Слайд 1ЛЕКЦИЯ №1
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в
жизни человека и общества
Слайд 2Что побуждает людей философствовать ?
Слайд 3Система философских знаний.
Философия — это специфический тип мышления, а также
философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о
мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Слайд 4Философское мышление
есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного
многообразия окружающих нас явлений. Выражается в трёх чертах философского мышления:
рефлексивности, целостности и критичности.
Слайд 5Рефлексивность
– это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность
на выявление смысла событий и их связи между собой.
Определение Тейяра
де Шардена: « рефлексия это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением – способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя ; не просто знать, а знать, что знаешь».[1]
[1] Теяйяр де Шарден Феномен человека. М.1987.с.136.
Слайд 6Целостность
философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни –
личной, социальной, познавательной – через выявление их связи. Философски мыслящий
человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества,познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять своё место в этом развитии.
Слайд 7Критичность
– как черта философского мышления означает в первую очередь способность
оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире
Слайд 8Философия в данном учебном курсе:
- во-первых, - это рационально- теоретическая
форма мировоззрения;
- во-вторых, – это учение о природе, обществе, человеке
и его мышлении;
- в-третьих, - это особая наука о познании и оценке бытия со своим предметом исследования;
- в четвёртых, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Слайд 9Основные формы общественного сознания
Слайд 12Структура научного мировоззрения
Слайд 15Философия как методология миропонимания
система положений, принципов, категорий и законов
форма теоретического
и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта
система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности
Слайд 17Философия
научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и широтой обобщения идей,
теоретических принципов, законов и категорий; реализует мировоззренческую функцию на основе
теоретического отношения к действительности и на этой основе стремится найти абсолютно предельные нормативы всякого сознательного отношения к действительности
Слайд 19Философия
форма общественного сознания, формирующая у человека целостное научное понимание окружающего
его мира, места и роли в нем человека и исследующая
вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру
Слайд 22Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек»:
онтология (учение
о бытии и сущем );
гносеология (учение о познании);
аксиология (учение о
ценностях ),
антропология (учение о человеке ),
праксиология (учение о действии).
Слайд 25
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское
исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
синергетика.
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика;
Слайд 26Диалектика
- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко,
критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин
и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Слайд 27Метафизика -
метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
обособленно, как сами
по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
статично (игнорируется
факт постоянных изменений, самодвижения,развития);
однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Слайд 28СИНЕРГЕТИКА
— (греч. sinergeia — совместное действие) — одно из ведущих
направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных
динамик в современной культуре.
Междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.
Слайд 29Догматизм
- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и
навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Слайд 30Эклектика -
метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого
творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные,
но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Слайд 31Софистика -
метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и
некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки логически истинной,
но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель - не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Слайд 32Герменевтика -
метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен
в западной философии.
Слайд 33Эмпиризм,
- метод и направление в познании, согласно которому в основе
познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного
познания.
Слайд 34Рационализм -
философский метод и направление в философии, в силу которого
истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью
разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
Слайд 35Объект философии(Что изучается?)
ВСЕЛЕННАЯ, включающая
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
МЫШЛЕНИЕ
Слайд 371.Мировоззренческая функция
способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве,
месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром
Слайд 382. Методологическая функция
заключается в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности выступает как общее учение о методе
и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Слайд 393. Прогностическая функция
заключается в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Слайд 404. Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические
схемы, системы окружающего мира, школа теоретического мышления и мудрости
Слайд 415. Критическая функция
- подвергает сомнению окружающий мир и существующее
знание, ищет их новые черты, качества, вскрывает противоречия.
Конечная задача
данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Слайд 426. Аксиологическая функция
философии (в переводе с греческого axios -
ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки
зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Слайд 437. Социальная функция
- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать
пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Слайд 448. Воспитательно-гуманитарная функция
философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические
ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению
морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Слайд 459. Гносеологическая
- одна из основополагающих функций философии -имеет целью
правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
все функции философии диалек
тически взаимосвязаны
Слайд 47Задача философии
.. Постижение сущего в целом — с целью обнаружить
его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом
и ценностями его существования
Слайд 50Развитие философской культуры мышления
Философия учит глобально мыслить и предельно чётко
выражать свои мысли в слове.
Это особое искусство слушать и
слышать, а значит, - понимать другого человека.
Это то мыслительное средство, которое развивает способности человека жить по уму и в согласии со своей совестью.