1890 – акт Шермана: ценовые соглашения между конкурентами неле-гальны! Переход от сговора к слияниям.
1914 – акт Клейтона: формально запрещены слияния с целью уменьше-ния конкуренции. Реально до окончания II мировой войны смотрели сквозь пальцы.
1950 – акт Селлера-Кефовера: запрет слияний через покупку активов. Начало периода жесткого регулирования.
1970-1990 – доминирование Чикагской школы и ограниченного регу-лирования: провалы государства могут быть хуже провалов рынка.
1990-… – «аккуратное» регулирование, учитывающее неоднородность отраслей и фирм, а также сложное стратегическое взаимодействие.
Современный период:
1. США – слушает экономистов. Юристы проходят экономические курсы.
Европа – не принимает экономические аргументы. Статистическая зна-
чимость не является аргументом в суде.
2. США – ориентир на благосостояние потребителей.
Европа – ориентир на конкуренцию.
3. США – если страдает конкурент, не факт, что страдает конкуренция.
Европа – удар по конкуренту = удар по конкуренции.
4. США – сговор является уголовным преступлением.
Европа – наказание существенно мягче.
«Витаминный картель» (2001)
8 компаний (в т.ч. Hoffman-LaRoche и BASF) оштрафованы на 855 млн ев-ро (больше суммарной годовой выручки!) за сговор на рынке витаминов.
Рынок автомобильного стекла (2008)
«Saint-Gobain», прежде уже дважды участвовавшая в картельных соглаше-ниях, оштрафована за сговор на 896 млн евро.
Leniency programs – сотрудничество со следствием сильно смягчает вину.
Нетривиальные вопросы:
Кому давать возможность? Насколько снижать штраф? – 50%, 70%, 100%, бонусы? Бонусы для индивидуальных информаторов?
Фильм «Информатор» (2009)
Joint ventures – программы поддержки совместных исследований. После завершения общение часто продолжается вероятно, есть другие при-чины для общения, в других ситуациях запрещенного.
Стратегии лидера: предотвращение или предоставление входа.
«Зоопарк» Фуденберга-Тироля:
Инвестиции лидера влияют на новичка прямо и косвенно (через выпуск). Если итоговое влияние отрицательно, лидеру выгодно переивестировать для предотвращения входа («злая собака»). Иначе – недоинвестировать («голодный взгляд»).
При предоставлении входа результаты новичка могут сказаться на нас отрицательно (тогда стратегии те же) или положительно. В последнем случае либо недоинвестируем (притворяемся маленьким и слабым – стра-тегия «щенок), либо переинвестируем (стратегия «толстый кот»).
Решение проблемы неэффективности: слияние (и интернализация при-были) или двухчастный тариф f + cq (производитель выкачивает из ре-тейлера всю прибыль).
Важные экономические вопросы:
1. Что происходит, если на одном или на обоих уровнях больше 1 фирмы?
2. Какие возникают контракты?
3. Может ли производитель передать долю монопольной власти? – нет!
Эксклюзивное дилерство:
Производитель договаривается с ретейлерами, что в ответ на хорошие условия те продают только продукцию данного производителя, часто по рекомендованной им цене.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть