ЛЕКЦИЯ №1
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в жизни человека и общества
Презентация на тему Презентация на тему Философия, ее предмет, место и роль в жизни человека и общества из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 50 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
ЛЕКЦИЯ №1
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в жизни человека и общества
Система философских знаний.
Философия — это специфический тип мышления, а также философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Философское мышление
есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих нас явлений. Выражается в трёх чертах философского мышления: рефлексивности, целостности и критичности.
Рефлексивность
– это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой.
Определение Тейяра де Шардена: « рефлексия это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением – способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя ; не просто знать, а знать, что знаешь».[1]
[1] Теяйяр де Шарден Феномен человека. М.1987.с.136.
Целостность
философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни – личной, социальной, познавательной – через выявление их связи. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества,познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять своё место в этом развитии.
Критичность
– как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире
Философия в данном учебном курсе:
- во-первых, - это рационально- теоретическая форма мировоззрения;
- во-вторых, – это учение о природе, обществе, человеке и его мышлении;
- в-третьих, - это особая наука о познании и оценке бытия со своим предметом исследования;
- в четвёртых, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Философия как методология миропонимания
система положений, принципов, категорий и законов
форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта
система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности
Философия
научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и широтой обобщения идей, теоретических принципов, законов и категорий; реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности и на этой основе стремится найти абсолютно предельные нормативы всякого сознательного отношения к действительности
Философия
форма общественного сознания, формирующая у человека целостное научное понимание окружающего его мира, места и роли в нем человека и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру
Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек»:
онтология (учение о бытии и сущем );
гносеология (учение о познании);
аксиология (учение о ценностях ),
антропология (учение о человеке ),
праксиология (учение о действии).
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
синергетика.
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика;
Диалектика
- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика -
метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения,развития);
однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
СИНЕРГЕТИКА
— (греч. sinergeia — совместное действие) — одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.
Междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.
Догматизм
- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика -
метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика -
метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель - не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика -
метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Эмпиризм,
- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
Рационализм -
философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
Объект философии(Что изучается?)
ВСЕЛЕННАЯ, включающая
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
МЫШЛЕНИЕ
1.Мировоззренческая функция
способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром
2. Методологическая функция
заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
3. Прогностическая функция
заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
4. Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира, школа теоретического мышления и мудрости
5. Критическая функция
- подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые черты, качества, вскрывает противоречия.
Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
6. Аксиологическая функция
философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
7. Социальная функция
- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
8. Воспитательно-гуманитарная функция
философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
9. Гносеологическая
- одна из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
все функции философии диалек
тически взаимосвязаны
Задача философии
.. Постижение сущего в целом — с целью обнаружить его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом и ценностями его существования
Развитие философской культуры мышления
Философия учит глобально мыслить и предельно чётко выражать свои мысли в слове.
Это особое искусство слушать и слышать, а значит, - понимать другого человека.
Это то мыслительное средство, которое развивает способности человека жить по уму и в согласии со своей совестью.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть