Слайд 1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновское институт
гражданской авиации
ЛЕКЦИЯ
1/1
Дисциплина
«Организация обеспечения предприятий АТО горючим и техническими средствами»
Тема
№ 1 Современное состояние системы обеспечения ГСМ авиапредприятий
Занятие № 1 Состояние, проблемы и основные направления развития системы обеспечения авиапредприятия ГСМ и техническими средствами.
Кафедра № 16
Авиатопливообеспечния
Слайд 2Учебные вопросы лекции:
1. Порядок изучения дисциплины «Организация обеспечения предприятий АТО
горючим и техническими средствами».
2. Современное состояние и проблемы авиатопливообеспечения воздушных
перевозок.
3. Основные направления развития системы авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
Слайд 3Основная:
1. Воздушный кодекс (закон РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, с
изменениями на 30 декабря 2008 года).
2. Федеральные авиационные правила «Руководство
по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации» (Приказ ДВТ от 17.10.1992 № ДВ-126).
3. Наставление по службе ГСМ на воздушном транспорте РФ (НГСМ-РФ-94).
4. Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий Гражданской авиации № 9/И, от 27.07.1991 г.
Литература:
Слайд 45. Инструкция о порядке ведения учета, отчетности и расходования горюче-смазочных
материалов в гражданской авиации от 28 июня 1991 года.
6. Регламент
технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения от 1 октября 1990 г. № 41/И.
7. Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации ПРИКАЗ от 13 июля 2006 года № 82.
8. Ведомственные нормы технологического проектирования объектов авиатопливообеспечения аэропортов гражданской авиации от 1986 г. ВНТП 6-85 МГА.
Слайд 59. Федеральные авиационные правила (ФАП) «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения
воздушных перевозок», утв. 21.07.2000 г. приказом ФС ВТ № 231,
зарегистрированы Минюстом РФ 05.10.2000 г. №2411.
10. ГОСТ Р 52906-2008 Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.
Дополнительная:
1. Ассоциация ОАТО ВС ГА. Информационный сборник № 6 от 2011 г. М., ООО «Синержи», 98 с.
2. Ассоциация ОАТО ВС ГА. Информационный сборник № 7 от 2012 г. М., ООО «Синержи», 108 с.
3. Ассоциация ОАТО ВС ГА. Информационный сборник № 8 от 2013 г. М., ООО «Синержи», 108 с.
Слайд 6ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АТО
ГОРЮЧИМ И ТЕХНИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ»
Первый учебный вопрос
Слайд 7 Цель изучения дисциплины - формирование у обучающихся целостного представления об
обеспечении горючим и техническими средствами предприятий авиатопливообеспечения.
В результате освоения дисциплины
курсант (студент) должен:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
о состоянии, проблемах и основных направлениях развития системы обеспечения авиапредприятия горючим и техническими средствами службы горючего;
об организации транспортирования авиационного топлива и технических средств различными видами транспорта;
об особенностях обеспечения авиационным топливом международных компаний;
об основах финансово-экономической деятельности авиапредприятия по службе ГСМ;
о лимитах бюджетных обязательств, объемах финансирования, финансовой политике авиапредприятия по службе ГСМ;
о задачах и организации бюджетного учета авиапредприятия по службе ГСМ;
о назначении и составе бюджетной авиапредприятия по службе ГСМ;
об особенностях обеспечения авиатопливом международных компаний.
Слайд 8 ЗНАТЬ:
порядок закупки, получения, хранения, и выдачи авиационного топлива, горючего,
масел, смазок, специальных жидкостей, технических средств на авиапредприятия по службе
ГСМ;
организацию учета и отчетности авиапредприятия по службе ГСМ;
обязанности должностных лиц службы ГСМ по организации учета и контроля по службе;
особенности обеспечения авиационным топливом международных компаний;
содержание учетной политики авиапредприятия по службе ГСМ;
порядок документального оформления поступления, внутреннего перемещения и списания с учета материальных средств в авиапредприятия по службе ГСМ;
порядок и методику проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов;
порядок документального оформления заправки топливом воздушных судов.
