Разделы презентаций


философия хх века: основные школы и направления

Содержание

Специфика социокультурного бытия ХХ века.Базовые ориентации философии ХХ века.Обзор ведущих школ философии ХХ века: - феноменология - экзистенциализм - фрейдизм и неофрейдизм -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1философия хх века:
основные школы и направления

философия хх века:основные школы и направления

Слайд 2Специфика социокультурного бытия ХХ века.

Базовые ориентации философии ХХ века.

Обзор ведущих

школ философии ХХ века:
- феноменология

- экзистенциализм
- фрейдизм и неофрейдизм
- герменевтика
- неопозитивизм и постпозитивизм
- структурализм и постструктурализм
- современная религиозная философия

Специфика социокультурного бытия ХХ века.Базовые ориентации философии ХХ века.Обзор ведущих школ философии ХХ века:   -

Слайд 4Базовые ориентации философии ХХ века.

Базовые ориентации философии ХХ века.

Слайд 5ОТРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИ

Любая классическая философская система всегда начиналась с решения проблемы

сущего (первоосновы) и существования (природного мира), а также воспроизведения на

этой основе теории познания.

По мнению целого ряда мыслителей ХХ века метафизика утратила свой предмет рефлексии.

В качестве аргумента выступила принципиальная антиметафизическая установка:

идея “исчезновения реальности”,
её “симуляции” разнообразными образами,
идея отсутствия принципиального разграничения между видимостью и реальностью.
ОТРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИЛюбая классическая философская система всегда начиналась с решения проблемы сущего (первоосновы) и существования (природного мира), а

Слайд 6ОТКАЗ ОТ АПРИОРИЗМА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА

Согласно классической философии, сущность познания заключается

в том, что знание объекта опирается на воспроизведение и фиксацию

схемы, a priori существующей в сознании, с помощью которой предметное представление уточняется и т.п.


СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТВЕРГАЕТ ИДЕЮ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО ОПИСАНИЯ МИРА.

АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА
ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА
ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ ЗА СЧЁТ
ВЫДВИЖЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО.

ОТКАЗ ОТ АПРИОРИЗМА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМАСогласно классической философии, сущность познания заключается в том, что знание объекта опирается на

Слайд 7ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОНТОЛОГИЙ И СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ СХЕМ
Классическое мышление утвердило тождество
не

только бытия и мысли, но и тождества мысли и языка.



Язык всегда подконтрольное субъекту
средство осуществления познания.

Познающий субъект не вносит своих эффектов
в процесс постижения мира.

Неклассическая философия:
субъект всегда находится и мыслится как находящийся
внутри мыслимого, будучи необходимо вовлечённым в то,
что он собирается помыслить.

В ХХ ВЕКЕ ФИЛОСОФИЯ НАЧИНАЕТ РАССМАТРИВАТЬ ЯЗЫК КАК ФЕНОМЕН, СПОСОБНЫЙ К САМОПОРОЖДЕНИЮ СМЫСЛА.

Конструирование мира увязывается с употреблением грамматических структур языка. Другими словами, происходит «лингвистический поворот» – поворот от философии сознания к философии языка.

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОНТОЛОГИЙ  И СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ СХЕМ Классическое мышление утвердило тождество не только бытия и мысли, но

Слайд 8ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Описание спонтанно-смысловой жизни сознания
есть главная задача феноменологии, реализация
которой

должна осуществляться на основе
высвобождения сознания и предметного мира


из причинных и функциональных связей между ними.


Любой предмет должен быть схвачен только как
коррелят сознания, ибо предмет не превращается
в сознание, но его значение схватывается именно
так, как он усматривается соответственно свойствам
определённого модуса сознания.


ЦЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
– открыть в каждом индивидуальном сознании
чистое сознание,
чистую осознаваемость как чистую непредвзятость.


ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ
– это самоочищение сознания от навязываемых ему схем, догм, от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Описание спонтанно-смысловой жизни сознания есть главная задача феноменологии, реализациякоторой должна осуществляться на основе  высвобождения сознания

Слайд 9ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
возник накануне первой мировой войны в России (Л.Шестов, Н.Бердяев),

после неё в Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс) и в период второй

мировой войны во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю).
Принято различать религиозный экзистенциализм и атеистический.




_____________________ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:________________________
В отличие от простого бытия вещи человек есть несовпадение с самим собой, «беспрерывная неустойчивость», постоянное выступание вовне, в мир. Человек должен постоянно делать себя человеком, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть».

Человек стоит перед выбором: подлинного бытия, в котором обретает себя, и неподлинного, когда утрачивается «Я» и он сам растворяется в массе, толпе. Что человек выберет – зависит от самого человека. У человека нет никакой предзаданной ему сущности. Он «вброшен» в этот мир. Осознав своё отличие от других, человек должен создать модель собственного бытия, свой мир, своё мировоззрение. Это трудно, а потому человек стремиться избежать этого, хочет слиться с логикой вещей, «быть как все», раствориться во всеобщем и забыть свою свободу.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ возник накануне первой мировой войны в России (Л.Шестов, Н.Бердяев), после неё в Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс) и

Слайд 10ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
Центральным предметом исследований становится особая форма реальности

– человеческая психика, драмы и коллизии внутри которой играют решающую

роль в организации фундамента социального бытия людей.

Зигмунд Фрейд проводит аналогию между детскими неврозами, развивающимися вследствие подавления разумом многочисленных влечений, в будущем нереализуемых, но обузданных актами вытеснения, и массовыми неврозами, в которые впадает человечество.

Сама культура носит репрессивный характер, она подавляет естественные человеческие влечения (сексуальные, агрессивные), которые сублимируются в культуротворчестве.
ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ Центральным предметом исследований становится особая форма реальности – человеческая психика, драмы и коллизии внутри

Слайд 11ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтикой именуется направление

в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия.


Философская герменевтика полагает процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга (целое понимается из частей, части – из целого).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ:
ПЕРЕВОД
РЕКОНСТРУКЦИЯ
ДИАЛОГ

Первый этап исторической эволюции герменевтики связывают с искусством толкования воли богов или божественного намерения (античность, средние века).
Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения. Это проекты отделения в Писании божественного от привнесённого человеком, а также необходимость нового прочтения учений античных философов, прежде всего, Платона и Аристотеля.
В рамках третьего исторического типа герменевтики интерпретация текста состоит не столько в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, сколько в создании смысла заново. Интерпретация рассматривается как диалог прошлого и настоящего.
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА      Герменевтикой именуется направление в философии, в котором понимание рассматривается как

Слайд 12Один из главных вопросов: как возникает научная теория?
Как она

добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий?
В

качестве ответа – различные концепции: от революционной модели роста научного знания до теории эволюции научно-исследовательских программ.

Мир есть совокупность фактов, а не вещей.
Факт – исходная единица анализа мира.
Вещи, объекты – лишь части факта. Описание вещи – есть факт. Язык рисует образы не объектов, а их сочетаний, т.е. соединений фактов. Элементарные предложения – образы факта. Образ факта – образ реальности. Язык есть совокупность предложений. Структура предложения тождественна структуре факта, а, следовательно, предложение есть образ реальности. Язык – есть образ реальности. Границы языка и мира совпадают.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Характерно значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Отходит от ориентации на символическую логику.
Предметом философии является главным образом истории науки.

Установка на проведение разделительной линии между научным и метафизическим знанием.
Предметом философии является исключительно язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.
Средством изучения языка науки является логический анализ и построение формальных моделей.

