Разделы презентаций


Философия и методология науки

Содержание

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия и методология науки
ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ
Кафедра философии

Автор: доцент кафедры философии
Зубаирова-Валеева А.С.

Философия и методология наукиФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФКафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Слайд 2Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение

на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе

Слайд 3Главная цель науки – получение истинных знаний.
Научные знания обладают

высокой достоверностью, т.к. их можно проверить.

Наука отличается от философии тем,

что изучает бытие не в целом, а только конкретные его виды и формы.
Главная цель науки – получение истинных знаний. Научные знания обладают высокой достоверностью, т.к. их можно проверить.Наука отличается

Слайд 4Основные функции науки:
Культурно-мировоззренческая
Производственная (научно-технический прогресс)
Социальная (программы социального и экономического развития,

решение глобальных проблем современности)

Основные функции науки:Культурно-мировоззренческаяПроизводственная (научно-технический прогресс)Социальная (программы социального и экономического развития, решение глобальных проблем современности)

Слайд 5Классификация наук:
По сферам исследования:
Естественные (о природе) – физика, химия,

биология;
Гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об

обществе – история, философия, филология, психология и т.д.);
Технические (о технике) – робототехника, кибернетика, информатика.
Классификация наук:По сферам исследования: Естественные (о природе) – физика, химия, биология; Гуманитарные или общественные (о человеке как

Слайд 6По характеру знаний:
Фундаментальные науки (квантовая механика, высшая математика, химия,

космология, синергетика, генетика и др.) – исследуют сложнейшие фрагменты бытия.

Эти знания являются основанием научной картины мира;
Прикладные науки (механика, агрохимия, география, педагогические науки, медицина ) – разрабатывают способы применения фундаментальных научных знаний на практике.
По характеру знаний: Фундаментальные науки (квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, генетика и др.) – исследуют

Слайд 7Объяснение и понимание
Объяснение – раскрытие сущности объекта путем выявления законов,

которым он подчиняется. Чаще всего используется в естественных науках.
Понимание –

это поиск и выявление (или приписывание) смысла. Это метод познания, используемый философией, теологией и гуманитарными науками.
Объяснение и пониманиеОбъяснение – раскрытие сущности объекта путем выявления законов, которым он подчиняется. Чаще всего используется в

Слайд 8Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм – направление, абсолютизирующее роль науки в обществе

(«Наука – абсолютное благо для человечества»).
Антисциентизм – направление, представители которого

считают, что наука – источник всякого зла и страданий для людей («Наука – абсолютное зло»).
Сциентизм и антисциентизмСциентизм – направление, абсолютизирующее роль науки в обществе («Наука – абсолютное благо для человечества»).Антисциентизм –

Слайд 9Особенности научного знания и познания:
Рациональность (подчиняется законам логики);
Объективность (адекватное, истинное,

независимое от субъекта знание о предмете или явлении);
Обоснованность;
Системность (особая организация

знания – в виде понятий, теорий);

Особенности научного знания и познания:Рациональность (подчиняется законам логики);Объективность (адекватное, истинное, независимое от субъекта знание о предмете или

Слайд 10Проверяемость, доказательность (на практике и / или логикой);
Непротиворечивость;
«Экономичность» (Бритва Оккама

– всегда следует искать самое простое решение задачи);
Открытость для критики

Кумулятивность (постоянное совершенствование знаний)

Проверяемость, доказательность (на практике и / или логикой);Непротиворечивость;«Экономичность» (Бритва Оккама – всегда следует искать самое простое решение

Слайд 11 Высокоспециализированный язык науки
Применяются специальные средства познания (приборы,

аппараты, инструменты и т.д.);
Применяются специальные методы познания (два уровня

– эмпирический и теоретический).

Высокоспециализированный язык науки Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.); Применяются специальные методы познания

Слайд 12Методы научного познания:
Философские (универсальные). Они используются во всех сферах познавательной

деятельности человека (в обыденной жизни, в науке и в философии).
Анализ

и синтез,
Индукция и дедукция,
Абстрагирование,
Обобщение,
Аналогия,
Исторический и логический и др.

