Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
"Индийская философия уже содержала в себе призыв к
человеку
обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть
богатство и возможности своей духовности".
Исторические условия возникновения индийской философии.
Социальная структура общества в древней Индии.
Политеизм в древней Индии в период зарождения философии.
Предпосылки и основные периоды развития индийской философии.
Ведическая литература как источник информации о развитии философской мысли древней Индии.
Религиозно – философские воззрения в древних индийских текстах.
Философские школы древней Индии.
Основатели школ
Отрывки из текстов.
Основные понятия темы.
Проверь себя.
Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Философия в
древней Индии зародилась на основе древнейшей человеческой цивилизации. Так, Хараппская
цивилизация в Индии существовала 2500-1800 лет до н.э. В начале 20-х годов XX века в долине реки Инд во время археологических раскопок были открыты древнейшие индийские города: Мохенджо - Даро и Хараппа, которые возникли в III тысячелетии до н.э. и были разрушены 2000 лет назад.
Во II тысячелетии до н.э. в северные и средние области Индии проникли племена древних ариев, принадлежавших к индо - европейской языковой группе, которые оказали большое влияние на развитие индийской культуры. Санскрит, язык, на котором писались древние гимны - веды, это язык ариев.
В I тысячелетии до н.э. на территории Индии возникли первые государства. Население Индии занималось земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, изготовлением орудия труда и оружия, различными ремеслами, строительством, вели оживленную торговлю с соседями.
Достижение древних индийцев:
• впервые стали производить сахар из тростника;
• впервые стали изготавливать ткани из хлопка;
• создали десятерично - позиционную систему в математике;
• придумали игру в шахматы;
• придумали современные числа, которые вошли в историю под
названием - арабские;
• написали богатейшую ведическую литературу, эпос: "Рамаяна",
"Махабхарата";
• начали создавать особенные философские представления о мире;
• создала одну из древнейших мировых религий - буддизм.
Слайд 3Социальная структура общества в древней Индии.
Индийское общество делилось на четыре
варны (касты).
I варна
БРАХМАНЫ
(жрецы, священнослужители и монахи).
КШАТРИИ
(войны,
военная знать, представители племенной власти).
II варна
ВАЙШЬИ
(земледельцы – общинники, ремесленники, торговцы).
III варна
IV варна
ШУДР
(основные производители, зависимое население, слуги).
Общение между кастами было ограничено. Например, шудр не имел права прикоснуться к вайшья или говорить с кшатрием без его приказа, а к брахману не мог и близко подойти под страхом смерти. Даже цвет одежды у каждой касты был свой: брахманы носили белое, кшатрии – красное, земледельцам было положено ходить в желтом, а представители шудр должны были носить черные одежды. Хуже всем приходилось тем из слуг, кого называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне, они носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся.
Слайд 4ПОЛИГЕИЗМ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
1. Боги
Ригведы:
• Индра - бог грозы и воитель,
• Агни - бог
огня,
• Сурья - бог солнца,
• Сома - бог напитка, используемого при ритуалах,
• Ушас - богиня утренней зари,
• Дьяус - бог небес,
• Ваю - бог ветров, и другие.
2. Из книги З. Миркиной и Г. Померанца "Великие религии мира". - М., - 1995. С. 183.:
Ведический пантеон на первый взгляд очень напоминает греческий. Громовержец Индра похож на Зевса, Сурья и Савитар - на Гелиоса (солнце), Ушас (заря) на - Эос, Агни (бог огня) - на Гефеста, а Сома (бог опьяняющего напитка) - на Диониса (Вакха). Есть здесь и подобие титанов, древние асуры, с которыми беспрестанно борются боги. Однако чем больше вчитываешься в гимны Вед, тем больше запутываешься в богах. Боги смешиваются друг с другом и переходят друг в друга, точно ведут с нами какую-то игру, похожую на игру теней и солнечных бликов на стене. Они есть, и их нет в одно и то же время. "Вот мелькнуло какое-то совершенно новое божество, существующее только в Индии, - Брахманаспати (или Брихаспати, бог молитвы), и вдруг оно становится царственно всеобъемлющим, все пронизывающим, как свет на закате. Брахманаспати превращается в Брахмана (божество экстаза). И этот экстаз наполняет весь мир. По прихоти поэта на какое-то время становится богиней речь (Вач). Новый поворот луча, новое освещение и божество теряет свои границы, тает, как облако, и возникает новый объект почитания.
Нет, это не многобожие. Лики богов - лишь мелькающие образы, которые могут сбросить свои одежды - имена и обнаружить реальную суть. Суть едина для всех. В ней сливаются все они, и она так похожа на библейского Сущего, что мы готовы уже назвать религию Индии монотеизмом. Но слишком отлична эта многоликая игровая система от библейской суровости, гневно изгоняющей всякую игру воображения и всякие изображения. Можно сказать, что по философской сути Индия ближе к древнееврейскому монотеизму, а по образному выражению к греческому политеизму".
Слайд 5Общие предпосылки возникновения философского знания в мире, факторы, благоприятствовавшие развитию
философии:
1. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы
к железу;
2. появление товарно - денежных отношений;
3. ослабление родоплеменных структур;
4. возникновение первых государств;
5. рост оппозиции традиционной религии;
6. критика нормативных нравственных установок и представлений;
7. усиление критического духа и рост научных знаний.
Предпосылки зарождения философии в древней Индии:
1. Экономический прогресс;
2. образование первых государств;
3. рост оппозиции брахманизму;
4. критическое отношение к ведической литературе;
5. появление адживики (натуралистически - фаталистического учения),
джайнизма и буддизма;
6. появление сутр (изречений, тризмов);
7. возникновение шести философских систем - даршан.
По материалам: Введение в философию. В 2т.
- М., - 1990. ч. 1. с. 80-81
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
ОСНОВЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
I период: ведийский (ведический) – XV – VI вв. до н.э.
II период: классический (VI в. до н.э. X в. н.э.)
III период: послеклассический (Х - ХVIII века)
IV период: новая и современная индийская философия (XIX – XXI).
Слайд 6ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ.
"Мы были бы в высшей степени неблагодарными, если бы не
отдали должного творениям индийской поэзии» - Гёте.
1. Веды от слова "ведать", "знать". Древние сборники ритуальных материалов, гимны божествам. Возникли примерно в XV-VI веках до н.э. Известны четыре основные веды по времени их создания:
• Ригведа - самая древняя, состоящая из 10000 стихов, объединенных
в 1028 гимнов. Представляет собой жертвенные формулы,
напевы и заклинания.
• Самаведа - собрание мелодичных гимнов в честь богов.
• Яджурведа - присловия, произносимые при жертвоприношениях.
• Атхарваведа – веда в которой собраны заклинания.
Замечательный индийский писатель ХIX-ХХ веков - Рабиндранат Тагор назвал веды как "поэтическое свидетельство коллективного выражения народного восторга и благоговейного ужаса перед жизнью".
2. Брахманы - это тексты, как руководства ведических ритуалов, возникли в X веке до н.э. самый важный из текстов брахманов – Шатапатха -брахмана (брахмана ста путей).
3. Упанишады - ведические тексты, религиозно - философские комментарии к ведам. Слово "упанишады" дословно переводится как "сидеть около", т.е. внимать учителю. Эти тексты, как завершение ведического комплекса литературы возникли в VIII-VI веках до н.э. Сегодня в Индии известно около 300 упанишад.
Таким образом словом "веды" называется и "священная книга" и "высшая мудрость" в нарицательном значении, а также брахманы, араньяки (лесные книги) и упанишады.
Вся ведическая литература - это сложный комплекс религиозных и мифологических представлений о мире, и хотя в этом комплексе еще отсутствует единая система взглядов на мир, но есть попытка объяснить существующее и определить место человека в этом мире. А это уже философия.
Слайд 7РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНИХ ИНДИЙСКИХ ТЕКСТАХ.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:
1. Аскеза - очень скромный образ
жизни человека, основанный на добродетелях.
2. Атман - духовная сущность каждого индивида,
его собственное "я".
3. Благо и восьмеричный путь Будды - учение Будды, показывающее пути устранения страдание.
4. Брахма - безличное сущее, первооснова бытия, названная в упанишадах.
5. Брахманы - высшее сословие в древней Индии, состоящее из священнослужителей и монахов.
6. Брахманы - ведические тексты, которые является руководством ведического ритуала. Это срединный период ведической литературы.
7. Буддизм – этико-философское учение древней Индии, ставшее мировой религией. Основатель - Сиддхартха Гаутама Шакья-муни. Возникло в VI-V вв. до н.э. Центром внимания буддизма стал человек, для которого были разработаны и учение о четырех благих истинах, и восьмеричный путь спасения.
8. Вайшешика - материалистическая, а позже религиозно-философская школа индуизма древней Индии, основанная в I в. н.э Канадой.
9. Вайшьи – сословие (варна) в древней Индии, состоящее из земледельцев, ремесленников, торговцев.
10. Варны - сословия в древней Индии. Основных сословий - четыре.
11. Веданта - ортодоксальная религиозно - идеалистическая школа в древней Индии основанная во II веке до н.э. - Бадараяной.
Слайд 910.
12. Веды - первые литературные памятники древней Индии (1500-600
гг. до н.э.) Название происходит от слова знать, ведать.
13. Деваяна
- путь богов, цепь перевоплощения, приводящая к соединению атмана с Бархмой.
14. Джайнизм - учение о двух началах всего (материи и душе), которое возникло в середине I тысячелетия до н.э. в Индии. Основатель -Михавира Вардхамана (VI в. до н. э.).
15. Йога - философская школа индуизма в древней Индии, которая 10. поставила задачу изучить человека. Основана во II веке н. э. Основатель - Патанджали.
16. Карма - закон воздаяния человеку за прошлые деяния (имеются и другие значения).
17. Кшатрии - сословие в древней Индии, состоящее из воинов и представителей племенной власти.
18. Махаяна - направление в буддизме (переводится как "большая 10. повозка"), согласно которому путь к нирване открыт не только монахам, но многим.
19. Миманса - ортодоксальная религиозно - идеалистическая школа индуизма в древней Индии, основанная во II веке до н.э. - II веке н.э. Основатель - Джаймини.
20. Нирвана - состояние полное невозмутимости и безразличия, угасание, которое ведет к спасению.
21. Ньяя – наивно – материалистическая философская школа индуизма в древней Индии, основатель Акшападе Готама.
22. Питръяна - путь отцов, воплощение человеческого духа.
23. Прана - дыхание, первичные проявления бытия.
Слайд 1024. Пуруша - первосущество в ведической литературе, космический антропологический гигант,
из частей которого боги сотворили мир.
25. Ригведа - старейшая из
вед, которая сложилась к XII веку до н.э.
26. Рта - универсальный космический порядок, который описывался в ведических гимнах, и который объясняет процессы окружающего мира.
27. Самсара - круговорот перевоплощений человеческой души.
28. Санкхья - дуалистическая философская школа индуизма древней Индии, основанная в IV веке н. э. Основатель - Ишваракришна.
29. Хинаяна - направление в буддизме (переводится как "малая повозка"), согласно которому путь к нирване открыт только монахам.
30. Упанишады - тексты позднего периода ведической литературы в Индии, которые, по сути, являются первой формой древней индийской философии.
31. Чарвака-локаята – неортодоксальная материалистическая философская школа, основанная Чарвакой и Брихаспати, первое упоминание об учении встречается в самых древних упанишадах.
32.Четыре благородных истины - центральная часть учения Будды, согласно которого вся жизнь человека состоит из страданий.
Слайд 11Опросный лист:
Тесты:
Логические задачи:
Найди ошибки:
Найди нужное
понятие
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Слайд 12ОПРОСНЫЙ ЛИСТ К ТЕМЕ:
(если Вы можете ответить
на все вопросы, значит материал Вами усвоен глубоко, если нет
- начинайте работу сначала)
1. Когда возникло философское знание в Индии?
2. Каковы предпосылки возникновения философского знания в древней Индии?
3. Как назывались литературные источники древней Индии, в которых делалась попытка религиозно - философского осмысления мира?
4. Какой из перечисленных источников считается самым ранним: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа?
5. Какой была социальная структура индийского общества в период возникновения философского знания?
6. Какое из учений возникло раньше: джайнизм или буддизм?
7. Назовите имя основателя джайнизма.
8. Кто явился создателем мировой религии - буддизма?
9. Какие четыре истины рассматриваются в буддизме?
10. В чем суть восьмеричного пути спасения в буддизме
11. В чем особенность индуизма?
12. Перечислите философские школы, действовавшие в рамках индуизма?
Слайд 1313. Назовите философские школы древней Индии, стоявшие на материалистических позициях.
14.
Назовите философские школы древней Индии идеалистической направленности.
15.Что или кто
в ведической литературе понимается под словом "пуруша"?
16. Что такое рта в ведической литературе?
17. Что такое Брахман и Атман? Каким должен быть принцип их отношения?
18. Что такое деваяна? Синоним ли это слову самсара?
19. Как через нирвану человек может придти к спасению?
20. Какие эпические поэмы древней Индии, в которых дается религиозно - философская картина мира, Вы можете назвать?
21. Что такое безличное сущее? Кто или что в ведах подразумевается под этим?
22. Какие основные религиозно - философские воззрения, высказанные в упанишадах?
23. Какое явление в философии древней Индии называется Прана?
24. Есть ли что общее в философских идеях древней Греции и древней Индии?
25. В чем значение философии древней Индии?
Слайд 14ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
(учимся мыслить)
1. Согласны ли Вы с утверждением Будды:
"Только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся
в себе в уединенном раздумье - назову я мудрым"?
2. Задумывались ли "Вы когда - нибудь над словами Будды: " Если бы кто - нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величавший победитель в битве". Прав ли был Будда, по - Вашему?
3. Как Вы думаете, почему Будда считал, что "легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен". Разве так?
4. Когда-то, по преданию, к Будде пришел ученик и попросил чуда, чтобы уверовать. Будда показал ему чудо, и человек с восторгом захотел стать его учеником, на что Будда ответил: "Теперь ты мне больше не нужен". Как Вы думаете, почему?
5. У Будды есть мысль: "Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями". Как Вы это понимаете?
Афоризмы взяты из книги П. Таранова
"Мудрость трех тысячелетий". - М., - 1999. С. 50-61.
Слайд 15Особенности философии древней Индии
ТЕСТЫ
1. Выделите специфические предпосылки возникновения философского знания
в древней Индии:
а) образование первых государств;
б) рост оппозиции традиционной религии;
в)
рост оппозиции брахманизму;
г) критическое отношение к ведической литературе;
д) ослабление родоплеменных структур.
2. Укажите самый древний источник Индии, в котором делалась попытка религиозно - философского осмысления мира:
а) Ригведа;
б) Араньяки;
в) Махабхарата;
г) Рамаяна;
д) Упанишады.
3. Какая из социальных групп древней Индии занимала главенствующее положение?
а) вайшьи; б) кшатрии; в) неприкасаемые; г) брахманы; д) шудр.
4. Какое из перечисленных религиозно - философских течений возникло раньше других?
а) индуизм; б) буддизм; в) джайнизм; г) адживика; д) йога.
5. Кто является основателем джайнизма?
а) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни;
б) Махавира Враджамана;
в) Атман;
г) Пуруша;
д) Праджапати.
Слайд 166. Какая из предложенных истин не принадлежит к "Четырем благородным
истинам" Будды?
а) мир полон страданиями;
б) причина страдания - желание;
в) избавиться
от желания - избавиться от страдания;
г) избавление от страданий через восьмеричный путь спасения;
д) страдания существуют не сами по себе, а в нашем мышлении.
7. В чем особенность индуизма как религиозно - философского учения древней Индии? Все ли ответы верны?
а) индуизм - продукт длительного развития различных культур Индии;
б) индуизм - синтез религиозной философских учений древней Индии;
в) индуизм легко впитывал локальные культы и божества, что способствовало его распространению;
г) индуизм - исключительно идеалистическое учение, которое отрицало материалистические представления о мире;
д) философское обоснование индуизма заключается в шести системах (шаддаршана).