содержание работы по экономии, рациональному расходованию материальных и денежных средств в авиапредприятия по службе ГСМ;
порядок ведения учетной документации по службе ГСМ авиапредприятия с учетом требований ИАТА;
организацию планирования и ведения контроля хозяйственной деятельности авиапредприятия по службе ГСМ.
Слайд 9 УМЕТЬ:
использовать положения руководящих документов по организации обеспечения авиапредприятия по
службе ГСМ авиационным топливом, горючим и техническими средствами службы;
управлять деятельностью
службы ГСМ авиапредприятия;
организовывать обеспечение авиационным топливом, горючим и техническими средствами службы ГСМ авиапредприятия;
организовывать заправку воздушных судов авиатопливом, маслами и специальными жидкостями;
проводить ревизии и организовывать контроль за наличием материальных средств в авиапредприятия по службе ГСМ;
организовывать заправку наземной техники авиапредприятия горючим;
документально оформлять закупку, прием, и выдачу на заправку авиатоплива, горючего, масел, смазок, специальных жидкостей;
вести учетную и отчетную документацию по службе ГСМ;
определять потребность в ГСМ для авиапредприятия;
использовать ПЭВМ при ведении отчетной и учетной документации;
вести учетную документацию по службе ГСМ авиапредприятия с учетом требований ИАТА;
оформлять документы по поступлению, внутреннему перемещению и на списание с учета материальных и денежных средств.
Слайд 10Содержание учебной дисциплины
Допуском к сдаче экзаменов является:
1. Положительные оценки за
написание летучек по теме 1 – 4.
2. Положительная оценка за
контрольную работу.
3. Положительная оценка за заполненные учетные документы «Задача по учету».
Оценка за экзамен может быть выставлена «автоматом» в том случае, если по результатам промежуточного контроля т. 1-4 получены оценки «отлично» - 75 %, остальные не ниже «хорошо»,
контрольная работа - «отлично», «Задача по учету» - «отлично».
Оценка за экзамен в 8 семестре идет в диплом!
Слайд 11Содержание учебной дисциплины
Получение зачета:
1. Положительные оценки за написание летучек по
теме 5 – 9.
2. Положительная оценка за курсовую работу.
Слайд 12Содержание учебной дисциплины
Допуском к сдаче экзаменов является:
Положительные оценки за написание
летучек по теме 10 – 14.
Оценка за экзамен может быть
выставлена «автоматом» в том случае, если по результатам промежуточного контроля получены оценки «отлично» - 75 %, остальные не ниже «хорошо»..
Слайд 13Требование к изучению дисциплины и посещению занятий
1. Посещение занятий -
100 %.
2. Пропуск по уважительной причине - копия оправдательного документа
+ конспект пропущенного занятия.
3. Пропуск по не уважительной причине - конспект пропущенного занятия + дополнительный опрос по пропущенной теме.
4. Исправление неудовлетворительных оценок - вторник до 17.00 или в заранее согласованное время.
5. Повышение оценки - не более 2 - х раз.
Слайд 14Знание спецдисциплин – овладение специальностью, устройство на работу по специальности.
Кадровая
служба компании:
- собеседование по специальности;
- телефонные или скайп интервью;
- тестирование
на знание профессиональных навыков;
- дополнительные навыки (знание иностранных языков, курсы повышения квалификации, наличие др. знаний и умений);
- рекомендации от предыдущего работодателя.
После анализа данных выбирается кандидат-лидер. Далее процедура трудоустройства.
Слайд 15СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Второй учебный вопрос
Слайд 16Проблемы в области авиатопливообеспечения
1. Общий спад промышленного производства в 90
– е годы прошлого столетия;
2. Снижение объема воздушных перевозок –отсутствие
модернизации ТЗК;
3. Отсутствие финансирования научных разработок в области АТО;
4. С распадом СССР часть пром. предприятий работавших на АТО страны остались в странах ближнего зарубежья, распались хозяйственные связи;
5. Высшая школа подготовки специалистов для предприятий АТО осталась в Киеве;
6. Рынок - распад авиапредприятий - появление множества ТЗК - отсутствие государственного финансирования невозможность модернизации самостоятельно модернизировать производственную базу по международными требованиями.
7. Не соответствие отечественной нормативной базы в области АТО от международной, не только в отношении выполняемых работ, но и в документации.
Слайд 17Большинство ТЗК имеют устаревшую базу
системы фильтрации и водоотделения (СТ-500, СТ-2500)
ивано-франковские
дозаторы, технологические трубопроводы из труб черного металла (сталь 09Г2С), часть
трубопроводов с оцинкованным покрытием
дальне магистральные самолеты – увеличение расхода -невозможность без модернизации увеличить пропускную способность трубопроводов
устаревший резервуарный парк:
- без антикорпокрытия;
- разрушенные опоры;
- проседание опор.
Слайд 18Дефекты на резервуарах 70-х годов постройки
уменьшение толщины стенки РВС
отсутствие проваренного
внутреннего шва в месте соединения вертикальной стенки с днищем
трещины в
сварных швах днища и по основному металлу стенки резервуара
выпучины, вмятины и складки на днище
не герметичность в сварных, клепаных соединениях и основном металле днища, стенки, кровли и понтона;
коррозионные повреждения днища, стенки, понтона и кровли
резервуара
отрыв центральной стойки от днища
значительные равномерные и неравномерные просадки основания
Слайд 19Склады ГСМ МО РФ
- старое технологическое оборудование;
- состояние резервуарного парка
- неудовлетворительное;
- основные ТЗА находящиеся на снабжении - ТЗ-22 и
ТЗА-7,5-5334;
- системы ЦЗТ морально и физически устарели (оцинк. сборно-разборные трубы, устаревшие НС)
ТЗА по годам выпуска
Слайд 20Недостатки ТЗ-22М, ТЗА-7,5-5334
- цистерна имеет оцинкованное покрытие (осыпается);
- отсутствует «Дэдман»,
«Интерлок», кнопка аварийной остановки;
- система регулирования давления - не позволяет
3,5 бар;
- отсутствует фильтр-водоотделитель, система ввода ПВК;
- большая погрешность счетчика (0,5 %).
Слайд 21Проблема допуска авиаГСМ к применению
Действовала в Советском Союзе с 1951
года. С 1968 года она называлась «Межведомственной комиссией по допуску
к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей» (МВК). Демонтирована в России 12 мая 2008 года.
В настоящее время действует система сертификации. Система сертификации не заменяет собой систему допуска авиаГСМ к производству и применению, а процедура сертификации не обеспечивает условия достаточности для принятия технически грамотного и обоснованного решения о возможности применения новых или модифицированных авиаГСМ в авиационной технике.
Слайд 22Проблема подтверждения соответствия авиатоплива международным требованиям.
Комиссией Таможенного союза от 18
октября 2011 г. № 826 утвержден таможенный регламент Таможенного союза
ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
Регламент отличается от Российского:
1. Положение об отказе от обязательной сертификации авиатоплива и переход к подтверждению соответствия топлива в форме декларирования.
2. Определение показателя «термоокислительная стабильность» топлива только на стадии подготовки производства.
Международные требования - термоокислительная стабильность обязательная для определения. Отсутствие этого показателя в российских нормативных документах - сокращений ресурсов двигателей зарубежного производства на 30% при их эксплуатации на российских авиатопливах.
Технический регламент Таможенного союза является шагом назад по сравнению с Техническим регламентом Российской Федерации. Он может привести к снижению уровня безопасности полетов воздушных судов и сделать гражданскую авиацию России неконкурентоспособной.
Слайд 23Проблема заражения топливных систем воздушных судов FAME
FAME - метиловые эфиры
жирных кислот, биодобавка к дизельному топливу. Зарубежные государственные программы по
внедрению FAME предусматривают добавление в дизельное топливо до 18% FAME.
FAME продукт с коротким жизненным циклом (3 месяца). После разложения он расслаивается в основном топливе, образуя сгустки плотной каучукоподобной массы. В Европе и Америке производство FAME осуществляется в рамках концепций и программ разработки биотоплива.
FAME- продукт, получаемый из растительного масла путем его обработки метиловым спиртом в присутствии щелочи.
24.05.2009 года событие с ТУ-204. Засорение фильтров двигателей и ВСУ. Аварийная посадка
18. 06. 2009 года событие с ТУ-204. Засорение фильтра. Аварийная посадка
Исследование топлива 1 год. FAME
Слайд 24Любой вариант альтернативного биотоплива должен обеспечивать
1. Транспортировку имеющейся инфраструктурой для
поставок топлива, включая систему трубопроводов;
2. Использование существующей топливозаправочной инфраструктуры;
3. Применение
в современных топливопотребляющих устройствах альтернативного биотоплива как в чистом виде, так и в смешении в любой пропорции с существующими топливами аналогичных марок;
4. Не вызывать негативных последствий от применения как в чистом так и в смешанном виде.
FAME - баки
1. Допускать последовательную перекачку по трубопроводу биодизельного топлива и авиакеросина;
2. Перевозка одними и теми же средствами перевозки;
3. Биоавиакеросин.
FAME - повышенная прилепаемомть.
Слайд 25FAME
Засоряет фильтры и топливорегули-рующую автоматику
Разрушает РТИ
Вызывает коррозионные повреждения топливных
баков, коммуникации и оборудования топливопитания
Вызывает повышенное нагарообразование в камерах сгорания
Разрушает
ЛКП
Вызывает рост микробиологических загрязнений
Присутствие поверхностно активных веществ, а значит и FAME с его примесями, в авиационном топливе не допускается в соответствии с требованиями ГОСТ 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей. Технические условия».
Слайд 26Проливы авиатоплива
Аварийные ситуации при сливе ждц
Перелив АЦ и ТЗ на
пункте налива
Проливы при заправке ВС (разрыв рукавов, «верхняя» заправка)
Перелив приемных
резервуаров (халатность)
Перекачка нефтепродуктов по технологическим и магистральным трубопроводам
Нефтепродукты проходят сквозь грунт и накапливаются на зеркале грунтовых вод (образуют линзы).
Подземные, свыше 30 лет - реконструкция
Испытания
Слайд 27ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Третий учебный вопрос
Слайд 28Основные направления развития АТО
МО РФ
Газпромнефть - Аэро
Лукойл – Аэро
Роснефть
– Аэро
1. Укрупнение ТЗК.
2. Модернизация оборудование.
3. Научные разработки в области
АТО
Финанси-рование
Безопасность
1. Сертификация (в настоящее время новой ред. ВК - отменена).
2. Индустрия пр-ва (НПО Авиатехнологии и Агрегат, ГРААЗ и т.д.)
3. Автоматизированные системы управления.
4. Система подготовки кадров для АТО.
Альтернативные ТЗК
Слайд 29Модернизация объектов АТО
Резервуарные парки
Системы ЦЗС
Насосные станции
Технологические трубопроводы
Лаборатория ГСМ
Современные средства заправки
Слайд 30ЦЗС в аэропорту Внуково
показатели
производительность ЦЗС и склада: 2015 г- до
4000 т/сутки.
Рабочее давление-8-12 бар.
Расчетноедавление-25бар.
Количество мест стоянки воздушных судов до 36
шт.
Объем резервуарного парка 46 тыс. м3 на полное развитие.
Здания и сооружения
административное здание с лабораторией;
сливная железнодорожная эстакада на 22 вагоноцистерны;
насосно-фильтрационная станция железнодорожной сливной эстакады;
насосно-фильтрационная станция гидрантной системы ЦЗС;
резервуары для приёма и хранения авиатоплива TС-1, РВС- 5000 м3-8,
резервуары для приёма и хранения авиатоплива JET-A-1, РВС-1000м3-2
станция пожаротушения;
здание размещения технической службы и складских помещений;
здание маслостанции;
электроподстанция 10/0,4 кВ;
очистные сооружения производственных и ливневых стоков;
площадка для стоянки автомобилей на 62 места
Слайд 31Система ЦЗС - реконструкция
Линейная часть
два основных питающих параллельных трубопровода
диаметром Ду 400 выполненных в виде кольца и ответвления на
гидрантные колонки Ду 160 протяженностью 7км
Насосно-фильтрационная станция
Резервуарный парк расходного склада системы ЦЗС
Слайд 32Реконструкция топливопроводов
1. Схема в виде кольца - подача к
гидрантным колонкам с двух сторон = выравнивание давления на всех
гидрантных колонках независимо от расстановки заправляемых ВС.
2. Гидрантная система разделяется на герметичные секции.
3. Трубы и фитинговое оборудование - внутреннее эпоксидное покрытие и наружное покрытие из двухслойного экструдированного полиэтилена.
Подготовка траншеи
Испытание воздухом
Слайд 33Технология строительства топливопроводов
Проблемы строительства
Действующие объекты
1. Рулежные дорожки
2. Ж-д пути
Глубина
заложения до 16 м
решение
Микротоннелирование - широко применяемый метод строительства коллекторов
(действующий аэропорт). Он заключается в продавливании грунта с помощью проходческих щитов и закреплении грунта с помощью бетонных или металлических труб, в нашем случае - футляров.
Высокая точность проходки и постоянный контроль за ее траекторией.
Слайд 34Реконструкция резервуарного парка
в соответствии с ГОСТ Р 52906-2008
уклон днища
к центру 1:20
отстойник для зачистки вместимостью не менее 0,01% вместимости
возможность
полного опорожнения через дренажную систему
1. Выдача авиатоплива через ПУВ) их 2 на РВС-5000
2. ПУВы оснащены приборами контроля их положения внутри резервуара и пробоотборниками.
3. Дренирование подтоварной воды и механических примесей;
4. Послойный отбор проб в процессе хранения авиатоплива
5. Система дистанционного контроля.
6. Заполнение и опорожнение по раздельным трубопроводам.
7. Внутреннее и наружное противокоррозионное ЛП.
8. Технологический трубопровод по резервуарному парку – нержавеющая сталь.
Слайд 35Особенности строительства резервуарного парка
Проблема строительства
Фундамент - свайное поле и
монолитный железобетонный ростверк
слабая геология (война - парк заглубленных резервуаров)
решение
Двойное дно
с вакуумным контролем герметичности (ингибитор коррозии).
Уклон днища внутрь 1:20:
1. Меньше образование хлопунов.
2. Конус - дополнительные условия жесткости.
Слайд 36Насосно-фильтрационная станция ЦЗС
Система управления подачей топлива
Фильтрация и водоотделение
Для подачи
авиатоплива из резервуаров по трубопроводной системе ЦЗС на предперронный пункт
налива и в систему ЦЗС.
Каждый фильтр – водоотделитель - автоматическое дренирование воды из отстойника фильтра в дренажную емкость
предназначена
постоянный расход и давление
Каждый модуль – закрытая система отбора проб
защиту от гидроударов
Слайд 37Модернизация отечественных ТЗА
Проектирование
направления
3D-моделирование
Прочность - метод конечных элементов
Комплектование
и разработка отечественных аналогов
Раздаточные рукава и ННЗ
Насосы и счетчики
с дозатором
Dedman и Interlock
АС пожаротушения «Буран-2,5»
Слайд 38Модернизация отечественных ТЗА
направления
Изготовление цистерн ТЗА из нержавеющей стали (алюминия)
ЗАО
НПО «Авиатехнология», г. Москва
ОАО «Завод ГРАЗ», Пензенская обл., Бессоновский район,
с. Грабово
НПО «Агрегат», г. Чехов
Отечественные компании
Топливозаправщик аэродромный ТЗА-45 FM на базе VOLVO
Аэродромный топливозаправщик ТЗА-10-56132-010-31
Слайд 39Модернизация лабораторий ГСМ
мероприятия
Поэтапная замена устаревшего и выработавшего ресурс оборудования
Эталонные образцы
для достижения единства средств измерения с учетом международных требований
Обновление банка
хим.реактивов, расходных материалов
Наличие автоматического анализатора термоокислительной стабильности авиационных топлив, включающий испытательный прибор для окисления авиационных топлив при высокой температуре (JetFuelOxidationTester- JFTOT) по методу ASTMD 3241 и ГОСТ Р 52954.
Автоматические аппараты для определения двух, наиболее важных показателей в 2-х экз.
Слайд 40Совершенствование учетных операций
Оснащение склада ГСМ современными приборами учета
Разработка в ГА
современных нормативных документов по организации учета (1991 г)
Автоматизация учетных операций
Гармонизация
КРД по требованиям нормативных документов ГА РФ и ИАТА!!!
Слайд 41Задание на самоподготовку:
1. Изучить материал лекции
2. К практическому занятию подготовиться
к написанию летучки