Слайд 1Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия
Следственного
комитета Российской Федерации»
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
РУССКИЙ ЯЗЫК
В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Слайд 2Тема 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
Язык и мышление
Язык и речь
Вербальное и невербальное
общение
Сущность и основные функции языка как знаковой системы. Алфавит и азбука
Язык и культура. Основные функции языка
Ключевые понятия: мышление, язык, речь, монолог, диалог, полилог, алфавит, азбука, функции языка.
Слайд 3Вопрос № 1. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
.
Самая большая
ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет,
говорит, думает. Думает! … Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но МЫСЛИ НАШИ ВСЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЯЗЫКОМ…
Дмитрий Сергеевич Лихачев
(1906-1999)
Слайд 4 МЫШЛЕНИЕ — это процесс активного опосредованного отражения действительности
в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.
ЯЗЫК — это система знаков и способов
их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявления
и является средством общения.
ЯЗЫК – система словесного выражения мысли.
Слайд 5Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи,
разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли.
Разделять понятия стали
значительно позднее.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Слайд 6Виды мышления
Вербальное («понятийное»)
Невербальное («техническое», «инженерное», «творческое»)
Слайд 7 Оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует
и обобщает, строит гипотезы и теории.
Протекает в формах, установившихся
в языке,
т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи.
ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Слайд 8Осуществляется
с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений
действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Слайд 9 Существуют три точки зрения о природе и качестве этой
связи языка и мышления:
Механизм мышления не связан с вербальным кодом
и осуществляется независимо от языка.
(Л. C. Выготский).
Мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно-образным).
(Ф. Гальтон, Н. Винер, А. Эйнштейн);
Механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления.
(В. Гумбольт, А. Шлейхер);
Слайд 10 ВИЛЬГЕЛЬМ ГУМБОЛЬДТ, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как
науки, считал язык формирующим органом мысли. Он отождествлял язык со
всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО.
Развивая этот тезис, он говорил, что «язык народа – его дух, дух народа – это его язык».
Вильгельм Гумбольдт
(1767-1835)
Слайд 11Известный немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
СТОЛЬ ЖЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ, КАК СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА.
Август Шлейхер
(1821-1868)
Слайд 12Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Френсис Гальтон и другие ученые признаются,
что используют в процессе мышления не слова или математические знаки,
а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
Слайд 13Сторонники данной теории утверждают, что мышление и речь - это
два ПАРАЛЛЕЛЬНО ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССА, развитие которых осуществляется неравномерно.
Отрицая отсутствие
полного тождества между языком и мыслью, Л.С. Выготский был убежден, что это зависимые друг от друга явления. Ученый писал, что речь и мышление – это ДВА ВЗАИМОПРОНИКАЮЩИХ ЯВЛЕНИЯ деятельности человеческого мозга и образно сравнивал эти процессы с «облаком мысли, проливающимся дождем слов».
Лев Семенович Выготский
(1896-1934)
Слайд 14 ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ НЕ СОСТАВЛЯЮТ
ТОЖДЕСТВА:
это разные, хотя
и взаимосвязанные явления,
их области ПЕРЕСЕКАЮТСЯ,
но НЕ СОВПАДАЮТ ПОЛНОСТЬЮ.
Слайд 17ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Было бы ошибкой отождествлять мышление и речь, ибо
мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить,
хотя РЕЧЬ была и остается ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ И СПОСОБОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.
ВАЖНО: Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята.
Слайд 18Сам термин «язык» обычно употребляется в двух значениях:
1) язык
как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе
знаковых систем;
2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенное время.
Вопрос 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ.
социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения
и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из двух форм реализации – устную и письменную.
Слайд 20Термин «родной язык» не значит «врожденный»,
а значит «усвоенный в
раннем детстве».
Слайд 21 О подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку,
поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, потому что
он функционирует в речи, в высказываниях, в речевых актах.
В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие.
Слайд 22Фердинанд де Соссюр
(1857—1913)
Разграничение понятий «язык» и «речь»
впервые
в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом
ФЕРДИНАНДОМ ДЕ СОССЮРОМ
- крупнейшим теоретиком
в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии языкознания.
Слайд 23Основные положения учения Ф. де Соссюра
Язык – это важнейшее
средство человеческого общения. Язык одновременно достояние коллектива и предмет истории.
Речевой
акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.
Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.
Слайд 24УСТНЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ = говорение + слуховое восприятие + понимание
услышанного.
ПИСЬМЕННЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ
= написание + чтение + понимание написанного
Речевой
акт есть проявление речевой деятельности.
РЕЧЕВОЙ АКТ
Речевой акт может быть не только услышан,
но и записан.
Слайд 25Лев Владимирович
Щерба
(1880—1944)
В России понятия «язык» и «речь» разрабатывались
многими учеными, в частности академиком
Л.В. Щербой и его учениками.
В работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» РАЗГРАНИЧИЛ языковой материал, ЯЗЫКОВУЮ СИСТЕМУ И РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка
и речи.
Слайд 26Речь – это сам процесс общения; она индивидуальна для каждого
носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
ЯЗЫК присущ любому человеку,
а РЕЧЬ - конкретному человеку.
РЕЧЬ – это форма существования языка, его воплощение, реализация.
Слайд 27Основные различия между языком и речью
УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ О ЗНАНИИ ЯЗЫКА
И НАВЫКАХ РЕЧИ.
Слайд 28ЗНАК представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет
говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ
ЗНАКАМИ ПРЕДМЕТОВ И ПОНЯТИЙ – это самые многочисленные и главные знаки в языке.
ЗНАЧЕНИЕ – это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей.
Вопрос 3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ.
Слайд 29Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации, в обществе
называются
ЗНАКАМИ ОБЩЕНИЯ.
Знаки ЕСТЕСТВЕННЫХ языков
Знаки ИСКУССТВЕННЫХ языковых систем
знаки письма
(БУКВЫ)
звуковые знаки
(ЗВУКИ)
СИМВОЛЫ
ЯЗЫК – ЭТО СИСТЕМА ЗНАКОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ ПОНЯТИЯ
Слайд 30Язык – это система знаков, выражающих понятия.
Слайд 34СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА, ПРИНЯТАЯ НА ФЛОТЕ
Слайд 36 В процессе человеческого общения обмен
информацией осуществляется его участниками сознательно, преднамеренно и целенаправленно.
Компонентами общения
являются:
1) его участники;
2) предмет общения
3) средства общения
(словесные и несловесные).
Вопрос 4. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Слайд 37ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ –
это общение словесное,
т.е. на одном
из естественных национальных языков.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – это общение несловесное, в
котором системой знаков служит: в устной речи – образы (художественные, графические, скульптурные), поведенческая атрибутика (сочетание позы, жестов, мимики, и т.п.,
а в письменной – расположение текста, формулы, схемы, таблицы, графики и т. д.
Слайд 38Пётр Карлович Клодт
(Клодт фон Юргенсбург)
(1805—1867)
«Укротители коней» перед королевским
дворцом в Неаполе.
Берлин. Клейст-парк.
Слайд 39СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ
Слайд 40УСТНАЯ РЕЧЬ – это любая звучащая речь, функционирующая в сфере
непосредственного общения.
Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:
– устную научную
речь,
– устную публицистическую речь,
– виды устной речи в сфере официально-делового общения,
– художественную речь и разговорную речь.
Разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – устная речь – самый распространенный способ коммуникации.
Слайд 41 ПИСЬМО – созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется
для фиксации звукового языка и речи.
Письмо служит средством коммуникации
между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
Основной единицей письменной речи является предложение.
Графика – (от греч. graphikos – письменный) совокупность знаков, используемых в данной системе письма.
Слайд 43МОНОЛОГ (от греч. monos – один и lоgоs – слово,
речь) – это развернутая форма речи, осуществляемая одним говорящим (пишущим).
Кроме
устной и письменной, различаются монологическая и диалогическая формы речи.
Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
ДИАЛОГ (от греч. dialogos – разговор, беседа) – это форма речи, протекающая между двумя собеседниками, которая представляет собой обмен репликами-высказываниями и зависит, как правило, от речевой ситуации.
Разговор нескольких лиц называется ПОЛИЛОГОМ.
Слайд 44 ПОЛИЛОГ (от греч. poly – много, logos
– речь) - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких
говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.
ПОЛИЛОГ - это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра и т. п.). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.
КАЖДЫЙ УЧАСТНИК:
говорит коротко и убедительно;
внимательно слушает, следит за ходом обсуждения;
задает вопросы, уточняет мысль у разных
собеседников;
дружелюбен, корректен.
ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ПОЛИЛОГЕ
Слайд 45Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, называется КИРИЛЛИЦЕЙ.
Создание нашего алфавита связано
с именами двух замечательных людей – братьев
Кирилла и Мефодия
(827-869)
Вопрос № 4. АЛФАВИТ И АЗБУКА
Слайд 48Реформа Петра I была реформой графики: не затрагивала вопросов орфографии,
синтаксиса, лексикии т.п.
они не проникают в саму суть языка:
его
ПетрI упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги.
Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла.
Царь попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.
Слайд 50АЛФАВИТНАЯ РЕФОРМА облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то
приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было
больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
М.В. Ломоносов об этом отозвался так:
«При Петре Великом не одни бояре и боярыни,
но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
При Петре I был выработан новый
(1708-1710), гражданский шрифт, с более простым рисунком букв, более ясный и разборчивый.
Слайд 52АЛФАВИ́Т (от греч. alpha и beta - названий первых двух букв греч. азбуки).
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке.
Например: Расставить книги по алфавиту авторов.
2. Перечень слов или имен, расположенных по порядку
букв, принятых в азбуке; алфавитный указатель.
Например: Книге приложен алфавит собственных имен.
А́ЗБУКА (от старинных названий первых двух
букв “аз” и “буки”).
1. Совокупность букв, принятых в данной письменности,
располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.
Например: Русская азбука.
2. То же, что БУКВАРЬ (устар.).
3. перен. Основные, простейшие начала какой-н. науки, дела. А. науки.
Например: Азбука Морзе телеграфный код, в котором каждый
знак представлен комбинацией точек и тире. Нотная азбука система нотных знаков.
Слайд 55Александр Николаевич Бенуа
(1870-1960)
- русский художник, историк искусства
«Азбука»
(1904
г.)
– это целый мир, будоражащий фантазии и ожидающий волшебного
превращения.
Слайд 56Николай Леонтьевич Бенуа
(1813-1898)
Камилла Альбертовне Кавос
(1828 – 1891)
Николая Леонтьевича Бенуа -
родоначальник художественной династии Бенуа. окончил петербургскую немецкую школу святого Петра
— Петришуле. В 1827-1836 годах он учился в Академии Художеств у В. А. Глинки и Х. Ф. Майера. После окончания работал помощником архитектора Константина Андреевича Тона. Долго жил в Италии. После возвращения в Россию, был принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1848 году Бенуа получил звание академика.
Слайд 57 В середине XIX века рядом с летним императорским дворцом
были построены два Фрейлинских корпуса по проекту архитектора Н.Л. Бенуа.
В 1850 году назначен главным архитектором Петергофа.
В 1863-1873 годах был главным архитектором императорских театров, а в 1880-1893 годах – председателем Петербургского общества архитекторов.
В 1903 году, по воспоминаниям А.Н. Бенуа, это был очаровательный «карапузик Коля», который тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте».
Николай Александрович Бенуа (1901—1988), был директором постановочной части театра Ла Скала.
Слайд 58 Однажды, размышляя о детских книгах, А.Н. Бенуа
сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное
увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость».
«Азбука в картинах» Александра Николаевича Бенуа – первая книга, в которой художник выступил как автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель в одном лице.
Слайд 75 Читательская реакция на появление «Азбуки» была
неоднозначной: некоторые критики обвинили книгу в манерности, а Мстислав Добужинский
назвал её «чудесной» и писал и о том, что его дети с наслаждением разглядывают «Азбуку» Бенуа.
