Разделы презентаций


ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Содержание

ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Это философия кризисной переломной эпохи, эпохи «надрыва» и

заката всей Античности – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это эпоха

не столько мудрецов, сколько философских школ.
Философ – уже не столько ученый, сколько мудрец.
Главной философской дисциплиной становится этика.
В этике появляются «буддийские» мотивы, общим этическим идеалом становится атараксия – безмятежность.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМАЭто философия кризисной переломной эпохи, эпохи «надрыва» и заката всей Античности – со всеми вытекающими

Слайд 2ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 3АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

Слайд 4СКЕПТИЦИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ «ТРЕХ ВОПРОСОВ»
ЧТО ТАКОЕ
ВЕЩИ?
КАК МЫ
ДОЛЖНЫ К НИМ
ОТНОСИТЬСЯ?
КАКУЮ ПОЛЬЗУ МЫ
МОЖЕМ

ИЗВЛЕЧЬ
ИЗ ТАКОГО К НИМ
ОТНОШЕНИЯ?
МЫ ЗНАТЬ
НЕ МОЖЕМ
МЫ ДОЛЖНЫ
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ
КАТЕГОРИЧЕСКИХ
СУЖДЕНИЙ
О ВЕЩАХ И

СОБЫТИЯХ

ЭТО ПОРОДИТ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ОТ ВЕЩЕЙ И ДАСТ
АТАРАКСИЮ

– «Ты жив,
Пиррон?»
– «Не знаю».

СКЕПТИЦИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ «ТРЕХ ВОПРОСОВ»ЧТО ТАКОЕВЕЩИ?КАК МЫДОЛЖНЫ К НИМОТНОСИТЬСЯ?КАКУЮ ПОЛЬЗУ МЫМОЖЕМ ИЗВЛЕЧЬИЗ ТАКОГО К НИМОТНОШЕНИЯ?МЫ ЗНАТЬНЕ МОЖЕММЫ

Слайд 5СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
От различия живых существ


От личных

особенностей

От различия восприятия одной вещи разными органами чувств

От предрасположения

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯОт различия живых существОт личных особенностейОт различия восприятия одной вещи разными органами

Слайд 6СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
От воспитания и обычаев


От соединения

и взаимодействия


От расстояния, положения, места

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯОт воспитания и обычаевОт соединения и взаимодействияОт расстояния, положения, места

Слайд 7СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ

От количества и качества


От постоянства

и редкости


От соотносительности

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯОт количества и качестваОт постоянства и редкостиОт соотносительности

Слайд 8АТАРАКСИЯ «ПО- СКЕПТИЧЕСКИ»
На корабле во время бури, когда спутники его

впали в уныние,
Пиррон оставался спокоен и ободрял их, показывая на
корабельного

поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что такой
бестревожности и должен держаться мудрец.
(По Диогену Лаэрцию)
АТАРАКСИЯ «ПО- СКЕПТИЧЕСКИ»	На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние,Пиррон оставался спокоен и ободрял

Слайд 9АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ
Скептики теоретически различили
феномены (вещи для нас, явления) и
ноумены (вещи

как они есть сами по себе).

Мир ноуменов непознаваем.

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ	Скептики теоретически различилифеномены (вещи для нас, явления) иноумены (вещи как они есть сами по себе).Мир ноуменов

Слайд 10ЭПИКУРЕЙЦЫ
Эпикур основал свою философскую школу в Афинах в конце 4

в. до н.э. под названием Сад.
Трехчастная структура философии: физика, логика,

этика.
Физика – эллинистический вариант атомистического материализма – служит обоснованием этики.
Как согласовать фаталистичность атомизма с принципом свободы, необходимой для самого существования этики как учения о добродетельном образе жизни?

ЭПИКУР

ЭПИКУРЕЙЦЫЭпикур основал свою философскую школу в Афинах в конце 4 в. до н.э. под названием Сад.Трехчастная структура

Слайд 11ЭПИКУРЕЙЦЫ
Необходимо ввести постулат самопроизвольного (спонтанного) отклонения движущихся атомов от прямолинейной

траектории.
По сути это было начало конца античной онтологии – ведь

речь идет об отказе от принципа «из ничего ничего не происходит». Античная мысль подошла к своему теоретическому пределу.

ЭПИКУР

ЭПИКУРЕЙЦЫНеобходимо ввести постулат самопроизвольного (спонтанного) отклонения движущихся атомов от прямолинейной траектории.По сути это было начало конца античной

Слайд 12ЭПИКУРЕЙЦЫ
Гносеология эпикурейцев – классический сенсуализм, антиплатонизм:
Всё знание – из опыта,

и даже наши знания-ожидания будущих событий тоже основываются на прошлом

опыте.
Это «пролепсис» - опережающее схватывание, предвосхищающее знание.
«Бросок мысли» - возможность понимания того, что вообще не дано в чувственном мире путем аналогии.

ЭПИКУР

ЭПИКУРЕЙЦЫГносеология эпикурейцев – классический сенсуализм, антиплатонизм:Всё знание – из опыта, и даже наши знания-ожидания будущих событий тоже

Слайд 13ЭПИКУРЕЙЦЫ
Этика – гедонизм (гедоне – наслаждение), евдемонизм (от «счастье», блаженство

духа). Наслаждение – высшее благо.
Цель – достижение той же самой

атараксии.
Наслаждение – это отсутствие страданий.
Это не обычный гедонизм.
Классификация наслаждений

ЭПИКУР

ЭПИКУРЕЙЦЫЭтика – гедонизм (гедоне – наслаждение), евдемонизм (от «счастье», блаженство духа). Наслаждение – высшее благо.Цель – достижение

Слайд 14Этика эпикурейцев Классификация желаний
Желания
(наслаждения)
Естественные
Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде
Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища
Не естественные и не необходимые, например,

венки и почётные статуи
Необходимые
Вздорные
(неестественные)
Не необходимые
© Н. Бирюков

Этика эпикурейцев Классификация желанийЖелания(наслаждения)ЕстественныеИзбавляющие от страданий, например, питьё при жаждеРазнообразящие наслаждение, например, изысканная пищаНе естественные и не

Слайд 15ЭПИКУРЕЙЦЫ
Страдания вызываются страхами (перед богами, смертью, стихийными силами природы).
Значит, нужно

показать, как устранить эти страхи.
1) Боги не имеют к людям

никакого отношения, 2) со смертью мы не встречаемся, 3) природа ведет себя согласно естественным законам (атомизма).
Тихая жизнь дает радость бытия. «Проживи незаметно».

ЭПИКУР

ЭПИКУРЕЙЦЫСтрадания вызываются страхами (перед богами, смертью, стихийными силами природы).Значит, нужно показать, как устранить эти страхи.1) Боги не

Слайд 16Боги не имеют
к людям
никакого отношения,
живут в междумириях,
являются
совершенствами,
поэтому ничем себя
не утруждают
Явления

природы
естественны,
«могут быть
объяснены наукой»

(Ходжа Насреддин
и медный таз)
Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление
Страхи

– причины несчастий

Страх перед богами

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед природой

© Н. Бирюков (с изм.)

Боги не имеютк людямникакого отношения,живут в междумириях,являютсясовершенствами,поэтому ничем себяне утруждаютЯвления природыестественны,«могут бытьобъяснены наукой»(Ходжа Насреддини медный таз)Этика эпикурейцев

Слайд 17СТОИЦИЗМ
ПОРТИК – «СТОЯ». СОБИРАВШИЕСЯ ЗДЕСЬ – СТОИКИ

СТОИЦИЗМПОРТИК – «СТОЯ». СОБИРАВШИЕСЯ ЗДЕСЬ – СТОИКИ

Слайд 18СТОИЦИЗМ
ДРЕВНЯЯ СТОЯ (3 – 2 ВВ. ДО Н.Э.)
(ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ,
ХРИСИПП, КЛЕАНФ)
СРЕДНЯЯ

СТОЯ (2 – 1 ВВ. ДО Н.Э.)
(ПАНЭЦИЙ, ПОСИДОНИЙ)
РИМСКАЯ (ПОЗДНЯЯ) СТОЯ
(1

– 2 ВВ. Н.Э.)
(СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ)
СТОИЦИЗМДРЕВНЯЯ СТОЯ (3 – 2 ВВ. ДО Н.Э.)(ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ,ХРИСИПП, КЛЕАНФ)СРЕДНЯЯ СТОЯ (2 – 1 ВВ. ДО Н.Э.)(ПАНЭЦИЙ,

Слайд 19СТОИКИ
Физика – обоснование этики
(ср. с эпикуреизмом).
Физика стоиков – спиритуалистический материализм
Все

телесно, включая пневму – мировую душу, которая все объемлет и

все связывает.
Всем правит «симпатия», все части мира подчинены единому целому. Принцип холизма (тоталитаризма) – целое обладает безусловным приоритетом по отношению к частям. Антиатомизм.

ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА

СТОИКИФизика – обоснование этики	(ср. с эпикуреизмом).Физика стоиков – спиритуалистический материализмВсе телесно, включая пневму – мировую душу, которая

Слайд 20СТОИКИ
Все устроено разумно (идея
Огня-Логоса, заимствованная
у Гераклита). Гилоноизм.
«Материалистический пантеизм»: Бог –

это мир, взятый с точки зрения его разумности.
Идея провиденциализма, доведенная

до принципа фатализма: все предопределено, будучи заложенным в сперматических логосах – «зародышах» бытия.

ЗЕНОН
ИЗ КИТИОНА

СТОИКИВсе устроено разумно (идея	Огня-Логоса, заимствованная	у Гераклита). Гилоноизм.«Материалистический пантеизм»: Бог – это мир, взятый с точки зрения его

Слайд 21ЭТИКА СТОИКОВ
Все в этике подчинено принципу судьбы. «Желающего судьба ведет,

а нежелающего тащит».
Долг и одновременно высшее счастье человека – почувствовать

себя частью мирового механизма (частью целого) и верно служить ему, содействуя общемировому замыслу. «Жить в согласии с природой».
Ничто внешнее не может нарушить этой внутренней настроенности и готовности человека (если они есть) – даже пытки в Фаларидовом быке.

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ЭТИКА СТОИКОВВсе в этике подчинено принципу судьбы. «Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит».Долг и одновременно высшее счастье

Слайд 22ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКА
ЭПИКТЕТ
ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВСЕНЕКАЭПИКТЕТФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 23ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКА
ЭПИКТЕТ
ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВСЕНЕКАЭПИКТЕТФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 24ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКА
ЭПИКТЕТ
ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВСЕНЕКАЭПИКТЕТФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 25ЭТИКА СТОИКОВ
СЕНЕКА
ЭПИКТЕТ
ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВСЕНЕКАЭПИКТЕТФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 26ЭТИКА СТОИКОВ
Я счастлив от ощущения гармонии с провидением, поэтому все,

что со мной происходит, мне безразлично.
СЕНЕКА
ЭПИКТЕТ

ЭТИКА СТОИКОВЯ счастлив от ощущения гармонии с провидением, поэтому все, что со мной происходит, мне безразлично.СЕНЕКАЭПИКТЕТ

Слайд 27ЭТИКА СТОИКОВ
Я понимаю, что мне это безразлично, чувствую свою власть

над собой, и поэтому мое счастье неизменно.
Добродетельная жизнь сама по

себе порождает счастье.

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ЭТИКА СТОИКОВЯ понимаю, что мне это безразлично, чувствую свою власть над собой, и поэтому мое счастье неизменно.Добродетельная

Слайд 28ЭТИКА СТОИКОВ
Единственное благо – добродетель, единственное зло – порок.
Все остальное

(слава, деньги, власть, здоровье и т.д.) – адиафора (морально безразличное),

ибо, во-первых, все это во власти судьбы, а не человека, и,
во-вторых, их наличие или отсутствие никак не могут повлиять на отношение человека к судьбе и ее принятие им.
Ригоризм этики стоиков (рационализм в этике, культ долга, признание добродетели единственным благом и единственной, а также действующей причиной счастья).

СЕНЕКА

МАРК АВРЕЛИЙ

ЭТИКА СТОИКОВЕдинственное благо – добродетель, единственное зло – порок.Все остальное (слава, деньги, власть, здоровье и т.д.) –

Слайд 29ЭТИКА СТОИКОВ (ИТОГИ)
Этический идеал стоиков – три «А».

Апатия – бесстрастие.
Автаркия

– самодостаточность.
Атараксия – безмятежность.

«Амор фати» - любовь к судьбе.
МАРК АВРЕЛИЙ
СЕНЕКА

ЭТИКА СТОИКОВ (ИТОГИ)Этический идеал стоиков – три «А».Апатия – бесстрастие.Автаркия – самодостаточность.Атараксия – безмятежность.«Амор фати» - любовь

Слайд 30НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН
(3 в. н.э.)
ЯМВЛИХ
(4 в. н.э.)
ГИПАТИЯ
(5 в. н.э.)

НЕОПЛАТОНИЗМПЛОТИН(3 в. н.э.)ЯМВЛИХ(4 в. н.э.)ГИПАТИЯ(5 в. н.э.)

Слайд 31НЕОПЛАТОНИЗМ
Все существующее существует как единство своих частей, посредством причастности Единому

(идее Единого).
Это Единое (высшее начало мира) уже выше всех возможных

определений (нельзя даже сказать, что оно едино, что оно есть и т.д.).
Апофатический метод описания Единого и мистический путь его познания.
Апофатический метод – способ философствования, основанный на признании логической невозможности позитивного описания Абсолюта как трансцендентной сущности.

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

НЕОПЛАТОНИЗМВсе существующее существует как единство своих частей, посредством причастности Единому (идее Единого).Это Единое (высшее начало мира) уже

Слайд 32НЕОПЛАТОНИЗМ
Все сущее происходит в результате эманации (истечения) из Единого –

как свет из Солнца, тепло – от костра.
Мир материи в

своем бытии не самостоятелен (по крайней мере, логически, ср. с Платоном и Аристотелем), он «как бы творится».
Абсолют творит мир еще не из ничего, а «из самого себя», переступая границы своей всеполноты и изливаясь божественным светом.

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

НЕОПЛАТОНИЗМВсе сущее происходит в результате эманации (истечения) из Единого – как свет из Солнца, тепло – от

Слайд 33НЕОПЛАТОНИЗМ
ПЛОТИН
(3 в. н.э.)
Обработка Августином схемы неоплатоников:
замените «Бог» на «Единое»

НЕОПЛАТОНИЗМПЛОТИН(3 в. н.э.)Обработка Августином схемы неоплатоников:замените «Бог» на «Единое»

Слайд 34СРЕДНЕВЕКОВАЯ (ХРИСТИАНСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
МОНОТЕИЗМ
КРЕАЦИОНИЗМ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
трансцендентно-личный
(ср. стоики)
ТЕОЦЕНТРИЗМ
ФИДЕИЗМ
и «пространство веры»
ПЕРСОНАЛИЗМ
открытие идеи личности

СРЕДНЕВЕКОВАЯ (ХРИСТИАНСКАЯ) ФИЛОСОФИЯМОНОТЕИЗМКРЕАЦИОНИЗМПРОВИДЕНЦИАЛИЗМтрансцендентно-личный(ср. стоики)ТЕОЦЕНТРИЗМФИДЕИЗМ и «пространство веры»ПЕРСОНАЛИЗМоткрытие идеи личности

Слайд 35КРЕАЦИОНИЗМ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
СОТВОРЕНИЕ МИРА
FIAT!
ДА БУДЕТ!

КРЕАЦИОНИЗМ ВСРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИСОТВОРЕНИЕ МИРАFIAT!ДА БУДЕТ!

Слайд 36ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Абсолютная трансцендентность Бога
Переосмысление понятия любви: Бог не только любим,

он еще и любовник (субъект, а не только объект любви).

Любовь как агапэ (ср. филия и эрос).
Открытие идеи истории в собственном смысле.
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯАбсолютная трансцендентность БогаПереосмысление понятия любви: Бог не только любим, он еще и любовник (субъект, а не

Слайд 37ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Сначала – гонимая религия.
313 и 324 гг. – указы

имп. Константина, направленные на утверждение христианства в качестве государственной религии.
325

– 787 гг. – эпоха Вселенских соборов, эпоха формирования и утверждения христианской догматики.
Патристика (до 9 в.) и схоластика (с 9 в.) – два этапа средневековой философии.

КОНСТАНТИН

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТСначала – гонимая религия.313 и 324 гг. – указы имп. Константина, направленные на утверждение христианства в

Слайд 38ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Никейский – 325 год
Константинопольский – 381 год
Эфесский – 431

год
Халкидонский – 451 год
Константинопольский второй – 553 год
Константинопольский третий –

680 год
Никейский второй – 787 год

Утверждение
Символа Веры

ГЛАВНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭПОХИ СОБОРОВ:

Тринитарная (проблема троичности – 1-й и 2-й соборы)
Исхождения Святого Духа (2-й и «западные соборы»)
Христологическая (особенно 3-й и 4-й, а также 6-й соборы)
Иконопочитания (7-й собор)

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫНикейский – 325 годКонстантинопольский – 381 годЭфесский – 431 годХалкидонский – 451 годКонстантинопольский второй – 553

Слайд 39ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА
Как можно совместить монотеизм и признание трех «аспектов» Бога


Отца, Сына и Святого Духа?

Какое между ними соотношение?

Бог ли Христос,

ведь Он – лишь Сын Божий?

К кому обращается Христос
в Гефсиманском саду («Отче…»)? Не к себе ли самому, если Он – тот же Бог?
ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМАКак можно совместить монотеизм и признание трех «аспектов» Бога –Отца, Сына и Святого Духа?Какое между ними

Слайд 40ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Слайд 41ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Слайд 42ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА
АФАНАСЬЕВЦЫ
АРИАНЕ
ДОКТРИНА ЕДИНОСУЩИЯ,
«ХОМОУСИОС»
ДОКТРИНА ПОДОБОСУЩИЯ,
«ХОМОЙУСИОС»
СУБОРДИНАЦИОНАЛИЗМ: СЫН НИЖЕ ОТЦА
Проблему троичности помогли решить

КАППАДОКИЙЦЫ –
Василий Великий (слева), Григорий Богослов (справа), Григорий Назианзин.
Они предложили

различить понятия сущности (она одна) и ипостаси (их три).

РАВЕНСТВО ВСЕХ
ЛИЦ ТРОИЦЫ

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМААФАНАСЬЕВЦЫАРИАНЕДОКТРИНА ЕДИНОСУЩИЯ,«ХОМОУСИОС»ДОКТРИНА ПОДОБОСУЩИЯ,«ХОМОЙУСИОС»СУБОРДИНАЦИОНАЛИЗМ: СЫН НИЖЕ ОТЦАПроблему троичности помогли решить КАППАДОКИЙЦЫ –Василий Великий (слева), Григорий Богослов (справа),

Слайд 43ПРОБЛЕМА «СВЯТОГО ДУХА»
ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВИЕ)
ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЦИЗМ)
8. «…и в Духа Святаго…иже от