8. Выделите из перечисленных философских школ те, которые имели материалистическую направленность:
а) учение Уддалака;
б) джайнизм;
в) чарвака - локаята;
г) буддизм;
д) йога.
9. Что в ведической литературе понимается под словом "пуруша"?
а) первосущество, космические гигант, из частей тела которого боги сотворили мир;
б) сословия, на которые было разделено индийское общество;
в) главный бог в буддизме;
г) книга песнопения;
д) ритуал жертвоприношения в древней Индии.
Слайд 1710. Что такое аскеза?
а) одна из книг ведической литературы;
б) первосущество
мира;
в) очень скромный образ жизни, основанный на добродетелях;
г) религиозный
гимн из Ригведы;
д) ритуал жертвоприношения в древней Индии.
11. Какое явление в философии в древней Индии называется Прана?
а) первооснование мира через создание богом земли;
б) соединение атмана с Брахманом;
в) состояние угасания;
г) дыхание, как первичное проявление бытия;
д) путь спасения человека.
12. Каковы отношения Брахмана и Атмана в индийской философии?
а) это две абсолютные враждующие противоположности;
б) Брахман - некоторая часть великого Атмана;
в) это понятия из абсолютно различных религиозных систем, которые не имеют друг к другу никакого отношения;
г) их объединяет то, что они смертны;
д) после цепи перерождений атман должен соединиться с Брахманом.
13. Кто является основателем одной из самых древних религий мира -буддизма?
а) Махавира Вардхамана;
б) Сиддхартха Гаутама;
в) Брихаспати;
г) Акшапада Готама;
д) Джаймини.
Слайд 1814. Что означает понятие "самсара" в индийской философии?
а) медленное угасание
жизни;
б) замкнутый круг перевоплощений;
в) тонкая оболочка души индивида;
г) понятие долга
в индийской этической философии;
д) состояние созерцание.
15. Известны "три жемчужины" джайнизма. А что здесь лишнее, выделите это!
а) правильная вера; б) правильное знание; в) правильная жизнь; г) правильное угасание; д) правильная смерть.
16. Какие из перечисленных систем не входят в философские школы индуизма?
а) санкхья; б) веданта; в) хинаяна; г) махаяна; д) йога.
17. Какие из перечисленных школ относились к числу ортодоксальных?
а) веданта; б) миманса; в) санкхья; г) локаята; д) ньяя.
18. В чарваке выделялись четыре "великие сути". Что здесь лишнее?
а) земля; б) вода; в) солнце; г) огонь; д) воздух.
19. Какое утверждение не соответствует действительности?
а) в философской мысли древней Индии большую роль играла мифология;
б) в индийской философии уже выделились два полюса: мир и человек;
в) сильной стороной индийской философии является обращение к душе человека;
г) в индийской философии ярко выражена этическая ориентация;
д) индийская философия проповедовала идеи развития личности, поиска условий для самосовершенствования индивидов.
20. Какие два основных направления выделились в буддизме?
а) хинаяна; б) махаяна; в) дигамбары; г) шветамбары; д) легисты.
Слайд 19НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ
Буддизм (основатель - странствующий монах Махавира Вардхамана)
стал ведущим этико-философским учением древней Индии. Центром его внимания стала
тема совершенствования личности человека, развитие его индивидуальных способностей и возможностей, проблема совершенствования индивида. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Каждый человек страдает оттого, что не может проявить себя, свою индивидуальность в этом мире. Единственным способом преодоления страданий может быть избавление от угнетающей власти внешнего мира.
Сколько ошибок, по - Вашему, в данном тексте?
Слайд 20НАЙДИ НУЖНОЕ ПОНЯТИЕ:
1..... - это слово обозначает четыре
главных сословия в древней индии.
2....- этим словом называются древние письменные
источники в Индии.
1. Самый древний из ведических источников в индийской литературе называется - ... .
2. В ведических гимнах мировой космический порядок называется словом - ... .
3. Название этих источников в индийской литературе буквально переводится - "сидеть около" -...
4. Индивидуальная духовная сущность, душа обозначается понятием-... .
5. Это слово в индийской - философии означает закон воздаяния-...
6. Как называется учение, созданное в VI веке до н.э. Махавира Вардхаманой?
7. Центром учения буддизма являются "Четыре благородные..."?
8. Буддизм предлагает путь, ведущий к устранению страданий - "Благой… путь".
9. Материалистической учение древней Индии называется ... .
10. Это философское учение представлено шестью самостоятельными системами и называется - … .
11. .... - так называлась самая первая философская школа в древней Индии.
12. Из четырех благородных истин буддизма гласит, что мир полон -…
13. В эпических произведениях древней Индии ... и ... вместе с мифологическими воззрениями существуют и философские представления о мире.
Выбери понятие из предложенного:
Махабхарата, варна, веды, Рамаяна, Ригведа, страдания, рта, адживика, Упанишады, индуизм, атман, локаята, карма, восьмеричный, джайнизм, истина.
Слайд 21Основные философские учения древней индии
Джайнизм
(VI в. до н.э.)
Буддизм
(VI в. до н.э.)
Основатель – Махавира Вардхамана. (дуалистич.)
Основатель – Гаутама Шакья -муни, прозванный Буддой - "просветленный"
Махаяна
"большая повозка"
Хинаяна
"малая повозка"
Синтетическое учение
Индуизм
(I век до н.э.)
Материалистические учения (настики – отрицатели)
1. Учение – Локаята. Основатель - Чарвака.
2. Учение Уддалака.
3. Учение Брихаспати.
4. Учение Аджита.
5.Учение Паяси.
Слайд 22Джайнизм
Дуалистическое философское учение древней Индии, возникшее в VI веке до
н.э., основателем которого является Махавира Вардхамана. Это одна из многих
философских школ, существовавших в Индии в то время, провозгласившая наличие двух начал: материи (аджива) и души (джива). Джива (душа), по - мнению джайнистов, обволакивается тонкой материей (кармой), таким образом это соединение души и тела и рождает индивида. Если существует много разнообразных личностей, значит, существует огромное количество связей аджизы и дживы посредством различных карм - добрых и злых. Задача приверженцев джайнизма - при помощи дживы (души) управлять адживой - телом, освободившись от цепей кармы, тогда только произойдет разрыв самсары - круга перевоплощений. Главным оружием в борьбе против злой кармы джайнисты предлагают добродетели и скромную жизнь. В джайнизме выделяются три этических "жемчужины": правильная вера, правильное знание, правильная жизнь.
Много внимания в джайнизме уделяется учению о космосе, мире, который существовал вечно и никому не подвластен. Бог в джайнистской традиции - это освободившаяся душа, а не творец всего сущего.
Слайд 23Буддизм
Идеалистическое философское учение древней Индии, возникшее в VI веке
до н.э. Основателем является Сиддхартха Гаутама Шакья - муни,
прозванный Буддой, что означает "просветленный". Учение буддизма долгое время существовало устно и записано было только через несколько столетий, после возникновения учения.
Центральной частью учения является представление о четырех благородных истинах:
1.Мир наполнен страданием.
2. Причина страдания - жажда, желание, страсть.
3. Устранение желания ведет к устранению страданий.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - благой восьмеричный путь: - правильное суждение,
- правильное решение,
- правильная речь,
- правильное стремление,
- правильная жизнь,
- правильное внимание,
- правильное сосредоточение,
- правильный путь в жизни.
Зародившись как еретическое учение этического направления, буддизм в III в. до н.э. стал государственной религией, в настоящее время распространен в Непале, Бутане, Шри – Ланке, Мьянме, Тайланде, Лаосе, Вьетнаме, Китае, Тайване, Монголии, Северной Корее, Южной Корее, Японии, Сингапуре, Брунее, Малайзии, Индонезии.
В буддизме отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь строгой аскезы.
Со временем буддизм разделился на два основных направления: хинаяна, "малая повозка", направление, которое наиболее последовательно придерживалось традиционных буддийских идей (в котором считалось, что нирваны могут достигнуть только монахи), и махаяна, "большая повозка", в котором оказывается помощь всем желающим придти к нирване. Со временем произошло обожествление Будды.
Слайд 24Локаята (Чарвака)
Материалистическое учение древней индийской философии, возникшее в середине
I тысячелетия до н.э. Самые ранние сведения о локаяте имеется
уже в Ведях. Центром учения локаята является представление о четырех элементах: земли, огня, воды и воздуха, состоящих из особых атомов, которые рождают, не только вещи, но и разум, и органы чувств. Уделяя внимание теории познания локаятики, занимают сенсуалистическую позицию. В локаяте отрицалось существование бога, души, кармы и переселения душ.
Слайд 25Индуизм
САНКХЬЯ
IV в. до н.э. (дуалистич.) Основатель - Капила
ЙОГА
I в.
до н.э.
I в. н.э. (дуалистич.) Основатель – Патанджали.
ВАЙШЕШИКА
I в.
(атомистич.)
Основатель – Канада.
НЬЯЯ
I – II века
(атомистич.)
Основатель – Акшапада Готама.
МИМАНСА
II в. до н.э. –
II в. н.э.
(дуалистич.)
Основатель – Джаймини.
ВЕДАНТА
II в. н.э. (идеалистич.)
Основатель – Бадараяна
Философские школы индуизма
Синтетическое учение – индуизма – I век до н.э.
Слайд 26Индуизм
Религиозно - философское учение, представляющее собой сочетание идей различных
философских и религиозных школ многочисленных народов Индии, которое сложилось в
начале новой эры. В этом синтетическом религиозно - философском учении выделилась троица Богов - Брахма, Вишну и Шива. В индуизме особое место занимают различные этические правила и запреты, регламентирующие личностные, семенные и общественные отношения. Главным в индуизме является представление о том, что в ходе жизни вечная человеческая душа (атман) должна слиться с мировой (брахман). Это должно привести к выходу из круга перевоплощения души индивида и приведет её к вечному блаженству в слиянии с брахманом. В индуизме сложилось шесть философских школ, которые отличаются не только содержанием идей, но и самой идеологией. Материалистические, идеалистические, дуалистические представления о мире заложены в этих нести учениях: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.
Слайд 27САНКХЬЯ –
философская школа индуизма, считается одной из древнейших философских систем,
сложилась около I века н.э., хотя есть информация, что это
уже была самостоятельная система знаний в III веке до н.э. (это упоминается в индийском эпосе). Основана школа, по - преданию мудрецом Капилой. Санкхья - дуалистическое учение, признает существование абсолютной души (пуруши) и материи (пракрити). В санкхье дается представление о трех элементах (гуна). Это саттва (ясность), тамас (тьма, инертность), раджас (стремление, активность), от сочетания, которых в той или иной вещи проявляются различные качества. Учение достаточно сложное. Один из первых философских трактатов написан Ишваракришной в IV веке н.э.
Слайд 28ЙОГА –
религиозно - философское учение индуизма, которое по преданию создал
Патанджали (I в. до н.э. - I в. н.э.). Это
учение близкое санкхья, из которого взяты многие положения. Йога - учение о путях слияния человеческой души с мировой душой через систему упражнений: физических по овладению телом (хатха – йога), психических, медитации, способных, якобы, стать путем спасения души (раджа - йога). Йога дает точные описания отдельных ступеней тренирующих тело и дух, которые могут привести душу к освобождению от телесной оболочки и клетки кармы.
Слайд 29ВАЙШЕШИКА –
атомистическая школа индуизма, основателем которой считают Канаду (I в.
н.э.), по другим источникам произведение Канады "Вайшешикасутра" написано в III
веке до н.э. Уже на самых ранних этапах развития в вайшешике явственны материалистические тенденции: первопричиной мира является несотворенные, вечные атомы, которые своим сочетанием дают различные предметы, вещи, а управляет этими атомами мировая душа, поддерживая их в постоянном движении. Вайшешика, как и ньяя, пропагандировала существование атмана (души индивида) и параматмана (высшей души). Учение о материалистических и нематериалистических субстанциях, которые являются сущностью всех вещей, развитое вайшешикой, нашло свое продолжение в последующих учениях.
Слайд 30НЬЯЯ –
материалистическая - философская школа индуизма, созданная в I-II веках
н.э. Основатель - Акшапада Готама. Главные составляющие части учения -
гносеология и логика. Много внимания в ньяя уделяется теории познания, в которой важными способами познания признается: ощущения, выводы, аналогии, чьи – либо свидетельства. В логике для доказательства какого- либо заключения использовали пяти-членный силлогизм: посылка (тезис), доказательство (довод), иллюстрация (пример), сравнение (аппликация), заключение (вывод)
Слайд 31МИМАНСА –
философская школа индуизма, ортодоксальная система индийской философии (II век
до н.э. - II век н.э.), является по своему мировоззрению
дуалистической системой. Основателем школы считается Джаймини, но, вероятно, миманса появилась гораздо раньше, так как представляет собой знание, помогающее понять Веды. Целью жизни каждого человека считается строгое следование Ведам и выполнение общественного и религиозного долга (дхармы), подчинение запретам и правилам общества, что в конечном счете должно привести человека к освобождению от воплощенного состояния. Миманса - учение, тесно связанное с религией, однако в нем заложены основы теории познания, логики, теории языка.
Слайд 32ВЕДАНТА –
философская школа индуизма, религиозно – философское учение, возникшее
на базе Упанишад. Название школы означает - "конец Вед" (II
век н.э.). Из самых древних трактатов известен трактат Бадараяны. Веданта развивалась, комментируя трактат Бадараяны и Упанишады. Суть учения веданты в признании единой духовной сущности (бога), которая и является реальностью, все остальное в этом мире - иллюзии. Соблюдение нравственных принципов общества и медитация - путь выхода души из круга воплощений и иллюзий к реальности – Богу!
Слайд 33МАХАВИРА ВАРДХАМАНА
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI
веке до н.э., более точной даты нет), происходил из богатого
кшатрийского рода в ВИДЕХЕ (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после двенадцати лет аскезы и философских рассуждений прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману называют так же Джина (победитель - имеется в виду победитель над круговоротом перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только последним из двадцати четырех учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком прошлом
История философии в кратком изложении.
Перевод с чешского И.И. Богута. - М., - 1991. С. 25
Слайд 34СИДДХАРТХА ГАУТАМА ШАКЬЯ-МУНИ
прозванный Буддой.
(556-476 до н.э., по другим источникам 583-483
до н.э.).Основатель буддизма - одной из трех мировых религий, родился
в семье индийского царя племени шакья, проживавшего на границе Индии и Непала.
Матерью Будды была царица Махамайя, которая родила его в результате непорочного зачатия. Он жил во дворце отца, не зная страданий и думал, что жизнь и повсюду так же прекрасна. Но однажды он увидел старого человека, потом больного, позже мертвого и задумался о смерти. Он стал отшельником, семь лет провел в дороге, голодал и терпел лишения. В один из дней он обрел мудрость и стал называться санкритским словом Будда, что означает - просветленный, пробужденный. Ядром его взглядов является четыре благородные истины:
1. Истина страдания (мир полон страданий)
2. Истина причины (причинами страдания являются желания)
3. Истина освобождения (отказаться от желаний - отказаться от страданий).
4. Истина пути (Будда создал восьмеричный путь спасения)
Много лет Будда странствовал по Индии, у него было много учеников. Есть предание, что последними словами его были следующие: "Будьте сами своими светильниками". Вероятное место смерти Будды - место Кушинагар в округе Гаранхпук, штат Уттак - Прадеш.
По материалам П. Таранова.
Мудрость трех тысячелетий. - М., 1999. С. 50-61.
Слайд 35СИРВАТАСИДДХАРТХА ГАУТАМА из рода ШАКЬЯМУНИ (БУДДА)
Основатель пессимистического учения, родился
в государстве при царствовании Бимбисара. Религия индусов до Шакьямуни представляла
собой идеалистический пантеизм и отличалась крайним мистицизмом, сущность заключала в себе три начала: творческое, сохранение и разрушение - Брахму, Вишну и Шиву. Эта тройственность получила название "Тримурти". Страх возродиться в низшей касте толкал людей на соблюдение множества религиозных предписаний, жертвоприношений.