РАЗЛИЧИЯ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Один из главных вопросов: как возникает научная теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора

Слайд 13Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Слайд 14СТРУКТУРАЛИЗМ
Структурализм явился реакцией на абсолютизацию

первичности человеческой субъективности или личностного фактора в экзистенциализме и других

течениях западной философии, а также выступил с претензией на роль методологии познания в области человековедения и культуры.
В основе структурного метода лежит выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Такая структура образует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.
Выявление этих структур преобразований, обобщенное в теории структурализма, даёт объяснение разных социокультурных системообразований.
Структуралисты пришли к выводу, что культура обладает строением подобным строению языка, соответственно, логическая модель языка рассматривается как ключ к исследованию социальных отношений в обществе.
Обнаруженные в языке и в других областях культуры тождественные по своей природе структурные формы структуралисты связывают с еще более глубокими бессознательными уровнями человеческого духа, объединяя таким образом структурализм с психоанализом.
СТРУКТУРАЛИЗМ     Структурализм явился реакцией на абсолютизацию первичности человеческой субъективности или личностного фактора в

Слайд 16ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ, ИЛИ СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА
Поиск зон

свободы, находящихся за пределами структуры.

Постструктурализм максимально заостряет и фиксирует новый

тип философствования – философствование без субъекта.

Одним из методов познания объявлена деконструкция.
Этот метод должен расширить горизонты философской мысли, поскольку это единственный способ преодоления навязанных смыслов, что делает возможным свободное мышление, в котором нет предписанных схем, а обретение смысла происходит в процессе философствования.

Цель деконструкции активизировать внутритекстовые очаги сопротивления диктату «логоцентризма» тем самым в тексте выделяются подавляемые мотивы, противонаправленные по отношению к основному его направлению.
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ,  ИЛИ СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА Поиск зон свободы, находящихся за пределами структуры.Постструктурализм максимально

Слайд 19НЕОТОМИЗМ




Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны,

бытие здесь предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных

объектов, с другой – как Бог.

Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» - форма) или спецификой соотношения материи и формы.

Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Человек познаёт не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Процесс познания – это своего рода приобщение к «разуму Бога».
НЕОТОМИЗМ Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны, бытие здесь предстает как абстракция общих свойств

Слайд 20ТЕЙЯРДИЗМ
Провозглашает центральным принципом современного мышления христианский эволюционизм.
Основными критическими

точками процесса эволюции мира выступают следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»),

органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»).
Для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие «зачатки духа». Развитие в мире имеет строгую направленность, за материальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое начало. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек – это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития.
Тейяр де Шарден верил, что неизбежно вступление людей в мир Божественного совершенства, именуемый им как «точка Омега». «Точка Омега» оказывается прелюдией к сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой земле. Вырастает «точка Омега» из ноосферы. Именно в ноосфере и призван осуществиться новый этап эволюции. В дальнейшем из ноосферы разовьётся «любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в «область Омеги».
ТЕЙЯРДИЗМ Провозглашает центральным принципом современного мышления христианский эволюционизм. Основными критическими точками процесса эволюции мира выступают следующие этапы:

Слайд 21Тейяр де Шарден
(1881-1955)

Тейяр де Шарден(1881-1955)

Слайд 22ПЕРСОНАЛИЗМ

Персонализм признает личность и

ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Личность трактуется как

неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира, и достигающая наивысшего блаженства в единении с Богом.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ:
экстериоризация
(самоосуществление человека вовне),

интериоризация
(внутренняя сосредоточенность человека, его духовный мир)

трансценденция
(нацеленность человека на высшие божественные ценности – истину, красоту, благо).
ПЕРСОНАЛИЗМ      Персонализм признает личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации.

Слайд 23ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ :

безнадёжность всех попыток

определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще

через религию.






Религия порочна потому, что стремится связать несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения.

Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира.

Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ : безнадёжность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или

Слайд 24ИТОГ:
Философию ХХ века характеризует крайний плюрализм:
большое

разнообразие школ и направлений, одни из которых принципиально разрывают связь

с классическим рационализмом, другие, напротив генетически связаны с классикой.

2. Иррациональные умонастроения в философии ХХ века становятся определяющими.

3. Принципиально новыми установками философии ХХ века
стали идея симуляции реальности, лингвистический поворот, деконструктивизм.
ИТОГ:Философию ХХ века характеризует крайний плюрализм:   большое разнообразие школ и направлений, одни из которых принципиально

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика