Слайд 1философия хх века:
основные школы и направления
Слайд 2Специфика социокультурного бытия ХХ века.
Базовые ориентации философии ХХ века.
Обзор ведущих
школ философии ХХ века:
- феноменология
- экзистенциализм
- фрейдизм и неофрейдизм
- герменевтика
- неопозитивизм и постпозитивизм
- структурализм и постструктурализм
- современная религиозная философия
Слайд 4Базовые ориентации философии ХХ века.
Слайд 5ОТРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИ
Любая классическая философская система всегда начиналась с решения проблемы
сущего (первоосновы) и существования (природного мира), а также воспроизведения на
этой основе теории познания.
По мнению целого ряда мыслителей ХХ века метафизика утратила свой предмет рефлексии.
В качестве аргумента выступила принципиальная антиметафизическая установка:
идея “исчезновения реальности”,
её “симуляции” разнообразными образами,
идея отсутствия принципиального разграничения между видимостью и реальностью.
Слайд 6ОТКАЗ ОТ АПРИОРИЗМА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА
Согласно классической философии, сущность познания заключается
в том, что знание объекта опирается на воспроизведение и фиксацию
схемы, a priori существующей в сознании, с помощью которой предметное представление уточняется и т.п.
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТВЕРГАЕТ ИДЕЮ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО ОПИСАНИЯ МИРА.
АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА
ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА
ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ ЗА СЧЁТ
ВЫДВИЖЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО.
Слайд 7ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОНТОЛОГИЙ
И СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ СХЕМ
Классическое мышление утвердило тождество
не
только бытия и мысли, но и тождества мысли и языка.
Язык всегда подконтрольное субъекту
средство осуществления познания.
Познающий субъект не вносит своих эффектов
в процесс постижения мира.
Неклассическая философия:
субъект всегда находится и мыслится как находящийся
внутри мыслимого, будучи необходимо вовлечённым в то,
что он собирается помыслить.
В ХХ ВЕКЕ ФИЛОСОФИЯ НАЧИНАЕТ РАССМАТРИВАТЬ ЯЗЫК КАК ФЕНОМЕН, СПОСОБНЫЙ К САМОПОРОЖДЕНИЮ СМЫСЛА.
Конструирование мира увязывается с употреблением грамматических структур языка. Другими словами, происходит «лингвистический поворот» – поворот от философии сознания к философии языка.
Слайд 8ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Описание спонтанно-смысловой жизни сознания
есть главная задача феноменологии, реализация
которой
должна осуществляться на основе
высвобождения сознания и предметного мира
из причинных и функциональных связей между ними.
Любой предмет должен быть схвачен только как
коррелят сознания, ибо предмет не превращается
в сознание, но его значение схватывается именно
так, как он усматривается соответственно свойствам
определённого модуса сознания.
ЦЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
– открыть в каждом индивидуальном сознании
чистое сознание,
чистую осознаваемость как чистую непредвзятость.
ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ
– это самоочищение сознания от навязываемых ему схем, догм, от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.
Слайд 9ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
возник накануне первой мировой войны в России (Л.Шестов, Н.Бердяев),
после неё в Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс) и в период второй
мировой войны во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю).
Принято различать религиозный экзистенциализм и атеистический.
_____________________ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:________________________
В отличие от простого бытия вещи человек есть несовпадение с самим собой, «беспрерывная неустойчивость», постоянное выступание вовне, в мир. Человек должен постоянно делать себя человеком, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть».
Человек стоит перед выбором: подлинного бытия, в котором обретает себя, и неподлинного, когда утрачивается «Я» и он сам растворяется в массе, толпе. Что человек выберет – зависит от самого человека. У человека нет никакой предзаданной ему сущности. Он «вброшен» в этот мир. Осознав своё отличие от других, человек должен создать модель собственного бытия, свой мир, своё мировоззрение. Это трудно, а потому человек стремиться избежать этого, хочет слиться с логикой вещей, «быть как все», раствориться во всеобщем и забыть свою свободу.
Слайд 10ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
Центральным предметом исследований становится особая форма реальности
– человеческая психика, драмы и коллизии внутри которой играют решающую
роль в организации фундамента социального бытия людей.
Зигмунд Фрейд проводит аналогию между детскими неврозами, развивающимися вследствие подавления разумом многочисленных влечений, в будущем нереализуемых, но обузданных актами вытеснения, и массовыми неврозами, в которые впадает человечество.
Сама культура носит репрессивный характер, она подавляет естественные человеческие влечения (сексуальные, агрессивные), которые сублимируются в культуротворчестве.
Слайд 11ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтикой именуется направление
в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия.
Философская герменевтика полагает процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга (целое понимается из частей, части – из целого).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ:
ПЕРЕВОД
РЕКОНСТРУКЦИЯ
ДИАЛОГ
Первый этап исторической эволюции герменевтики связывают с искусством толкования воли богов или божественного намерения (античность, средние века).
Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения. Это проекты отделения в Писании божественного от привнесённого человеком, а также необходимость нового прочтения учений античных философов, прежде всего, Платона и Аристотеля.
В рамках третьего исторического типа герменевтики интерпретация текста состоит не столько в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, сколько в создании смысла заново. Интерпретация рассматривается как диалог прошлого и настоящего.
Слайд 12Один из главных вопросов: как возникает научная теория?
Как она
добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий?
В
качестве ответа – различные концепции: от революционной модели роста научного знания до теории эволюции научно-исследовательских программ.
Мир есть совокупность фактов, а не вещей.
Факт – исходная единица анализа мира.
Вещи, объекты – лишь части факта. Описание вещи – есть факт. Язык рисует образы не объектов, а их сочетаний, т.е. соединений фактов. Элементарные предложения – образы факта. Образ факта – образ реальности. Язык есть совокупность предложений. Структура предложения тождественна структуре факта, а, следовательно, предложение есть образ реальности. Язык – есть образ реальности. Границы языка и мира совпадают.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Характерно значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Отходит от ориентации на символическую логику.
Предметом философии является главным образом истории науки.
Установка на проведение разделительной линии между научным и метафизическим знанием.
Предметом философии является исключительно язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.
Средством изучения языка науки является логический анализ и построение формальных моделей.
РАЗЛИЧИЯ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Слайд 14СТРУКТУРАЛИЗМ
Структурализм явился реакцией на абсолютизацию
первичности человеческой субъективности или личностного фактора в экзистенциализме и других
течениях западной философии, а также выступил с претензией на роль методологии познания в области человековедения и культуры.
В основе структурного метода лежит выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Такая структура образует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.
Выявление этих структур преобразований, обобщенное в теории структурализма, даёт объяснение разных социокультурных системообразований.
Структуралисты пришли к выводу, что культура обладает строением подобным строению языка, соответственно, логическая модель языка рассматривается как ключ к исследованию социальных отношений в обществе.
Обнаруженные в языке и в других областях культуры тождественные по своей природе структурные формы структуралисты связывают с еще более глубокими бессознательными уровнями человеческого духа, объединяя таким образом структурализм с психоанализом.
Слайд 16ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ,
ИЛИ СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА
Поиск зон
свободы, находящихся за пределами структуры.
Постструктурализм максимально заостряет и фиксирует новый
тип философствования – философствование без субъекта.
Одним из методов познания объявлена деконструкция.
Этот метод должен расширить горизонты философской мысли, поскольку это единственный способ преодоления навязанных смыслов, что делает возможным свободное мышление, в котором нет предписанных схем, а обретение смысла происходит в процессе философствования.
Цель деконструкции активизировать внутритекстовые очаги сопротивления диктату «логоцентризма» тем самым в тексте выделяются подавляемые мотивы, противонаправленные по отношению к основному его направлению.
Слайд 19НЕОТОМИЗМ
Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны,
бытие здесь предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных
объектов, с другой – как Бог.
Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» - форма) или спецификой соотношения материи и формы.
Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога.
Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Человек познаёт не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Процесс познания – это своего рода приобщение к «разуму Бога».
Слайд 20ТЕЙЯРДИЗМ
Провозглашает центральным принципом современного мышления христианский эволюционизм.
Основными критическими
точками процесса эволюции мира выступают следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»),
органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»).
Для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие «зачатки духа». Развитие в мире имеет строгую направленность, за материальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое начало. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек – это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития.
Тейяр де Шарден верил, что неизбежно вступление людей в мир Божественного совершенства, именуемый им как «точка Омега». «Точка Омега» оказывается прелюдией к сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой земле. Вырастает «точка Омега» из ноосферы. Именно в ноосфере и призван осуществиться новый этап эволюции. В дальнейшем из ноосферы разовьётся «любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в «область Омеги».
Слайд 22ПЕРСОНАЛИЗМ
Персонализм признает личность и
ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Личность трактуется как
неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира, и достигающая наивысшего блаженства в единении с Богом.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ:
экстериоризация
(самоосуществление человека вовне),
интериоризация
(внутренняя сосредоточенность человека, его духовный мир)
трансценденция
(нацеленность человека на высшие божественные ценности – истину, красоту, благо).
Слайд 23ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ :
безнадёжность всех попыток
определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще
через религию.
Религия порочна потому, что стремится связать несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения.
Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира.
Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.
Слайд 24ИТОГ:
Философию ХХ века характеризует крайний плюрализм:
большое
разнообразие школ и направлений, одни из которых принципиально разрывают связь
с классическим рационализмом, другие, напротив генетически связаны с классикой.
2. Иррациональные умонастроения в философии ХХ века становятся определяющими.
3. Принципиально новыми установками философии ХХ века
стали идея симуляции реальности, лингвистический поворот, деконструктивизм.