Слайд 1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
На
тему: «Особенности психологического консультирования обучающихся.»
Выполнила студентка 1 курса, гр.4
Профиля «Начальное
образование»
Горлович Виктория Викторовна
Руководитель:
Доц. Лебеденко Ольга Алексеевна
Ростов-на-Дону
2019
Слайд 2Содержание
Психологическое консультирование, его цели и задачи
Особенности психологического консультирования
Принципы и этапы
психологического консультирования.
Особенности использования консультирования в работе школьного психолога
Формы проведения консультирования
Индивидуальное
психологическое консультирование, принципы его проведения
Психологическая диагностика как неотъемлемая часть психологического консультирования в школе, ее терапевтическая эффективность.
Заключение
Список литературы
Слайд 31.Психологическое консультирование, его цели и задачи
Психологическое консультирование — один из
видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и
др.), выделившийся из психотерапии.
Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Психологическое консультирование использует ресурсы заложенные в самом клиенте, поэтому задачей психолога является: Удовлетворённость клиента — говорит об эффективности оказанной помощи. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.
Слайд 42. Особенности психологического консультирования
Особенности психологического консультирования:
1. за психологическим консультирование обращаются
психически здоровые люди, у которых имеются какие-либо трудности в повседневной
жизни, жалобы невротического характера; а также люди, заинтересованные в дальнейшем развитии собственной личности.
2. психологическое консультирование в большей степени ориентировано на настоящее и будущее
3. психологическое консультирование – это краткосрочная помощь клиенту, обычно оно рассчитано не более чем на пятнадцать встреч.
4. психологическое консультирование ориентировано на проблемы, которые касаются взаимодействия клиента с окружающим миром.
5. целью психологического консультирования является изменение неэффективных, стереотипных способов поведения, которые мешают ему жить в состоянии гармонии.
Слайд 53.Принципы и этапы психологического консультирования.
При психологическом консультировании необходимо соблюдать следующие
принципы:
1.Доброжелательное и без оценочное отношение к клиенту
2.Ориентация психолога на
нормы и ценности клиента
3.Запрет давать советы
4.Анонимность
5.Разграничение личных и профессиональных отношений
Слайд 6В психологическом консультировании существует несколько этапов, которые могут быть изменены
и скорректированы в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, факторами и
индивидуальностями клиента.
1. Установление психологического контакта с клиентом.
2. Сбор информации, касающийся проблемы клиента.
3. Определение желаемого результата.
4. Определение альтернативных решений.
5. Обобщение и переход к действию.
Слайд 74.Особенности использования консультирования в работе школьного психолога
Приступая к работе, школьный
психолог, определяет цели и задачи каждого направления, решает, какими методами
будет эти задачи решать, как построит работу организационно.
Психологическое консультирование в работе школьного психолога - это возможность и опора для сохранения и осуществления в педагогическом пространстве «своей психологической практики»
Слайд 8Психологическая консультация школьного психолога должна быть:
1. по форме - участливая
дружеская беседа;
2. по цели - утешение и ободрение, позитивный эмоциональный
настрой, работа по осознанию проблем;
3. по методам работы -отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.
Слайд 95.Формы проведения консультирования
Индивидуальное консультирование - диалог участников психолога и консультируемого.
При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой
дискуссии или беседы.
Слайд 10Консультирование в малых группах- форма, специфическая для подросткового возраста и
характерная для него: Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое
обращение к психологу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе. вопрос о таких «групповых» консультациях с подростками не разработан совсем. Такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе и не встречается, скажем, в специализированных подростковых кабинетах при клиниках, диспансерах или городских консультациях.
Подростка может мучить робость, боязнь прийти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче прийти с другом или в маленькой группе
Слайд 11Коллективная форма консультирования-работа с проблемой путем обсуждения. Например, класс может
переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает
к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у психолога транслирующая позиция, в данной же работе могут присутствовать лишь элементы такой трансляции.
Слайд 126.Индивидуальное психологическое консультирование, принципы его проведения
В отличие от тестовых методов,
экспертные методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа
задана не так жестко, как для тестов, и может быть изменена психологом, если он сочтет это целесообразным. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого.
Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента.
Слайд 13При проведении индивидуального консультирования желательно использовать принципы:
1. деноминализации
2. контекстуализации
3.
позитивной реинтерпретации
Особенностями проведения беседы как психодиагностического обследования в психологическом
консультировании является:
клиент ориентирован на единственную встречу
мотивация испытуемого зависит от цели психодиагностического обследования, но он достаточно редко готов к серьезной работе по самоизменению.
Слайд 147.Психологическая диагностика как неотъемлемая часть психологического консультирования в школе, ее
терапевтическая эффективность.
К преимуществам, которые дает психодиагностика при решении практических задач
в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами, можно отнести:
- Объективность данных.
- Быстрота получения информации
- Возможность дополнительной оценки.
- Возможность получения надежных и достоверных результатов
Как правило, клиент, воспринимая тесты как источник объективной информации, в большей степени ориентирован на некритичное принятие сведений о себе и на четкие рекомендации, что следует учитывать при построении беседы.
Слайд 15Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в
последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки.
Выделяются следующие
виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики
1.Повышение самооценки
2.Уменьшение одиночества и чувства изолированности
3.Увеличение надежд
4.Уменьшение симптоматики
5.Улучшение понимания себя
6.Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.
Слайд 16По результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд
положительных эффектов.
1.Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации.
2.Принятие решений на
основе результатов психодиагностического обследования. Чаще по результатам психодиагностики принимается решение обратиться за психологической помощью, а также решения, с профессиональным выбором– смена работы, поступление в учебное заведение и т.п..
3.Повышение самооценки, отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.
Слайд 17Заключение
Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов, с которыми
он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование
в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом.
Большую сложность для психологического консультирования представляет удержание временных границ в организации консультативной работы. Возраст школьников как основных клиентов, а также включенность работы психолога в «чужую» профессиональную среду создает тенденцию к нерегулярности и стихийности его работы.
Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.
Результат консультативной работы школьного психолога сильно стимулируется педагогическим запросом: формировать, то есть привносить в позицию учащихся, основных «клиентов» консультанта, позитивный личностный ресурс.
Слайд 18Список литературы
1. Виды и формы консультирования. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://sites.google.com/site/cocialnyepedagogi/socialno-pedagogiceskoe-konsultirovanie/susnost-ponatia-konsultacia-i-konsultirovanie/vidy-i-formy-konsultirovania(Дата
обращения: 03.06.2019)
2. Особенности использования консультирования в работе школьного психолога. [Электронный
ресурс].-Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-ispol-zovaniia-konsul-tirovaniia-v-rabotie-shkol-nogho-psikhologha.html(Дата обращения: 03.06.2019)
3. Психологическое консультирование. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическое_консультирование (Дата обращения: 03.06.2019)
4. Психологическое консультирование как вид работы практического психолога. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/415973/ (Дата обращения: 03.06.2019)
5. Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5855862/page:42/(Дата обращения: 03.06.2019)
6. Цели и задачи психологического консультирования. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/9/10593.html (Дата обращения: 03.06.2019)