Слайд 1Философия Древнего Китая:
Даосизм
Слайд 2Философские школы Др.Китая
школа инь и ян,
школа Конфуция,
школа Моистов,
школа имен,
школа легистов,
школа пути и силы даосов.
Слайд 3Общие черты философии Китая
1. Идея неразрывности человека и природы, всех
частей мироздания.
2. Одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира.
3. Высокая
ценность жизни (в телесном и духовном аспектах).
4. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации.
5. Антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования).
6. Внутренняя стабильность китайской философии, идея превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам.
7. Интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.
Слайд 5Даосские трактаты
Лао-цзы - «Дао дэ дзин»;
Ле-цзы – «Желтый предок»;
Чжуан-цзы –
«Чжуан-цзы»
Слайд 6Главными направлениями и объектами философии даосизма являются:
онтология (природа, космос),
антропология
(человек как телесное и духовное существо),
этика (поиск идеальной формы
поведения),
политическая философия (учение об идеальном правителе).
Слайд 7Основу даосского мировоззрения составляют три идеи:
1. Все явления (включая человека)
сплетены в единую сеть взаимовлияющих сил, находящихся в потоке всеобщего
становления и изменения.
2. Примитивизм, представление о том, что человек и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте, с минимумом искусственности, учености, активности.
3. Вера, что люди посредством различных методов - мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии - могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, возможности познать силы природы и овладеть ими.
Слайд 8Основные понятия даосизма:
Дао – источник естественной гармонии мира
Дэ -индивидуальная конкретизация
вещей, благая мощь
Инь-ян - два вечных противоположных начала, находящихся
в гармонии: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское и инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское.
Сянь - бессмертие, долголетие
Слайд 9Дао в даосизме понимается как:
1) вечная, безымянная сущность природы, мира,
заключенная в естественной гармонии всех элементов;
2) первоначало, «мать всех
вещей», «корень земли и неба», источник развития мира.
Слайд 10Для Дао характерны:
небытийность,
неактивность,
пустотность,
спонтанность,
естественность,
неисчерпаемость
непостижимость,
вездесущность,
совершенство,
спокойствие,
неопределимость и т.д.
Слайд 11Идея гармонии и диалектики
«Когда люди узнали, что такое красота, появилось
и уродство. Когда все узнали, что добро это добро появилось
зло. Поэтому бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга создают, низкое и высокое к друг другу склоняются»
(«Дао дэ дзин»)
Когда люди узнали, что такое красота
Слайд 12Цель даосизма – достижение бессмертия (сянь)
Душа и тело - воплощения
инь и ян, несуществующие друг без друга.
Человек часть мира,
Дао, оно бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия.
Бесмертие – путь избранных (шень жэнь)
Слайд 13
Этика даосизма:
Главный принцип поведения – недеяние (у-вэй)
отказ от цивилизации и
ее достижений;
идеал просты и естественности;
покой, гармония с миром;
стремление экономно расходовать
жизненные силы;
совершение 1200 добрых дел подряд;
воздержание от лжи, зла, кражи, излишеств, алкоголя.
Слайд 14Даосская алхимия
Внешняя алхимия
Создание эликсира бессмертия
Внутренняя алхимия
Совершенствование тела и духа
Слайд 15Выводы:
Даосизм – уникальный синтез философии и религии, целью которого является
достижение физического долголетия и бессмертия;
Даосизм повлиял на культуру Китая и
всего мира, привнося в систему ценностей Гармонию, естественность, ненарушение меры вещей, а также утверждая диалектику светлого и темного начал и стремление к возвышению над ними через слияние с Дао.