Слайд 1Федеральный
государственный образовательный
стандарт общего образования
Слайд 3Создать в стране школу
жизни в меняющемся мире, школу управления
этими изменениями.
Слайд 5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №
1897
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Слайд 6
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки
уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт
разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Слайд 7
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального
образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
Слайд 85. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 9 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий
русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
Слайд 10уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать
для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 117. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих
основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития
региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
Слайд 12разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного
и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего
образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
Слайд 23Образование
Важнейшая социальная деятельность
общества
Системообразующий ресурс социально-
экономического и политического развития
государства, социокультурной модернизации
российского
гражданского общества
Слайд 24Описание ценностных
ориентиров содержания
предмета
Общая характеристика
предмета
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
записка
Описание
места
учебного предмета
в учебном плане
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
изучения предмета
Содержание
основного общего
образования
по учебному
предмету
Примерное
тематическое
планирование
Рекомендации
по материально-
техническому
обеспечению
Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 26ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 27результаты
личностные
предметные
метапредметные
(освоение УУД)
Готовность к саморазвитию
Ценностно-смысловые установки
Освоение знаний
Умение применить знания
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Слайд 28Универсальные учебные действия (УУД)
- не что иное, как конкретизация термина
«умение учиться», то есть действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений.
Слайд 29В состав УУД входят 4 блока
Личностные
действия
Регулятивные
действия
Познавательные
действия
Коммуникативные
действия
Слайд 30создание мотивации, которая позволяет ученику осмысленно овладевать предметом
Личностные действия
Слайд 31Регулятивные действия
ставить цель
планировать
прогнозировать
контролировать
корректировать
оценивать себя
Слайд 32Выделить и сформулировать познавательную задачу;
найти и выделить необходимую информацию;
самостоятельно построить
устное и письменное высказывание.
Познавательные действия
Слайд 33Коммуникативные действия
Уметь слушать и вступать в диалог;
Участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми…
Слайд 34Задания для диагностики и формирования УУД
Слайд 35Что является отличительной особенностью
нового стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является
его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Стандарты первого поколения: формировать, давать знания
Стандарты второго поколения: развивать умения
Слайд 36Целью школы становятся не только знания, но и умения:
ставить цель
и добиваться ее;
самостоятельно добывать и применять знания;
самостоятельно составлять план своих
действий и самостоятельно оценивать их последствия;
задавать вопросы;
ясно выражать мысли;
заботиться о других, быть нравственным человеком;
сохранять и укреплять свое здоровье.
В информационном обществе главными стали
не знания, а умения ими пользоваться.
Что является отличительной особенностью
нового стандарта?
Слайд 37Меняется метод обучения с объяснительного
на деятельностный
Что является отличительной особенностью
нового стандарта?
Так учили
Учитель проверяет Д/з.
Учитель объявляет новую тему.
Учитель объясняет тему
(«Сиди и слушай!»).
Учитель проверяет, как поняли («Повтори»!).
Так будут учить
Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.
Учитель создает ситуацию,
ученики называют тему, вопрос.
Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).
Ученики делают вывод по теме
Слайд 38Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той
или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения
по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 39Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той
или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения
по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Слайд 40Критерии эффективности современного урока
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом
получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были
устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 41Материалы, обеспечивающие
реализацию стандарта
Слайд 42Что такое «учебно-методический комплект?»
Комплект – одинаковый носитель информации: электронный (комплект
дисков); печатный (комплект печатной продукции); аудиокомплект; видеокомплект; комплект фотоматериалови т.д.
Учебно-методический комплект (УМК) – набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенной единой содержательной композицией и предназначенной для разных целевых аудиторий (учитель, ученик).
Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).
Слайд 43Что такое «учебно-методический комплекс?»
Комплекс – два и более носителей информации,
на которых представлен разный, но дополняющий друг друга материал (например:
СD с информационными и учебно-наглядными материалами, тетрадь для обучающихся).
Учебно-методический комплекс – совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Слайд 44Что такое «учебно-методический комплекс?»
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и
учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для
качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
Учебно-методический комплекс – совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы.