Разделы презентаций


Философия Древнего Востока

Содержание

Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до н. э. в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Древнего Востока

Философия Древнего Востока

Слайд 2Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI

- I вв. до н. э. в цивилизациях Египта, Вавилона,

Китая и Индии.
Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до н. э. в

Слайд 3Существенными чертами этой философии являются:
* Размытость границ между философским и

религиозным дискурсами. * Ярко выраженный иррационализм.

Существенными чертами этой философии являются:* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.  * Ярко выраженный иррационализм.

Слайд 4* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической. * Интровертность мышления. *

Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.  * Интровертность мышления.  * Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Слайд 5Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае.

Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае.

Слайд 6Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа

религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и

содержании древневосточного способа философствования.
Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление

Слайд 7В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа

культуры.

В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

Слайд 8Особенности восточного мышления: * Оно более интровертно, чем западное мышление. *

Оно более эмоционально-образное, чем логическое.

Особенности восточного мышления: * Оно более интровертно, чем западное мышление.  * Оно более эмоционально-образное, чем логическое.

Слайд 9* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не

столько человеческая способность, сколько космическая сила.

* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

Слайд 10Религия и философия в Древней Индии

Религия и философия в Древней Индии

Слайд 11Древнеиндийская цивилизация имеет свои особенные черты. Это, прежде всего:

* Жесткая

кастовая социальная структура.

Древнеиндийская цивилизация имеет свои особенные черты. Это, прежде всего:* Жесткая кастовая социальная структура.

Слайд 12Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.
* Приоритет иррационального над рациональным.

Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.  * Приоритет иррационального над рациональным.

Слайд 13Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов

и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия

сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.
Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев.

Слайд 14В истории индийской философии выделяют три периода: * Ведийский (1500-500

гг. до н.э.). * Классический (500 г. до н.э. -

1000 г. н.э.). * Индуистский (с 1000 года н.э.).
В истории индийской философии выделяют три периода:   * Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).  *

Слайд 15Ведийский период
Первый литературный памятник Индии – Веды – был создан

на санскрите – языке ариев. Веды в переводе означают: «ведать»,

«знать».
Ведийский периодПервый литературный памятник Индии – Веды – был создан на санскрите – языке ариев. Веды в

Слайд 16Всего выделяют четыре сборника Вед:
* Ригведа, включающая 1028 гимнов.

* Самаведа, содержащая религиозные предписания. * Яджурведа, состоящая из Белой

и Чёрной Яджурведы. * Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни.
Всего выделяют четыре сборника Вед: * Ригведа, включающая 1028 гимнов.  * Самаведа, содержащая религиозные предписания.

Слайд 17Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части

существуют обособленно друг от друга, являясь, по сути, самостоятельными субстанциями.

Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части существуют обособленно друг от друга, являясь, по

Слайд 18Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается

догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.

Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских

Слайд 19Носителями брахманизма были брахманы-жрецы. Слово «брахман» имеет три значения:
*

Верховное божество, Абсолют. * Служитель религиозного культа. * Сборники религиозно-философских

текстов и комментариев.
Носителями брахманизма были брахманы-жрецы. Слово «брахман» имеет три значения:  * Верховное божество, Абсолют.  * Служитель

Слайд 20В рамках брахманизма появились тексты, написанные отшельниками и содержащие философские

обобщения. Эти тексты получили название араньяков (лесных книг) и с

них началась литература Упанишад – философских текстов древней Индии.
В рамках брахманизма появились тексты, написанные отшельниками и содержащие философские обобщения. Эти тексты получили название араньяков (лесных

Слайд 21Упанишады в переводе, буквально, означают: «сидеть возле», то есть быть

у ног учителя, внимать ему, чтить его, слушать его откровения.

Упанишады в переводе, буквально, означают: «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать ему, чтить его,

Слайд 22Упанишады учат познанию Брахмана, достижению единства с ним. Под Брахманом

понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей

части остаётся невидимой.
Упанишады учат познанию Брахмана, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается,

Слайд 23Каждая индивидуальная душа – Атман – является частью Брахмана. Атман

– это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе.


Каждая индивидуальная душа – Атман – является частью Брахмана. Атман – это тот же Брахман, но реализованный

Слайд 24Брахману и Атману тождественна Пуруша – высшее духовное начало, высшая

душа, песчинкой которой является душа индивида.

Брахману и Атману тождественна Пуруша – высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида.

Слайд 25Пуруша состоит из четырех каст:
Брахманы (голова)
Кшатрии (руки)
Вайшья (ноги)
Шудры (стопы)

Пуруша состоит из четырех каст:Брахманы (голова)Кшатрии (руки)Вайшья (ноги)Шудры (стопы)

Слайд 26Отдельной кастой являются неприкасаемые

Отдельной кастой являются неприкасаемые

Слайд 27А всем им тождественен «Тот» - невыразимое высшее блаженство.

А всем им тождественен «Тот» - невыразимое высшее блаженство.

Слайд 28Первоосновами Брахмана выступают: * Пространство. * Движение. * Закон.

Первоосновами Брахмана выступают:   * Пространство.  * Движение.  * Закон.

Слайд 29Классический период
Классический период представлен борьбой ортодоксальных (астика) и неортодоксальных

(настика) школ. Критерием такой борьбы явилось отношение к Ведам. Ортодоксальные

школы принимали абсолютный авторитет Вед, неортодоксальные частично признавали их.
Классический период Классический период представлен борьбой ортодоксальных (астика) и неортодоксальных (настика) школ. Критерием такой борьбы явилось отношение

Слайд 30Ортодоксальные школы:
Санкхья (Капила) – взаимодействие Пуруши (душа) и Пракрити (материя,

энергия)
Йога (Патанджали) – контроль над умом и телом

Ортодоксальные школы:Санкхья (Капила) – взаимодействие Пуруши (душа) и Пракрити (материя, энергия)Йога (Патанджали) – контроль над умом и

Слайд 313. Ньяя (Акшапада Гаутама) – развитие логики
4. Вайшешика (Канада) –

все объекты в мире сводятся к определённым типам атомов, а

Брахман – изначальная сила
3. Ньяя (Акшапада Гаутама) – развитие логики4. Вайшешика (Канада) – все объекты в мире сводятся к определённым

Слайд 325. Миманса (Прабхакара) – постижение Вед через дхармы (моральный долг)
6.

Веданта, или поздняя миманса (Бадарайяна) – концентрируется на Упанишадах

5. Миманса (Прабхакара) – постижение Вед через дхармы (моральный долг)6. Веданта, или поздняя миманса (Бадарайяна) – концентрируется

Слайд 33Неортодоксальные школы:
Джайнизм (Вардхамана, или Джина Махавира) – ненанесение вреда всему

живому, самосовершенствование души для вечного блаженства

Неортодоксальные школы:Джайнизм (Вардхамана, или Джина Махавира) – ненанесение вреда всему живому, самосовершенствование души для вечного блаженства

Слайд 342. Буддизм (Гаутама Сиддхартха) – четыре благородные истины:
существует страдание;
причина

страдания — желание;
прекращение страдания — нирвана;
путь, ведущий к прекращению страдания, —

восьмеричный путь.

2. Буддизм (Гаутама Сиддхартха) – четыре благородные истины:существует страдание; причина страдания — желание; прекращение страдания — нирвана; путь, ведущий

Слайд 35Восьмеричный Путь
1. Праведная вера. 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь.

4. Праведные дела. 5. Праведная жизнь. 6. Праведная мысль. 7.

Праведные помыслы. 8. Истинное созерцание.
Восьмеричный Путь1. Праведная вера.  2. Истинная решимость.  3. Праведная речь.  4. Праведные дела.

Слайд 36Буддизм делится на Махаяну (Великая колесница) и Хинаяну (Малая колесница)

Буддизм делится на Махаяну (Великая колесница) и Хинаяну (Малая колесница)

Слайд 373. Чарвака-локаята (Чарвака, Брихаспати) – материалистическое течение, отрицание Веды

3. Чарвака-локаята (Чарвака, Брихаспати) – материалистическое течение, отрицание Веды

Слайд 38Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая

Слайд 39Литературные памятники древнего Китая * Ши-цзин (Книга песен). * Шу-цзин

(Книга истории). * И-Цзин (Книга перемен). * Ли-цзы (Книга обрядов).

* Чунь-Цзин (Книга китайской истории).
Литературные памятники древнего Китая  * Ши-цзин (Книга песен).  * Шу-цзин (Книга истории).  * И-Цзин

Слайд 40Главные черты древнекитайской философии * Утилитарность и практическая направленность философских

построений. * Отсутствие строгого категориального каркаса. * Доминирование этической проблематики.


Главные черты древнекитайской философии  * Утилитарность и практическая направленность философских построений.  * Отсутствие строгого категориального

Слайд 41Китайская ментальность складывалась в течение тысячелетий, однако главную роль в

систематизации мировоззрения сыграло учение Конфуция (551-479 до н.э.).

Китайская ментальность складывалась в течение тысячелетий, однако главную роль в систематизации мировоззрения сыграло учение Конфуция (551-479 до

Слайд 42Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической

и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и

идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела.
Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались

Слайд 43Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек должен обладать

двумя характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность включает

в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек должен обладать двумя характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга

Слайд 44Чувство долга – это моральные обязательства, которые гуманный человек налагает

на себя сам. В понятие «чувства долга» включались такие добродетели,

как стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость предков.
Чувство долга – это моральные обязательства, которые гуманный человек налагает на себя сам. В понятие «чувства долга»

Слайд 45Высшей целью социального порядка является благо народа. Именно оно стоит

на первом месте, а после него Конфуций помещает божество и

лишь после этого – монарха.
Высшей целью социального порядка является благо народа. Именно оно стоит на первом месте, а после него Конфуций

Слайд 46Другой важной составляющей порядка является строгое повиновение старшим, почтительное к

ним отношение. Государство – это большая семья, а семья –

это малое государство.
Другой важной составляющей порядка является строгое повиновение старшим, почтительное к ним отношение. Государство – это большая семья,

Слайд 47Известностью пользовалась и другая философская школа древнего Китая - моизм,

основанная
Мо-ди (479-400 гг. до н.э.).

Известностью пользовалась и другая философская школа древнего Китая - моизм, основанная Мо-ди (479-400 гг. до н.э.).

Слайд 48В качестве высшей ценности моизм утверждал не человека, а народ.

Именно народ есть источник благополучия и истинного знания. Отдельный человек

является частью народа как целого.
В качестве высшей ценности моизм утверждал не человека, а народ. Именно народ есть источник благополучия и истинного

Слайд 49Ориентиром для людей должны быть не традиции, а добродетель, подкрепленная

знаниями. Только знания раскрывают причину явлений, расставляют все на свои

места.
Ориентиром для людей должны быть не традиции, а добродетель, подкрепленная знаниями. Только знания раскрывают причину явлений, расставляют

Слайд 50Если моисты отрицательно относятся к конфуцианству за его романтизацию прошлого,

то школа легизма критикует и конфуцианство и моизм за их

формирование нравственных оснований жизни.
Если моисты отрицательно относятся к конфуцианству за его романтизацию прошлого, то школа легизма критикует и конфуцианство и

Слайд 51Основателем легизма считается Шан-Ян (390-338 до н.э.). Легисты (законники) утверждали,

что в обществе должен господствовать закон, авторитет которого держатся на

жёстких наказаниях.
Основателем легизма считается Шан-Ян (390-338 до н.э.). Легисты (законники) утверждали, что в обществе должен господствовать закон, авторитет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика