Слайд 1Философия, её предмет и роль в обществе
Урок 1
Слайд 2План
Понятие философии. Философия в понимании различных философов.
Структура философского знания.
Основной вопрос философии. Основные направления философии.
Функции философии, роль философии в
жизни человека и общества.
Слайд 3Значение термина «философия»
Философия
(греч.)
Phileo - люблю
Sophia - мудрость
Любовь к мудрости
+
Слайд 4Философия
Древнейшая наука
Всегда молодая наука
Идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают
Слайд 5Мудрость
Это умение удивляться миру
Умение видеть мир таким,
каким не видит никто
Понять смысл собственного существования
Понять
смысл существования человеческого общества
Понять смысл истории
Ф
И Э
Л Т
О О
С
О О
Ф З
С Н
Т А
В Ч
О А
В Е
А Т
Т
Ь
Слайд 6Изучение философии позволяет
Узнать мудрые советы относительно смысла жизни, добра и
зла
Понять своё собственное место и предназначение в обществе и место
человека в мироздании
Выработать своё отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть
Слайд 7Философия
учит человека
Быть человеком
Искусству жизни
Искусству познания мира
Искусству жить среди людей
Искусству
не бояться смерти
Слайд 8Философия в понимании различных философов
В истории представлены различные варианты понимания
того, что есть философия.
Огюст Роден
Мыслитель.
1880-1882
Слайд 9Пифагор (VI-V вв. до н.э.) – древнегреческий философ, учёный, математик
Пифагор считал,
что философия –
это любовь к мудрости
Слайд 10Платон
(427-347 до н.э.) – древнегреческий философ
Платон считал,
что философия
–
это особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия;
стремление к совершенству
Слайд 11Сократ
(469-399 до н.э.) – древнегреческий философ
Сократ считал философию средством
познания добра и зла
Слайд 12Аристотель
(384-322 до н.э.) – древнегреческий философ
Аристотель считал, что философия
– это исследование причин и принципов вещей
Слайд 13Эпикур
(342-271 до н.э.) – древнегреческий философ
Эпикур считал, что философия
– это путь достижения счастья посредством разума
Слайд 14Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ
Георг Гегель считал,
что философия –
это наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого
себя
Слайд 15Иммануил Кант
(1724-1804) – немецкий философ
Иммануил Кант считал, что философия
– это способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Слайд 16Фридрих Энгельс
(1820-1895) –
немецкий философ
Фридрих Энгельс считал, что философия
– это наука о наиболее общих законах природы, общества и
мышления
Слайд 17Жиль Делёз
(1925-1995) –
французский
философ-постмодернист
Французский философ Жиль Делёз усматривает
в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность
философии – в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии – создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.
Слайд 18В различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет
свой аспект её рассмотрения. Это не случайно: определить – значит
поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Представленные трактовки показывают, что сама философия не поддаётся ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Её стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определённости, выразить невыразимое.
Слайд 19Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Дословно
термин «философия» обозначал «любовь к мудрости».
Пифагор желал подчеркнуть, что
философ не претендует на статус мудреца, знающего всё о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом.
Слайд 20Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать
это.
ФИЛОСОФИЯ -
критическое исследование оснований наших наиболее фундаментальных убеждений и
анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений.
ФИЛОСОФИЯ -
размышление о многообразии человеческого опыта или рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.
Британская энциклопедия, 2000.
Слайд 21ФИЛОСОФИЯ -
особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о
фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках
человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.
Российская энциклопедия философии, 2001.
Слайд 22Структура философского знания
Философия сегодня – фундаментальная и чрезвычайно сложная, имеющая
огромное количество разделов дисциплина.
В рамках философии выделяют несколько общих разделов,
или традиционных философских дисциплин.
Слайд 23Разделы философии
Метафилософия
Теория философского знания
Учение о развитии философского знания
История философии
Онтология
Учение о бытии
Философская антропология
Учение о человеке
Гносеология
Учение о познании
Социальная
философия
Учение о законах развития общества
Аксиология
Учение о ценностях
Слайд 24Три относительно самостоятельные философские науки
Этика
Наука о морали
Эстетика
Наука о
красоте
Логика
Наука о законах мышления
Слайд 25Основной вопрос философии
Одним из важных для понимания развития философского знания
является вопрос, традиционно называемый
«основным вопросом» философии.
Существуют различные взгляды на
то, что является основным вопросом философии.
Слайд 26Основной вопрос философии
Для классической индийской философии основной вопрос связан с
поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии),
кармы (закона воздаяния) и необходимости постоянных перерождений в земном мире – мире страданий.
Слайд 27Основной вопрос философии в средневековой религиозной философии
Августин Блаженный (354-430) –
христианский философ
В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога.
Слайд 28Иммануил Кант
Иммануил Кант
(1724-1804) –
немецкий философ
Иммануил Кант так сформулировал
важнейшие вопросы философии:
Что я могу знать?
Что я должен
делать?
На что я могу надеяться?
Слайд 29Основной вопрос философии
Основной вопрос философии звучит так: «Что первично
– материя или сознание?»
Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые
физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на материалистов и идеалистов.
Слайд 30Материалисты
Что первично?
Материя
Что вторично?
Идеалисты
Сознание
Познаваемость мира
Мир познаваем
Сознание
Материя
Сомнение в познании мира или возможности познания ограничены
Слайд 31Философы-материалисты
Брихаспати
Левкипп
Демокрит
Ламетри
Гольбах
Фейербах
Карл Маркс
В.И.Ленин
Слайд 32Философы-идеалисты
Будда
Платон
Аристотель
Рене Декарт
Лейбниц
Георг Гегель
В.С.Соловьёв
Н.А.Бердяев
Слайд 33Основные формы материализма
Стихийный древний материализм
Механистический материализм Нового времени
Диалектический материализм XIX-XX
вв.
Под материей понимаются её непосредственные проявления в виде стихий:
огонь,
вода,
воздух,
земля
Мир рассматривается как механизм. Сложные явления сводятся к их физическим причинам.
Признаётся первичность материи и её постоянное развитие во времени
Слайд 34Основные формы идеализма
Идеализм
Объективный идеализм
Субъективный идеализм
Первичной признаётся некая идея вообще,
безликий разум. Идеальное начало творит мир и всё бытие
Первичным признаётся
сознание субъекта, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения. Отрицается существование внешнего мира
Слайд 35Функции философии
Функции философии
Мировоззрен-ческая
Онтологиче-ская
Познава-тельная
Методологи-ческая
Логическая
Ценностная
Эвристи-ческая
Гуманисти-ческая
Культуротранс-лирующая
Практическая
Слайд 36Мировоззренческая функция
Связана с формированием у человека системы общих взглядов
о
мире
Слайд 37Онтологическая функция
Связана с осмыслением основных принципов и законов природного и
социального бытия
Слайд 38Познавательная функция
Связана с познанием фундаментальных законов развития природы, человека, познания
и общества
Слайд 39Методологическая функция
Связана с выработкой общих методов и принципов познавательной и
практической деятельности человека
Слайд 40Логическая функция
Связана с изучением важнейших законов рационального мышления
Слайд 41Ценностная функция
Связана с выработкой и обоснованием значения нравственно-моральных ценностей
Слайд 42Эвристическая функция
Связана с созданием новых, нестандартных идей и подходов, позволяющих
впоследствии совершать научные открытия или решать актуальные общественные проблемы
Демокрит (460-370
до н.э.) -
древнегреческий философ, основоположник атомистической теории
Слайд 43Гуманистическая функция
Связана с утверждением ценности человеческой личности, её свободы,
достоинства и права на собственный выбор
Слайд 44Культуротранслирующая функция
Связана с накоплением, осмыслением и передачей от поколения к
поколению важнейших достижений духовной культуры человечества
«Познай самого себя» Сократ
«Не негодовать,
не удивляться, но понимать»
Спиноза
«Знание – сила»
Ф.Бэкон
Слайд 45Практическая функция
Выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической
жизни человека