Слайд 1Методика преподавания иностранного языка
Цели урока
Слайд 2Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания
школьников.
Слайд 3
Для постановки цели необходимо опираться на программу предмета.
Учитель:
изучает требования
программы;
изучает требования к системе знаний и умений по данной теме;
определяет
приемы учебной работы;
выявляет ценностные ориентиры для формирования личной заинтересованности школьника в результатах обучения.
Слайд 4
Учебные цели этапов урока, урока в целом определяются диагностически.
Цель должна
быть:
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной.
Слайд 5
SMART-критерии постановки цели урока
S (Specific) – конкретные
M (Measurable) – измеримые
A (Attainable) – достижимые
R (Result-oriented) – ориентированные
на результат
T (Time-bounded) – соотносимые с конкретным сроком
Слайд 6
Конкретные: узко сформулированные
Измеримые: наличие измерителей для определения, достигнута ли поставленная цель и
в какой степени.
Достижимые: цель - стимул для решения каких-то задач, дальнейшего
продвижения вперед за счет достижения успеха.
Ориентированные на результат: цель характеризуется исходя из результата, а не количества проделываемой работы.
Соотносимые с конкретным сроком: цель достигается в определенном временном измерении (урок – 45 минут).
Слайд 7Когда цель определена, она становится ориентиром в отборе
основного содержания,
методов,
средств обучения,
форм
организации познавательной деятельности школьников.
Слайд 8Знают ли учащиеся о цели?
Учащиеся должны знать, какие цели ставятся
перед уроком - они учатся формулировать цели и отслеживать результаты
своего труда, чтобы осуществлять коррекцию и саморефлексию.
Слайд 9Структура цели
Прописывайте цель по частям.
Цель урока носит триединый характер.
Цель состоит из трех
взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Слайд 11Познавательный компонент (образовательные или обучающие цели)
Типы уроков по дидактической цели:
урок
ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок
обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок.
Слайд 12Исходя из типа урока, формулируется его образовательная цель
Формирование у учащихся
новых понятий и способов действий, системы научных знаний (рекомендуемые формулировки):
обеспечить
усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
обобщить и систематизировать знания о ...;
отработать навыки (указать какие);
устранить пробелы в знаниях;
добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Слайд 13Формулировки целей
Глаголы: «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить»,
«обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить».
На уроке-обобщении: «выделить», «обобщить», «актуализировать».
На практических уроках: «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…».
Слайд 14Развивающий компонент цели
Ошибка! Каждый урок новая развивающая функция.
Развитие идет
медленно, темпы развития у каждого ребенка свои.
Развивающий компонент может
повторяться от урока к уроку, и быть одним на всю тему.
Формулировка цели: «создать условия для развития …», «способствовать развитию…» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им).
Слайд 15
Формулировки развивающих целей
Создать условия для:
развития мышления (учить анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять
и определять понятия, ставить и решать проблемы);
развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
Слайд 16
Формулировки развивающих целей
Создать условия для:
развития мировоззрения;
развития навыков устной и письменной
речи;
развития памяти;
развития критического мышления, самоорганизации, умения вести диалог;
развития эстетических представлений
и художественного вкуса.
Слайд 17
Формулировки развивающих целей
Создать условия для:
развития логического мышления (на основе усвоения
учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;
развития
исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
Слайд 18
Формулировки развивающих целей
Создать условия для:
развития умений формулировать проблемы, предлагать пути
их решения;
развития коммуникативной культуры (умения общаться, монологической и диалогической речи);
развития
рефлексивной деятельности.
Слайд 19Воспитательный компонент цели
Педагог может создать только условия для воспитания (чувства
гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к
вредным привычкам, ценности физического здоровья).
Слайд 20Воспитательный компонент цели
«Создать (или обеспечить) условия для …»:
воспитания уважения к
Родине;
воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
воспитания уверенности в своих
силах;
воспитания любви к прекрасному;
подведения учащихся к выводу о самоценности человека.
Слайд 21
Компетентностный подход: правила постановки учебных целей
Ребенок должен научиться делать что-то новое.
Главный аспект компетентностного подхода – определение целей.
Важны два момента: как ставит цель учитель при
подготовке к уроку и как ставится цель на уроке (участвует ли в этом процессе ученик)?
Слайд 22Долгосрочные цели в компетентностном подходе
Результат ученика не сводится только к уровню
предметной обученности.
Результат должен включать уровень сформированной компетентности – способности действовать
в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.
Слайд 23
Что мне хотелось бы, чтобы спустя год или два после
завершения моего курса учащиеся могли…
Применять полученные знания для решения практических
задач.
Искать и находить способы сделать мир лучше.
Учиться на протяжении всей жизни.
Видеть связи между взглядами, убеждениями и поступками – собственными и окружающих людей.
Сохранять позитивное мировосприятие, несмотря на жизненные трудности и невзгоды.
Уметь применять критическое мышление в любых жизненных ситуациях, делиться всем, чему они научились, с окружающими, чтобы вместе делать этот мир справедливее.
Слайд 24
Четыре уровня компетентности решения проблем по Грайсу (1964)
1) нарушение правил по незнанию
(отсутствие опыта или отсутствие средств);
2) знание и соблюдение правил (классическое
школьное научение);
3) осмысленное нарушение правил (как условие субъектности или способность играть с правилами);
4) не просто нарушение правил, а полное их изменение. Высшая компетентность – уметь пересекать границы.