ОТЦА исходящаго»
8. «…и в Духа Святаго…иже от ОТЦА и СЫНА

исходящаго»

Догмат о «филиокве» («и Сына»), (Толедо, 589 год)

Раскол церквей – 1054 год

Благодать исходит от Отца через Сына

Практика индульгенций, догмат о непогрешимости Папы, учение о «сверхдолжных делах»

ПРОБЛЕМА «СВЯТОГО ДУХА»ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВИЕ)ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЦИЗМ)8. «…и в Духа Святаго…иже от ОТЦА исходящаго»8. «…и в Духа Святаго…иже от

Слайд 44ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Как соотносятся в Христе божественное и человеческое?
Несторианство (осуждено в

431 г.): Дева Мария родила человека, на которого снизошло Божество

и обитало в человеческом теле как в доме. Это обособление двух природ.

Монофизитство (осуждено в 451 г.): У Христа одна природа – Божественная, а человеческая – видимость. То есть одна природа поглотила другую.

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАКак соотносятся в Христе божественное и человеческое?Несторианство (осуждено в 431 г.): Дева Мария родила человека, на

Слайд 45ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Халкидонское решение 451 года: «нераздельно, неразлучно,
неслиянно, неизменно»
Монофелитство (осуждено в

680 г.): У Христа две природы – Божественная и человеческая,

но одна воля – Божественная. Это замаскированное монофизитство.

Иконоборчество (осуждено в 787 г.): Икона – тот же идол. НО: мы поклоняемся не иконе, а перед иконой, ее «небесному прообразу».

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАХалкидонское решение 451 года: «нераздельно, неразлучно,неслиянно, неизменно»Монофелитство (осуждено в 680 г.): У Христа две природы –

Слайд 46АВГУСТИН (354 – 430)
Имел богатое языческое прошлое, был сторонником манихейства

– ближневосточного дуалистического учения.
Главные сочинения – «Исповедь», «О граде Божием»
Систематизировал

основные положения новой мировоззренческой системы.

АВГУСТИН (354 – 430)Имел богатое языческое прошлое, был сторонником манихейства – ближневосточного дуалистического учения.Главные сочинения – «Исповедь»,

Слайд 47АВГУСТИН (354 – 430)
Бог – личность, творящий мир по своей

свободной воле.
Дуализм («логический») земного и небесного, уничижение земного.
Идея транскреации: Бог

творит мир постоянно, в каждое мгновение, иначе бы мир вообще не смог бы устойчиво существовать (без вмешательства Бога) после своего сотворения Богом.
Бог существует в Вечности, мир – во времени, которое создается вместе с миром.
Платонизм Августина: Бог творит мир (вещи) соответственно своим идеям об этих вещах.
АВГУСТИН (354 – 430)Бог – личность, творящий мир по своей свободной воле.Дуализм («логический») земного и небесного, уничижение

Слайд 48АВГУСТИН (354 – 430)
Но если Бог всеблаг, то откуда зло?

Может быть, Бог не может его побороть? – Но тогда

он не всемогущ!
Это проблема теодицеи – оправдания Бога перед фактом наличия в мире зла и несправедливости.
Зло – в свободной воле человека, который использовал ее не по назначению.
Зло не субстанциально (ибо единственным первоначалом всего сущего является Бог), зло – недостаток добра.
Спор с Пелагием о спасении человека: проблема соотношения свободы и благодати.
АВГУСТИН (354 – 430)Но если Бог всеблаг, то откуда зло? Может быть, Бог не может его побороть?

Слайд 49АВГУСТИН (354 – 430)
Пелагий: человек спасается своими добрыми делами.
Августин: спасение

человека находится целиком во власти Бога, который изначально одних предопределяет

к спасению, других – к осуждению.
Фидеизм: вера выше разума, вера – главный элемент всей духовной жизни и всей личности человека.
Линейная концепция истории.
История как борьба «двух градов» - живущих «по Богу» и «по человеку».
Два типа любви: 1) к себе, доведенная до презрения к Богу (град земной); 2) к Богу, доведенная до презрения к себе (град Божий)
АВГУСТИН (354 – 430)Пелагий: человек спасается своими добрыми делами.Августин: спасение человека находится целиком во власти Бога, который

Слайд 50ФОМА АКВИНСКИЙ
Концепция гармонии веры и разума, критика теории двойственной истины

(Фома: у философии и теологии один предмет, но разные методы,

поэтому противоречия между ними исключены (философия – служанка теологии).
Учение о трояком существовании универсалий (до вещей – в уме Бога, в вещах – как их формы, после вещей – в уме человека как результат познания).
Аристотелизм Фомы.

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР
(1225 – 1274)

ФОМА АКВИНСКИЙКонцепция гармонии веры и разума, критика теории двойственной истины (Фома: у философии и теологии один предмет,

Слайд 51ФОМА АКВИНСКИЙ
Учение о сущности и существовании. Бог как нечто, сущность

чего совпадает с существованием
Пять доказательств бытия Бога.
«От производящей причины»
«От источника

движения»
«От случайности и необходимости»
«От степеней совершенства»
«От целесообразности природы»
ФОМА АКВИНСКИЙУчение о сущности и существовании. Бог как нечто, сущность чего совпадает с существованиемПять доказательств бытия Бога.«От

Слайд 52ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
Докажем, что русалки существуют, более того, что существуют конкретные

русалки.
Рассмотрим два суждения:
1. «Существующая русалка существует»;
2. «Существующая русалка не существует»


Второе из них ложно, ибо самопротиворечиво.
Поэтому первое суждение истинно (ибо противоречит ложному второму).
Поэтому существуют русалки, так как существует как минимум одна русалка, а именно существующая.

Рэймонд Смаллиан
по мотивам Ансельма
Кентерберийского
(1033 – 1109)

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТДокажем, что русалки существуют, более того, что существуют конкретные русалки.Рассмотрим два суждения:	1. «Существующая русалка существует»;	2. «Существующая

Слайд 53ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
У нас есть понятие Бога как абсолютного совершенства –

того, больше чего нельзя себе помыслить.
Возникает вопрос: предмет этого понятия

существует только в нашей мысли или же еще и в самой реальности?
Пусть Бог реально не существует.
Тогда он не является абсолютным совершенством, можно помыслить нечто большее, чем он – а именно существующего Бога (из 3).
Противоречие (1 и 4).
Бог реально существует.

Ансельм
Кентерберийский
(1033 – 1109)

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТУ нас есть понятие Бога как абсолютного совершенства – того, больше чего нельзя себе помыслить.Возникает вопрос:

Слайд 54ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
ИЛИ:
Бог – сумма всех положительных качеств.
Бытие – положительное качество.
Бог

обладает бытием.
ИЛИ:
Бог – абсолютное совершенство.
Если бы Он не существовал, он

не был бы совершенным.
Поэтому Бог существует.

Ансельм
Кентерберийский
(1033 – 1109)

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТИЛИ:Бог – сумма всех положительных качеств.Бытие – положительное качество.Бог обладает бытием.ИЛИ:Бог – абсолютное совершенство.Если бы Он

Слайд 55КРИТИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Существование – не предикат, не свойство самого предмета.
Существование

– характеристика отношения субъекта к объекту его познания («он воспринимаем»).
Мыслимый

и существующий предмет – это тот же самый предмет (пример со 100 талерами и чековой книжкой).
Поэтому ОА нарушает логический принцип запрета порочного круга.
Из мысли нельзя вывести бытие, все суждения о существовании имеют эмпирическую природу.
КРИТИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВАСуществование – не предикат, не свойство самого предмета.Существование – характеристика отношения субъекта к объекту его

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика