед открытием торговой точки. К тому же благодаря отзывам и комментариям это отличная возможность изучения спроса и реакции покупателей на товар».
Продажи электроники, которую можно приобрести в интернет-магазинах по той же цене, тоже не оправдывают ожидания. «Я бы сказал, что продажи через социальные сети для нас вообще не эффективны, — полагает Сергей Коба, руководитель интернет-магазина «КОБА». — За 2 года работы в соцсетях нам удалось продать до 10 единиц товара, и то по мелочам. Я не возлагаю особых надежд и в дальнейшем, ведь посетители этих ресурсов, как правило, хорошо знают, что такое интернет-магазин».
Слайд 9Про «Социальные» издержки»
«Даже если продавать исключительно в социальной сети, продавцу
необходима регистрация в налоговой, — поясняет Селчук Арикан. — К
тому же законная торговля в сети позволит более широко рекламировать свой товар, не опасаясь: попадусь — не попадусь». Предприниматель отмечает, что интернет-продажи не заменят традиционного магазина. Особенно в случае с одеждой. Украинские покупатели предпочитают прийти в обычный магазин, где есть возможность потрогать, посмотреть, примерить и при необходимости обменять по чеку не подошедший товар. Также ограничивает круг покупателей необходимость предоплаты и ожидания пересылки. Покупателями редко становятся люди, живущие в других городах. Чем выше стоимость товара, тем сложнее его продавать в социальных сетях. А вот проверить качество одежды, продающейся в социальной сети, очень сложно.
«У нас цена оправдана качеством, но его, к сожалению, по фотографии не проверишь, не пощупаешь, — признается Селчук Арикан. — Как продают брендовые вещи в сетях — не представляю. Все же в Украине пока слишком много подделок и слишком мало доверия к сетевой торговле».
Слайд 10Про вывод
В целом создание своего магазина на базе социальной сети
оправдано как дополнение к традиционным продажам или в качестве пилотного
проекта, когда главная цель — попробовать в действии ту или иную идею или группу товаров. Но осознанно строить свой бизнес исключительно на базе группы в социальной сети опрошенные «Статусом» предприниматели не советуют. Основная причина — чрезмерная зависимость от политики администрации той или иной сети. Администрации могут менять условия использования сервисами в одностороннем порядке, например, ограничить размещение внешних ссылок или коммерческой деятельности в целом.