В библиотеке детей императора Николая II имелись экземпляры этой великолепной книжки.
«Азбука в картинах» достойно выдержала проверку временем.
Слайд 76 Некоторые персонажи «Азбуки» Бенуа впоследствии
взошли на настоящую театральную сцену. Так, открывающий и закрывающий книжку
Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка», декорации и костюмы к которому разработал сам основатель «Мира искусства». Этот балет впервые увидел свет в 1911 году во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже.
Композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945) озвучил азбучные сюжеты своего друга - «14 эскизов для фортепьяно к «Азбуке» Александра Бенуа».
Стравинский Игорь Федорович
(1882-1971)
Слайд 78 Вацлав Нижинского (1889—1950). Современники называли «Бог танца»,
«восьмое чудо света», «царь воздуха» . Он один из тех, кто
принес мировую славу русскому балету. Его танец, как и жизнь, были мистическими, яркими.
Огюст Роден говорил, что Нижинский «один из тех немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души».
В. Нежинский в роли Петрушки из балета
И. Ф. Стравинского
«Петрушка».
Слайд 79 За несколько лет
до смерти А.Н. Бенуа пишет своему другу И.Э. Грабарю, в
Россию:
« И как хотелось бы быть там, где у меня открылись глаза на красоту жизни и природу, где я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все вспоминаются какие - то кусочки самого скромного, но столь милого пейзажа».
И́горь Эммануи́лович Граба́рь
(1871—1960)
Русский советский живописец, реставратор, искусствовед, педагог, профессор
Слайд 80 ЯЗЫК – это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся
средством общения людей, выражения мыслей и чувств.
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio
'общение') – общение, обмен информацией.
Вопрос 5. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание).
Слайд 81Основными функциями языка являются:
Коммуникативная – функция общения;
Когнитивная (мыслеформирующая)
– функция воплощения и выражения мысли;
Аккумулятивная – функция хранения и
передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа;
Номинативная – функция называния новых понятий и явлений;
Экспрессивная – функция не только сообщает информацию, но и выражает отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения, т. е. язык выражает не только мысли, но и эмоции человека;
Эстетическая – функция заключается в установке
на то, чтобы сообщение своей формой в единстве
с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.
Слайд 82Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни,
государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда
одной из причин имеет низкую культуру. ЛЮДИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ ВРАЖДЕБНЫ К ЧУЖОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, К ЧУЖОМУ МНЕНИЮ И НЕ АГРЕССИВНЫ. <...>
Д. С. ЛИХАЧЕВ (1989)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
… без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. <...>
Слайд 83О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых,
состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех,
и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов <...>.
В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, когда закладывается культура человека.
<...> Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране… (появилась в 2002 г.) Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей <...>.
Слайд 84ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы
.
Целями госпрограммы
являются РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
И ОБЩЕСТВА, а также развитие туризма.
Достижение указанных целей предполагается путём решения следующих задач:
– сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
– повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма;
– создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма.
Слайд 85 Президент Владимир Владимирович Путин объявил
русский язык и культуру элементами национальной безопасности и идентичности России:
«СБЕРЕЖЕНИЕ
РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ – ЭТО ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СОХРАНЕНИЯ СВОЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»
Слайд 861. УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО
Инициатива, криминальный, аккомпанемент, инкриминировать, криминогенный, аккредитация, интеллект,
легализация, алименты, интеллигент, авторитарный, адаптация, альтруист, юрисдикция, эфемерный, чартер, эксгумация,
пиетет, одиозный.
В СЛОВАРЕ ДАТЬ ТОЛКОВАНИЕ КАЖДОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА,
ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА В РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ
Слайд 872. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (письменный опрос)
Язык и мышление. Виды
мышления.
Прокомментируйте три точки зрения о природе и качестве связи
языка и мышления.
Сравните понятия «язык» и «речь».
Что представляет собой речевая деятельность?
Вербальное и невербальное общение.
Какая форма речи называется диалогом?
Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы монологической речи.
Как вы понимаете полилог?
Основные функции языка.
Алфавит и азбука.