Слайд 1ФГОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья
имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Пелих Елена Юрьевна
Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у
школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
13.00.04 – теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Научный руководитель:
к.п.н., профессор
Евсеева О.Э.
Слайд 2
2
Актуальность:
В настоящее время, тенденции развития общества в отношении лиц, имеющих
устойчивые отклонения в состоянии здоровья, отказ от концепции «инвалидизма» (Евсеев
С.П., 2007), существовавшей на протяжении многих лет, позволяют поднимать вопрос о необходимости формирования у них самостоятельной активности в области занятий физкультурно-спортивной деятельностью, особенно – после окончания школы.
Поиск эффективных путей решения задач формирования устойчивых побудительных мотивов физкультурно-спортивной деятельности у лиц с нарушениями интеллекта является актуальным, особенно в условиях постепенно развивающейся в нашей стране системы их дополнительного физкультурного образования.
Слайд 3Предполагалось, что создание педагогических условий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся
в социальных связях и в признании другими людьми, путем применения
методических приемов по организации ситуаций переживания успеха, межличностного взаимодействия и формирования навыков уверенного поведения, позволит эффективно формировать у учащихся с нарушением интеллекта ведущие мотивы физкультурно-спортивной деятельности и активизировать их психомоторное развитие.
3
Гипотеза:
Слайд 4Цель, объект и предмет исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у
учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Объект исследования: Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: Процесс формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с легкой степенью нарушения интеллекта.
4
Слайд 5
5
Задачи исследования:
1. Исследовать содержание мотивов произвольной двигательной активности у лиц
с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выявить
противоречия процесса формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
3. Определить динамику ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года.
4. Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию физкультурно-спортивной деятельности детей с легкой степенью нарушения интеллекта.
Слайд 6Положения, выносимые на защиту:
6
Ведущими мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью у учащихся
с нарушением интеллекта являются мотивы, направленные на получение удовольствия от
процесса двигательной активности и общения с другими людьми.
Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у лиц с нарушением интеллекта осуществляется учителем по АФВ в процессе создания им педагогических ситуаций переживания учащимися успеха, активизации их межличностного взаимодействия, формирования навыков организации самостоятельных занятий.
Слайд 7Положения, выносимые на защиту:
7
3. Дети с нарушением интеллекта, занимающиеся в
системе дополнительного физкультурного образования, имеют более разнообразные мотивы физкультурно-спортивной деятельности
по сравнению со сверстниками, не вовлеченными в дополнительные секционные занятия.
4. Разработанная методика, направленная на удовлетворение потребностей учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта в социальных связях и в признании, позволяет учителю эффективно осуществлять процесс формирования у детей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Слайд 8Методы исследования:
8
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
Опрос (анкетирование; беседа (Матюхина
М.В., 2004));
Проективный метод (рисуночный тест) (Гуткина Н.И., 2004);
Тестирование психомоторных способностей
по методикам СПб НИИФК (Фиксировались следующие показатели: реакция на время «воспроизведение времени» (с); время простой двигательной реакции (мс); реакция на движущийся объект (мс); максимальный темп (количество раз/ 10 с); частота движений по малой амплитуде оптимальная (количество раз/ 10 с); кистевая динамометрия максимальная (кг); восприятие и воспроизведение линейной величины пространства (см));
Педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
Методы статистической обработки данных ( при помощи программы STATGRAPHICS+).
Слайд 9Организация исследования:
9
Учащиеся
6 – 12 кл., не занимающиеся дополнительно
в секциях
(НЗ)
Учащиеся
6 – 12 кл. двух специальных (коррекционных) школ VIII
вида
Эксперименталь-ная группа (ЭГ): 12 учащихся
7 – 9 кл.
Контрольная группа (КГ): 12 учащихся
7 – 9 кл.
Учащиеся
6 – 12 кл, дополнительно занимающиеся
в секциях (ЗС)
Рис. 1. Схема формирования контрольной и экспериментальной групп
Слайд 10Ответы респондентов:
10
Рис.2. Распределение мнений специалистов по АФК и учителей по
основным вопросам анкеты: 1 – положительный характер испытываемых детьми эмоций;
2 – понимание детьми назначения заданий; 3 – осознание детьми пользы занятий АФК для здоровья; 4 – необходимость целенаправленного формирования у детей мотивации к Ф-СД; 5 – будут ли дети заниматься физкультурно-спортивной деятельностью (Ф-СД ) самостоятельно после окончания школы
Слайд 11Рисуночный тест:
11
Рис. А. 7 кл. Мотивация к занятиям ФК сформирована
– внешняя, направлена на процесс. Дополнительные занятия в секции не
посещает и после окончания школы не будет заниматься сама.
Рис. Б. 10 кл. Мотивация к занятиям ФК сформирована - внешняя, направлена на общение. Дополнительные занятия в секции не посещает, но после окончания школы будет заниматься сама, хотя не знает где и чем именно.
