Слайд 1
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
Особенности сопровождения слепых и слабовидящих детей
в образовательных организациях
Слайд 5
Разнофункциональные наконечники
Слайд 7Оптические приборы и устройства для слабовидящих и слепых с остаточным
зрением
Слайд 8Портативное увеличивающее устройство
Слайд 13Тифлотехнические средства информационного обеспечения
Слайд 16Система неречевого доступа
JAWS
Версия 2020
Программа экранного доступа
NVDA
Слайд 17Прибор и грифель для письма рельефно – точечным щрифтом Л.
Брайля
Слайд 18Грифели для письма
для детей
для взрослых
с кольцом
Слайд 30Прибор для рельефного рисования и черчения «Draftsman»
Слайд 34Прибор для маркировки предметов «TapeQueen»
Слайд 39Этические нормы
при общении с детьми с глубоким нарушением зрения
Слайд 40НЕ следует унижать достоинство инвалида покровительственной опекой. Уважение в человеке
Человека есть главный принцип этического взаимодействия инвалидов по зрению и
людьми без нарушения зрения.
В частности, этично предложить помощь инвалиду, но не этично ее навязывать.
Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
Слайд 41Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите
так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека
и тащить его за собой.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека!!!
Слайд 42НЕ проявлять открыто чувство сострадания и жалости к инвалиду любого
возраста. Помнить о том, что ребенок-инвалид по зрению - это
такой же человек, как и видящий, только лишенный способности видеть. Жизнь многих инвалидов полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
Слайд 43В начале разговора представляйтесь сами и представляйте людей, пришедших с
Вами.
Старайтесь переводить в слова жесты, которые собеседник заведомо не
увидит, например, указывающие на предметы или людей.
Слайд 44Если Вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте
его говорить в пустоту.
Если Вы передаете слово собеседнику, назовите
его, не стоит кивать головой, если человек этого жеста не увидит.
Слайд 45Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не
видит, а не к его зрячему сопровождающему.
Говорите напрямую с этим
человеком, а не через кого-то еще.
Нормально использовать слова типа “смотреть” или “видеть”. Слепые люди используют эти слова постоянно.
Слайд 46Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: “В центре зала, примерно
в шести шагах от Вас, стоит стол”. Или: “Слева от
двери, как заходишь – кофейный столик”.
Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
Слайд 47Если Вы знакомите ребенка с незнакомым предметом, не водите по
поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого собеседника к предмету и брать его рукой этот предмет.
Слайд 48Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: РТШ
Брайля, крупный шрифт, диск, аудиоматериал.
Если у Вас нет возможности
перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего. Возможно, человек сам найдет способ ознакомиться с текстом.
Ни в коем случае не оставляйте ребенка без информации или без раздаточного материала!
Слайд 49Если Вы собираетесь читать слепому ребенку, сначала предупредите об этом.
Говорите
нормальным голосом.
Не пропускайте информацию, если Вас об этом не
попросят.
Слайд 50Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности
давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом.
Когда
слепой человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Слайд 51В шумных помещениях способность слепых ориентироваться на слух утрачивается. Также
большие сложности возникают в незнакомом помещении. Простая просьба “присаживайся” часто
невыполнима, если Вы не скажете человеку, где относительно него находится кресло.
Слайд 52В присутствии инвалида по зрению не следует восхищаться до бесконечности
по поводу красоты недоступного для восприятия него объекта (картины, предмета
под стеклом, природного явления и т.п.). Лучше конкретизировать словами, что именно вызывает или вызвало восхищение.
Слайд 53При необходимости получения какой-либо информации о ребенке-инвалиде, достигшем школьного возраста
(фамилия и имя, дата рождения, адрес и т.д.) следует обращаться
лично к нему, а не к сопровождающему.
Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать («Как тебя зовут?», «С кем ты пришел?»), однако игнорировать при получении информации о ребенке в его присутствии категорически нельзя.
Слайд 54Во время приема пищи не следует ничего класть в тарелку,
не предупредив слепого ребенка о своем намерении.
За столом надо обеспечить
безопасное место, чтобы ребенок не облился кипятком, то есть надо предусмотреть, чтобы он при тесноте не опрокинул чайник, посуду, блюдо с угощением.
Слайд 55В малознакомом месте не отходите от ребенка без предупреждения даже
на небольшое расстояние, если он останется при этом один.
В
то же время без необходимости не опекайте его. Гиперопека мешает ребенку развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает.
Слайд 56Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений
вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от
вас...».
Старайтесь быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас».
Слайд 57Оказание помощи в качестве сопровождающего
Чтобы сопровождать слепого человека, надо знать
свою роль и какие виды помощи нужны ему со стороны
сопровождающего.
Слайд 58Положение относительно друг друга
Слепой держится за руку сопровождающего выше локтя,
соответственно левой за правую руку или правой за левую. Обхват должен
быть надежным и информативным (необходимо чувствовать движения тела сопровождающего), но не слишком сильным, иначе это будет сковывать движения сопровождающего.
Слайд 59Никогда не берите слепого под руку потому, что при движении
вы будете подталкивать его вперёд. Сопровождая слепого, таким образом, Вы
лишаете его чувства уверенности.
Если же он положит свою руку на предплечье, он будет чувствовать колебания вашего тела при ходьбе, что немало поспособствует его представлению о дороге. Все ступени и бордюры вы будете проходить первым и незрячий человек, соразмерив свой шаг с вашим, легко минует все препятствия.
Слайд 60
Передвижение по прямой в широком пространстве
Сопровождающий идет на полшага впереди. Скорость
передвижения умеренная, позволяющая комфортно передвигаться слепому.
При возникновении препятствия скорость необходимо
сбавлять медленно и заранее. О крупных препятствиях необходимости специально предупреждать нет, т.к. тело и соответственно рука сопровождающего будет или подниматься (если это подъем, бордюр например) или опускаться (если это яма и т.д.).
О мелких препятствиях (ямка маленькая, кочка и т.д.) лучше предупредить или заблаговременно обойти.
После прохождения препятствия можно постепенно вернуться к обычной скорости, что будет говорить о том, что дорога впереди ровная.
Слайд 61Прохождение узкого места.
При прохождении через дверь или узкое место сопровождающий
идет всегда впереди. Он придерживает слепого рукой, протягивая ее слегка
назад для соблюдения небольшого расстояния.
Слайд 62При прохождении узких коридоров, дверных проемов сопровождающий снижает скорость, отводит
руку назад, слепой занимает место позади сопровождающего, вытянув руку.
Интервал должен
быть достаточным, чтобы слепой не наступал сопровождающему на пятки.
При входе (или выходе) в помещение сопровождающий открывает дверь, незрячий закрывает, при этом, не отпуская руку сопровождающего.
Слайд 63Подход к креслу, стулу
Сопровождающий подводит слепого к креслу или стулу,
кладет руку на спинку стула или подлокотник. Далее слепой сам выполняет
необходимые манипуляции.
Слайд 64Движение по лестнице
Важно подходить к лестнице под прямым углом.
При спуске
по лестнице сопровождающий должен опережать на ступеньку. Слепой придерживается за перила. Сопровождающий
принимает строго вертикальное положение. При достижении лестничной площадки рука сопровождающего выравнивается, что говорит о завершении спуска. При подъеме по лестнице также сопровождающий опережает на ступеньку, за перила придерживается сопровождающий, слегка наклонившись вперед.
Сопровождающему поворачивать после спуска или подъема можно только тогда слепой сойдет с лестницы!
Слайд 65Посадка в автомобиль
При посадке в автомобиль сопровождающий кладет руку слепого
на дверную ручку.
Слепой открывает дверь самостоятельно. После открытия двери, правую руку
перекладывает на внутреннюю ручку двери, левой рукой проверяет верхнюю часть проема, чтобы не удариться головой. После этого левую ногу заносит в автомобиль и садится.
Слайд 66Слепой человек, который совершает сам поездку, прекрасно осведомлён о возможностях
использования трамвая, поезда или автобуса.
Будет достаточно, если Вы проводите
его до двери и покажете ему поручни, положив на них его руку. Ноги слепого в порядке, и он может нормально сам входить и выходить из транспорта, как любой другой пассажир. При выходе, покажите ему поручни и позвольте выйти самостоятельно.
Слайд 67Если Вы едете в одном транспортном средстве со слепым или
выходите с ним на одной остановке, или слепой попадается Вам
на улице, не задерживайтесь с предложением своей помощи.
Это, конечно, не означает, что Вы должны ее навязывать. Например, Вы можете сказать «Мне нужно … Могу ли я Вас проводить немного».