На берегу речки Рохини находилось царство Капилавасту, которым владел род шакьев, и которые вели свою родословную от самого законодателя Ману. В роду был один святой мудрец Готама, от него они получили - фамильное прозвание - Гаутама (т.е. готамиды). В 623 году до н.э. (в этом источнике указывается эта дата, в других источниках указывается, что Будда родился гораздо позже) главная жена царя Шуддходаны, прозванная за красоту Майя - "призрак", "иллюзия", родила мальчика, которому дали имя Сирватасиддхартха - "совершенный во всех частях". На теле новорожденного нашли 32 знака (главных) и 80 второстепенных, которые говорили о том, что он станет великим человеком. Мать Сиддхартхи умерла через семь дней после рождения сына. Под тенью душистого дерева джамбу предавался он ранним размышлениям.
В шестнадцать лет Сиддхартха женился, победив на турнире, на красавице Ясодхиру - дочери удельного князя. У него были еще две жены позже и несколько наложниц. "Вторая жена Гопа была из касты шудр. До 29 лет он прожил в роскоши без проблем.
Однажды в саду, сопровождаемый возничим Чаной, Сиддхартха увидел больного старика и понял, что старость придет и к нему. Потом он увидел прокаженного, позже - проводы покойника. В душевном кризисе он покинул дом, жен, сына и стал отшельником, вступив в общество произвольных тружеников и сделался преврачумкой - покинувшим мир, под именем аскета Гаутамы. Он истязал свою плоть, голодал, но это не приблизило его к желанной цели, потом он перешел к созерцателям, последователям философии санкхьи. (Созерцание - это стремление к бесстрастию и покою), не получив удовлетворения и там, Сиддхартха ушел от созерцателей на юг Магадхи, создал учение, стал Буддой. Учение Будды делится на 3 части:
1. 1. Теория или догматика.
2. Нравственность или аскетика.
3. Практика или созерцание.
Общий вывод, к которому пришел Будда: жизнь ничтожна, человек обречен на страдания, душа соединяется с Брахмой, погашается в нирване.
По материалам биографического очерка К.М. Карягина
Сирватасиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни
(Будда). Библиотека ф. Павленкова. Издательство
"Урал". Челябинск 1995.
Слайд 36БУДДА
И почему все-таки царевич решил стать отшельником и проповедником? Почему
отказался от роскоши, которой окружил его отец, давший сыну блестящее
светское образование?...Семь лет он истязал себя и размышлял над текстами священных книг жрецов - брахманов. После долгого глубокого созерцания на него снизошло озарение: он открыл путь к спасению. Сидя под священным деревом бодха. Будда познал "Четыре благородные истины"...Озарение произошло наперекор богу смерти и демону Зла-Мара, то посылавшего на Будду сильную бурю, то привлекавшего прекрасных дочерей своих, чтобы соблазнить просветленного чарами любви. Но Будда преодолел все и вскоре произнес первую проповедь в Оленьем парке, расположенном в среднем течении могучего Ганга. Он сохранился в Индии и поныне. Первую проповедь Будды, в которой он изложил основы своего вероучения, внимательно слушали пять будущих учеников и два оленя. Провозгласив "Четыре благородные истины", Будда, впоследствии окруженный многочисленными последователями, проповедовал сорок лет найденные им пути спасения, творил чудеса и спасал людей от многочисленных и разнообразных страданий.
Как повествует легенда, умер Будда, когда ему исполнилось 80 лет. В Кушнагаре (ныне - один из восточных штатов в Индии) он лег в позу льва (поза льва означает: лечь на правый бок, положив правую руку под голову, левая рука вдоль ног) под священным деревом бодха и сказал: "О, монахи, больше мне нечего Вам сказать. Одно ясно: ищите путь к спасению"
По материалам статьи С.В. Лайне из книги
Нравственные портреты пророков. - М., - 1993. С. 69-70.
Слайд 37УПАНИШАДЫ
(комментарии)
- Это уже идеология кшатриев, кризис кастового строя, потеря брахманами
(священнослужителями) своих позиций;
- четко сформулирована идея. Брахмана - абсолютной реальности
и абсолютной духовности, безличного сущего;
- сформулирована идея атмана - осознание индивидом собственного "я", духовная сущность человека;
- в упанишадах известны следующие тексты: Брихадараньяка,
Чхандогья, Айтарея,
Кена, Каушитаки и др.;
- показана идея самсары - круговорота жизненных перевоплощений;
- показана идея кармы - закона воздаяния человеку за поступки его;
- выделена идея питръяна - пути отцов в постоянном перевоплощении человеческого духа;
- выделена идея познания мира через деваяну - путь богов.
Слайд 38Отрывки из текстов.
АТХАРВАВЕДА.
1. Кто создал пятки пуруши? Кто мясо? Кто
- лодыжки? Кто красивые пальцы? Кто отверстия? Кто - части
тела, (что) посередине? Кто - опору?...
4. Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пурушу? Кто (соединил) грудь и тело? Кто (создал) локти? Кто - плечи? Кто - ребра?
5. Кто приставил к телу его руки, дабы (пуруша) мог совершать действия? Кто этот бог, приставивший плечи к туловищу?
8. Кто этот первый из многих, вознесшимся в небо, (создавший) мозг, лоб, затылок, череп над челюстями пуруши? Кто этот бог?
9. Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство - откуда это у сильного пурушу?
10. Страдание, нужда, гибель, незнание - откуда они у пурушу? Успех, благо, удача, богатство, знание - откуда?
12. Кто дал ему облик? Кто - рост, имя, движение? Кто (наделил) способностью различать? Кто дал ноги пуруше?
13. Кто вложил в него дыхание? Кто - апану, вьяну, саману? Кто этот бог, вложивший их в пурушу?
14. Кто этот бог, научивший пурушу жертвоприношениям? Кто (наделил) его правдою и неправдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?
15. Кто одел его? Кто предопределил его жизнь? Кто дал ему силу? Кто предопределил его скорость?
16. Чем разлил он воды? Чем сделал он день ясным? Чем зажег зарю? Чем создал вечер?
Слайд 3917. Кто вложил я него семя для продолжения рода? Кто
сделал его проницательным? Кто дал ему речь и телодвижения?
18.
Чем окутал он эту землю? Чем очертил он небо? Чем (подчинил) он горы (своей) мощи? Чем (определил он) поступки, этот пуруша?
19. Каков он, следуя Парджанье? Каков он, (следуя) мудрому Соме? Каков он, совершая жертвоприношения и (следуя) вере? Кто вложил в него мысль?
20. Каков он, становясь знатоком Вед? Каков он, этот пуруша, постигая высшее божество? Каков он, (постигая) Агни? Каков он, измеряя год?
Пояснения:
1. Пуруша – первоначально - "вселенский человек", творящий из себя самого весь мир. В данном контексте пуруша - человек вообще.
2. Апана - выдыхание, процесс выдоха;
3. Въяна - промежуточное дыхание, задержка при дыхании;
4. Самана - внутренне дыхание человека, жизненная сила;
5. Парджанья - бог дождя, иногда дождя и ветра;
1. 6. Сома - бог луны, Агни - бог огня.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии. - М., - 1991. С. 51
Слайд 40КЕНА УПАНИШАДА.
1. Кем движимый и побуждаемый летит разум? Кем
вызванное к жизни возникает первое дыхание? Кем движима эта речь
(которую) произносят? Какой бог воззвал к жизни глаз и ухо?
2. Оставив то, что (является) ухом уха, разумом разума, речью речи, дыханием дыхания, глазом глаза, уйдя из этого мира, мудрые становятся бессмертными.
3. Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем, не распознаем, как можно учить этому.
4. Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного - так слышали мы от древних, которые разъяснили нам это.
5. Что невыразимо речью, чем выражается речь – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди).
6. Что не мыслится разумом, чем, (как) говорят, мыслим разум - знай: то и есть Брахман, я не то, что почитают в этом (мире люди).
7. Что не видно глазом, чем видны глаза - знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди).
8. Что не слышно ухом, чем слышно это ухо - знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди).
9. Что не дышит дыханием, чем дышится дыхание - знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди).
Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии.
- М., - 1991. С. 52.
Слайд 41МАХАБХАРАТА
Бхагавад – гита.
40. Нет существа ни на земле, ни на
небе, ни даже между богами, свободного от этих трех гун,
рожденных природой.
41. Обязанности браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, подвижник. Распределяются по Гунам, возникшим из их собственной природы.
42. Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота,
терпение, правдивость.
Знание, осуществление знания, вера-обязанности браминов, рожденные
их собственной природой.
43. Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство - обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой.
44. Земледелие, скотоводство, торговля - обязанности вайшьев, рожденные их собственной природой.
45.Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства. Кто достигает совершенства радующийся своей собственной карме, об этом внемли.
Пояснения:
1. Бхагават – гита - "Божественная песнь", одно из наиболее известных и чтимых религиозно - философских произведений. Входит в состав шестой книги Махабхараты.
2. Гуна - качество, нить. Из трех качеств (гун) состоит все материальное единство мира: саттвы - света, истины, сознания, блаженства; Раджаса - страсти, деятельности, возбуждения; тамаса - низшего, косного инертного начала.
3. Карма - это сумма совершенного индивидом как в этой, так в прошлых жизнях, последствия совершенных поступков ("кармическая энергии").
Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии.
- М., - 1991. С. 57
Слайд 42...Атман - творческая суть души. Можно потерять все вещи, но
если душа жива и глубока, она вновь создаст их. Если
нет света вовне, его можно зажечь изнутри. "Атман служит ему светом, - отвечает мудрец...Кто этот Атман? - Он...состоящий из познания, находящийся среди чувств, свет внутри сердца".
Над уснувшим телом бодрствует бессонный.
В безграничном мире, совершая путь.
Искупавшись в блеске, в блеск преображенный,
Одинокий лебедь, золотая суть.
Покидая землю, из гнезда уходит,
Обогрев дыханьем темный дом пустой,
Плавает бессмертный в высоте, в свободе -
Одинокий лебедь, промельк золотой -
В синем царстве Брамы облачную стаю
Образов без счета он творит, смеясь.
Радостно играет, весь простор сплетая
В золотых узорах трепетную вязь.
Люди видят блики, волны и алмазы,
Только сам великий вечно скрыт от глаз.
(перевод З. Миркиной)
З. Миркина, Г. Померанц. Великие религии мира.
- М., - 1995. С. 195-196.
Слайд 43Рабиндранат Тагор
Бегущий
(стихотворение о вечном движении мира)
Мир - наводнение, лава
движенья, вал бытия.
Пенится сущая, слезы несущая, радость, взметнувшая жизни струя.
……………………………………………………………………………
В
свободном небе, в сплошном сверканье
Поток свободный ломает грани!
Радость движенья, радость без края:
Вихрь разрушенья смерть разрушает!
(перевод З. Миркиной)
З. Миркина, Г. Померанц. Великие религии мира.
- М., - 1995. С. 233.