Б
А
Слайд 12Результаты изучения мотивации:
12
Рис. 3. Уровень сформированности мотивации к Ф-СД у
учащихся 6 – 12 классов с нарушением интеллекта (n=88)
Слайд 13Результаты беседы с учащимися:
13
Рис. 4. Понимание учащимися необходимости занятий Ф-СД
и их предположение о продолжении занятий после окончания школы
Слайд 14Результаты рисуночного теста:
14
Начало учебного года
Конец учебного года
Рис.5. Динамика
ведущих мотивов Ф-СД у детей, не занимающихся дополнительно (НЗ) (n=51) в течение учебного года
Слайд 15Результаты рисуночного теста:
15
Начало учебного года
Конец
учебного года
Рис.6. Динамика ведущих мотивов Ф-СД у детей с нарушением интеллекта, занимающихся в секциях (ЗС) (n=37) в течение учебного года
Слайд 16Исследование психомоторного развития учащихся:
16
Слайд 17Исследование психомоторного развития:
17
Рис. 7. Динамика показателей по тесту «Воспроизведение заданного
отрезка времени» (с) у учащихся не занимающихся дополнительно Ф-С Д
и посещающих секции
Рис. 8. Динамика показателей по тесту «Время двигательной реакции» (с) у учащихся не занимающихся дополнительно Ф-С Д и посещающих секции
Слайд 18Методика формирования мотивации:
18
2 блок. Активизация межличностного взаимодействия учащихся
Деятельность учителя по
АФВ
3 блок. Формирование у учащихся навыков уверенного поведения
4 блок. Выработка
у учащихся умений самостоятельной организации занятий ФУ
1 блок.
Создание для учащихся ситуаций переживания
успеха
Рис. 9. Компоненты методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Слайд 19Методика формирования мотивации:
19
Блок методических приемов по созданию для учащихся ситуаций
успеха в процессе занятий АФВ.
Блок методических приемов по активизации
межличностных взаимодействий учащихся внутри класса в процессе занятий АФВ.
Слайд 20Методика формирования мотивации:
20
3) Блок методических приемов по созданию условий формирования
у учащихся навыков уверенного поведения.
4) Блок методических приемов
по созданию условий, направленных на выработку у учащихся умений самостоятельной организации и осуществления Ф-С Д.
Слайд 21Результаты педагогического эксперимента (формирование мотивации):
21
Начало учебного года
Конец учебного
года
Рис.9. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в начале и в конце учебного года
Слайд 22Результаты педагогического эксперимента (формирование мотивации):
22
Начало учебного года
Конец
учебного года
Рис.10. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале и в конце учебного года
Слайд 23Психомоторное развитие:
23
Рис. 11. Динамика показателей по тесту «Время двигательной реакции»
(с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная
группа, ЭГ – экспериментальная группа
Рис. 12. Динамика показателей по тесту «Реакция на движущийся объект» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа
Слайд 24Психомоторное развитие:
24
Рис. 14. Динамика показателей по тесту «Динамометрия» (кг) у
учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ
– экспериментальная группа
Рис. 13. Динамика показателей по тесту «Теппинг-тест» («Максимальный темп» (кол-во раз за 10 с)) у учащихся контрольной и экспериментальной групп
Слайд 25Выводы:
25
1. Основной особенностью развития лиц с нарушениями интеллекта является снижение
познавательной активности и других процессов, обуславливающих способность учащегося к восприятию,
накоплению, сохранению и последующему использованию информации. Учеными предлагаются различные пути формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся массовых школ, в большинстве основанные на активизации когнитивных процессов психики детей, однако лица с нарушением интеллекта не имеют достаточных психических способностей, которые необходимы для самостоятельного построения ими мотива деятельности. Наиболее важными факторами формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. Фундаментальных научно-исследовательских работ в области формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта до настоящего времени не проводилось.
Слайд 26Выводы (продолжение):
26
2. Выявлено несоответствие между отношением учащихся с нарушением интеллекта
к продолжению самостоятельных занятий после окончания школы и реализацией их
стремления на практике. Большинство школьников 12 – 20 лет (в среднем, 60%) предполагают дальнейшую самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, однако данные большинства специалистов по адаптивной физической культуре и учителей (90% респондентов) свидетельствуют о том, что дети после окончания школы самостоятельно не занимаются. Следовательно, выявленных у детей мотивов общения и получения удовольствия от процесса двигательной активности не достаточно для осуществления ими самостоятельной деятельности в данном направлении. Решение указанной проблемы возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов достижения результатов физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений по организации самостоятельных занятий. Наиболее адекватным направлением формирования мотивации, учитывая особенности изучаемого контингента, является создание педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности учащихся в социальных связях и в признании.
Слайд 27Выводы (продолжение):
27
3. Ведущими мотивами физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушениями
интеллекта являются мотивы, направленные на общение и на получение удовольствия
от процесса двигательной активности. Структура ведущих мотивов «беднее» по сравнению со структурой мотивов здоровых сверстников. В течение года у детей не наблюдается существенной динамики мотивов без целенаправленной деятельности педагога по их формированию. Содержание существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных школ VIII вида требует дополнения соответствующими методическими рекомендациями по осуществлению педагогического процесса формирования у школьников мотивации к самостоятельной двигательной активности.
Слайд 28Выводы (продолжение):
28
4. В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся
с легкой степенью нарушения интеллекта, разработана методика, направленная на формирование
у них ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе их адаптивного физического воспитания: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни. Формирование мотивов осуществляется на занятиях адаптивным физическим воспитанием в ходе педагогического процесса по созданию учителем условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и в признании путем создания ситуаций переживания детьми успеха в результате двигательной деятельности, активизации их межличностного взаимодействия с учителем и ровесниками, формирования навыков уверенного поведения и организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Слайд 29Выводы (продолжение):
29
5. Применение на уроках адаптивного физического воспитания разработанной методики
вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует
их психомоторное развитие. По окончании учебного года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 33% занимающихся ведущими стали мотивы достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, у 17% учащихся – мотивы приобретения и поддержания здоровья. По показателям психомоторного развития учащихся достоверно значимых изменений не выявлено, однако зафиксирована положительная динамика по ряду исследуемых показателей: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают эффективность применения разработанной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием и она может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ VIII вида.