Слайд 2Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI
- I вв. до н. э. в цивилизациях Египта, Вавилона,
Китая и Индии.
Слайд 3Существенными чертами этой философии являются:
* Размытость границ между философским и
религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
Слайд 4* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
*
Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Слайд 5Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае.
Слайд 6Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа
религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и
содержании древневосточного способа философствования.
Слайд 7В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа
культуры.
Слайд 8Особенности восточного мышления:
* Оно более интровертно, чем западное мышление.
*
Оно более эмоционально-образное, чем логическое.
Слайд 9* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не
столько человеческая способность, сколько космическая сила.
Слайд 10Религия и философия в Древней Индии
Слайд 11Древнеиндийская цивилизация имеет свои особенные черты. Это, прежде всего:
* Жесткая
кастовая социальная структура.
Слайд 12Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.
* Приоритет иррационального над рациональным.
Слайд 13Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов
и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия
сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.
Слайд 14В истории индийской философии выделяют три периода:
* Ведийский (1500-500
гг. до н.э.).
* Классический (500 г. до н.э. -
1000 г. н.э.).
* Индуистский (с 1000 года н.э.).
Слайд 15Ведийский период
Первый литературный памятник Индии – Веды – был создан
на санскрите – языке ариев. Веды в переводе означают: «ведать»,
«знать».
Слайд 16Всего выделяют четыре сборника Вед:
* Ригведа, включающая 1028 гимнов.
* Самаведа, содержащая религиозные предписания.
* Яджурведа, состоящая из Белой
и Чёрной Яджурведы.
* Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни.
Слайд 17Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части
существуют обособленно друг от друга, являясь, по сути, самостоятельными субстанциями.
Слайд 18Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается
догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.
Слайд 19Носителями брахманизма были брахманы-жрецы. Слово «брахман» имеет три значения:
*
Верховное божество, Абсолют.
* Служитель религиозного культа.
* Сборники религиозно-философских
текстов и комментариев.
Слайд 20В рамках брахманизма появились тексты, написанные отшельниками и содержащие философские
обобщения. Эти тексты получили название араньяков (лесных книг) и с
них началась литература Упанишад – философских текстов древней Индии.
Слайд 21Упанишады в переводе, буквально, означают: «сидеть возле», то есть быть
у ног учителя, внимать ему, чтить его, слушать его откровения.
Слайд 22Упанишады учат познанию Брахмана, достижению единства с ним. Под Брахманом
понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей
части остаётся невидимой.
Слайд 23Каждая индивидуальная душа – Атман – является частью Брахмана. Атман
– это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе.
Слайд 24Брахману и Атману тождественна Пуруша – высшее духовное начало, высшая
душа, песчинкой которой является душа индивида.
Слайд 25Пуруша состоит из четырех каст:
Брахманы (голова)
Кшатрии (руки)
Вайшья (ноги)
Шудры (стопы)
Слайд 26Отдельной кастой являются неприкасаемые
Слайд 27А всем им тождественен «Тот» - невыразимое высшее блаженство.
Слайд 28Первоосновами Брахмана выступают:
* Пространство.
* Движение.
* Закон.
Слайд 29Классический период
Классический период представлен борьбой ортодоксальных (астика) и неортодоксальных
(настика) школ. Критерием такой борьбы явилось отношение к Ведам. Ортодоксальные
школы принимали абсолютный авторитет Вед, неортодоксальные частично признавали их.
Слайд 30Ортодоксальные школы:
Санкхья (Капила) – взаимодействие Пуруши (душа) и Пракрити (материя,
энергия)
Йога (Патанджали) – контроль над умом и телом
Слайд 313. Ньяя (Акшапада Гаутама) – развитие логики
4. Вайшешика (Канада) –
все объекты в мире сводятся к определённым типам атомов, а
Брахман – изначальная сила
Слайд 325. Миманса (Прабхакара) – постижение Вед через дхармы (моральный долг)
6.
Веданта, или поздняя миманса (Бадарайяна) – концентрируется на Упанишадах
Слайд 33Неортодоксальные школы:
Джайнизм (Вардхамана, или Джина Махавира) – ненанесение вреда всему
живому, самосовершенствование души для вечного блаженства
Слайд 342. Буддизм (Гаутама Сиддхартха) – четыре благородные истины:
существует страдание;
причина
страдания — желание;
прекращение страдания — нирвана;
путь, ведущий к прекращению страдания, —
восьмеричный путь.
Слайд 35Восьмеричный Путь
1. Праведная вера.
2. Истинная решимость.
3. Праведная речь.
4. Праведные дела.
5. Праведная жизнь.
6. Праведная мысль.
7.
Праведные помыслы.
8. Истинное созерцание.
Слайд 36Буддизм делится на Махаяну (Великая колесница) и Хинаяну (Малая колесница)
Слайд 373. Чарвака-локаята (Чарвака, Брихаспати) – материалистическое течение, отрицание Веды
Слайд 39Литературные памятники древнего Китая
* Ши-цзин (Книга песен).
* Шу-цзин
(Книга истории).
* И-Цзин (Книга перемен).
* Ли-цзы (Книга обрядов).
* Чунь-Цзин (Книга китайской истории).
Слайд 40Главные черты древнекитайской философии
* Утилитарность и практическая направленность философских
построений.
* Отсутствие строгого категориального каркаса.
* Доминирование этической проблематики.
Слайд 41Китайская ментальность складывалась в течение тысячелетий, однако главную роль в
систематизации мировоззрения сыграло учение Конфуция (551-479 до н.э.).
Слайд 42Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической
и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и
идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела.
Слайд 43Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек должен обладать
двумя характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность включает
в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Слайд 44Чувство долга – это моральные обязательства, которые гуманный человек налагает
на себя сам. В понятие «чувства долга» включались такие добродетели,
как стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость предков.
Слайд 45Высшей целью социального порядка является благо народа. Именно оно стоит
на первом месте, а после него Конфуций помещает божество и
лишь после этого – монарха.
Слайд 46Другой важной составляющей порядка является строгое повиновение старшим, почтительное к
ним отношение. Государство – это большая семья, а семья –
это малое государство.
Слайд 47Известностью пользовалась и другая философская школа древнего Китая - моизм,
основанная
Мо-ди (479-400 гг. до н.э.).
Слайд 48В качестве высшей ценности моизм утверждал не человека, а народ.
Именно народ есть источник благополучия и истинного знания. Отдельный человек
является частью народа как целого.
Слайд 49Ориентиром для людей должны быть не традиции, а добродетель, подкрепленная
знаниями. Только знания раскрывают причину явлений, расставляют все на свои
места.
Слайд 50Если моисты отрицательно относятся к конфуцианству за его романтизацию прошлого,
то школа легизма критикует и конфуцианство и моизм за их
формирование нравственных оснований жизни.
Слайд 51Основателем легизма считается Шан-Ян (390-338 до н.э.). Легисты (законники) утверждали,
что в обществе должен господствовать закон, авторитет которого держатся на
жёстких наказаниях.