- Т.е все философские законы и категории.
Методы научного познания:Философские (универсальные). Они используются во всех сферах познавательной деятельности человека (в обыденной жизни, в науке

Слайд 132) Общенаучные – методы, используемые во всех науках.

1. Эмпирические
(практические)
Наблюдение
Измерение
Описание
Эксперимент
Моделирование

Эти методы являются основой

получения научных фактов.

2. Теоретические
Аксиоматический
Восхождение от абстрактного к конкретному
Формализация
Идеализация и др.
(+ философские методы!)

Теоретические методы являются основой построения научной гипотезы и теории.

2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках.    1. Эмпирические

Слайд 14
3) Частно-научные методы – применяются в рамках одной или нескольких

наук, имеющих общий предмет исследования.
Примеры из медицины: перкуссия, пальпация,

аускультация…
3) Частно-научные методы – применяются в рамках одной или нескольких наук, имеющих общий предмет исследования. Примеры из

Слайд 15Эмпирические методы научного познания:
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в

ходе которого мы получаем знание о внешних свойствах изучаемых объектов.
Измерение

– метод количественной оценки изучаемого явления.
Описание закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью знаковых средств.
Эмпирические методы научного познания:Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о

Слайд 16Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает определенное изменение объекта

или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых условиях. В отличие

от наблюдения, здесь исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса.
Моделирование – изучение объекта путем создания его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Применяют для удобства. Выделяют предметное, аналоговое (математическое) и компьютерное моделирование.
Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает определенное изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых

Слайд 17Теоретические методы научного познания:
Анализ – метод познания, состоящий в мысленном

расчленении предмета на составляющие его части (стороны, признаки, свойства) с

целью их изучения.
Синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления в единое целое.
Теоретические методы научного познания:Анализ – метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части (стороны,

Слайд 18Индукция – метод познания «от частного к общему», когда ход

мысли направлен от свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств,

присущих целому классу предметов.
Дедукция - основывается на умозаключении от общего к частному. Имеет высокую прогностическую ценность, если исходное положение истинно.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств с одновременным выделением интересующих нас свойств познаваемого объекта.
Индукция – метод познания «от частного к общему», когда ход мысли направлен от свойств отдельных предметов к

Слайд 19Обобщение – нахождение общих свойств, сходства в исследуемых объектах, свидетельствующих

об их принадлежности к одному классу явлений.
Аналогия – прием

познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках (метод вероятностный, ненадежный).
Обобщение – нахождение общих свойств, сходства в исследуемых объектах, свидетельствующих об их принадлежности к одному классу явлений.

Слайд 20Исторический метод – это мысленное воспроизведение хода развития объекта во

всей неповторимости.
Логический метод – мысленное воспроизведение тех моментов процесса развития,

которые закономерно обусловлены.
Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны: логический опирается на знание исторических фактов, а историческое, чтобы обрести смысл, должно опираться на знание логических закономерностей развития.

Исторический метод – это мысленное воспроизведение хода развития объекта во всей неповторимости.Логический метод – мысленное воспроизведение тех

Слайд 21Аксиоматический метод – метод познания, при котором система выводов строится

на основе ряда исходных положений, не требующих доказательств (аксиом). Широко

применяется в математических науках.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному – при этом методе сначала находят главное свойство изучаемого объекта, а затем шаг за шагом – новые связи, свойства и так во всей полноте раскрывают сущность изучаемого объекта.
Аксиоматический метод – метод познания, при котором система выводов строится на основе ряда исходных положений, не требующих

Слайд 22Формализация – метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых объектов

и явлений. Сводится к оперированию со знаками, формулами. Шире всего

применяется в математике, логике и лингвистике.
Идеализация – метод познания путем образования абстрактных объектов, принципиально не существующих действительности.(Примеры: точка, прямая, бесконечность и т.п.). Позволяет выделять исследуемые свойства объектов, представлять их в математической форме.
Формализация – метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых объектов и явлений. Сводится к оперированию со знаками,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика