Слайд 2 Алексей Пажитнов (род. В 1956г.)
Слайд 3 Конрад Рентген (1845-1923гг.)
Слайд 4 Джеймс Нейсмит (1861-1939гг.)
Слайд 5 Философия (с др.греч. – любовь к мудрости)
-
это особая форма познания мира, формирующая наиболее общие представления человека
о бытии мира, природы, общества и государства.
Автор понятия : Пифагор (570-495)
Слайд 6Теории происхождения философии:
1) мифологическая – в основе философии лежат мифы;
2)
гносеологическая – философия возникла в результате потребности в создании формы
научного познания мира;
3) культурно-историческая – развитие философии стало очередным этапом развития человеческой цивилизации
Слайд 7 Эволюция форм познания мира
1) мифология – элементарная
форма познания мира;
2) религия – форма познания мира, основанная на
вере в сверхъестественные силы, влияющие на жизнь человека;
3) философия – научная форма познания мира
Слайд 8 «Должно... переносить мудрость [философию] в медицину, а медицину в
мудрость»
Слайд 9 Характерные черты философии:
1) антропоцентризм – тип мировоззрения, признающий человека
субъектом и объектом, причиной и следствием всех процессов и явлений
окружающего мира;
2) плюрализм – тип философского мировоззрения, признающий необходимость нескольких точек зрения на одну и ту же проблему;
3) гуманизм – тип мировоззрения, признающий абсолютную ценность человеческой жизни.
Слайд 10 Объект и предмет философии
Объект философии: человек и
окружающий его мир;
Предмет философии: сущность процессов, явлений и закономерностей, определяющих
существование мира и человека.
Слайд 11 Главное понятие философии: бытие
Бытие – категория, обозначающая различные
аспекты существования человека: его физическую, психическую, умственную деятельность.
Автор понятия:
Парменид
Слайд 12 Парменид (540-470 гг.
до н.э.)
древнегреческий философ, представитель Элейской школы
Слайд 13 Основной вопрос философии:
Что
первично:
бытие, или сознание?
Слайд 14 Основные разделы философии:
1) онтология – изучает бытие;
2)
гносеология – изучает познание;
3) аксиология – изучает ценности;
4) логика –
изучает законы мышления;
5) диалектика – изучает противоречия жизни человека и развития мира;
6) этика- изучает нормы и правила поведения человека в обществе;
7) эстетика -«наука о прекрасном» (Ганс Георг Гадамер).
Слайд 15 Основные функции философии
1) мировоззренческая – формирует особый взгляд человека
на мир;
2) информационно-коммуникативная – передачу информации посредством общения;
3) ценностная –
определяет критерии моральной оценки человеком событий и явлений окружающего мира;
4)критическая – формирует основы критического мышления человека;
5) прогностическая – помогает на основе критического мышления прогнозировать возможные варианты развития процессов и явлений.
Слайд 16 Мировоззрение включает в себя:
1) знания (повседневные, профессиональные и т.д.)
2)
нормы и ценности;
3) воля как способность действовать.
Слайд 17
Философия как наука:
Эпоха
Античности
( VII в. до н.э. – V в. н.э.)
1) В эту эпоху философия - одна из первых форм научной деятельности;
2) основные направления:
2.1) материализм : основатели Левкипп и Демокрит.
2.2.) идеализм : основатели Платон и Пифагор
Слайд 18 Философия как религия:
Средневековье (5-15 вв./
400-1400 гг.)
В этот период философия занимает подчиненное положение по
отношению к теологии.
Объект исследования: вопросы веры, религии, доказательство бытия Бога.
Основные направления:
патристика и схоластика.
Слайд 19 Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики
Слайд 20 Фома Аквинский (1225-1274)гг., создатель схоластики
Слайд 21 Философия как искусство:
Эпоха Возрождения (14-16 вв./ 1300-1500 гг.)
1) секуляризация
– процесс отделения церкви от государства;
2) философия обретает светский характер;
3)
возврат к традициям античного антропоцентризма.
Слайд 22 Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)
Слайд 26 Никколо Макиавелли (1469-1527гг.)
Слайд 27 Философия как форма познания мира:
Новое время
(17-18 вв./ 1600-1700гг.)
Основной объект изучения философии - проблема познания.
Главные направления:
рационализм;
эмпиризм;
сенсуализм.
Слайд 28 Рене Декарт (1596-1650), создатель рационализма
Слайд 29 Фрэнсис Бэкон (1561-1626), создатель эмпиризма
Слайд 30 Джон Локк (1632-1704), создатель сенсуализма
Слайд 31 Просвещение (18-19 вв. / 1700-1800 гг.)
1)
задача философии – стать прикладной наукой, способной дать человеку необходимый
минимум знаний о развитии мира и общества;
2) основные направления: деизм, географический детерминизм, научный атеизм.
Слайд 36 Немецкая классическая философия (18-первая половина 19 вв.)
1) философия носит
ярко выражено идеалистический характер;
2) объектом исследования являются:
развитие мира и
человека, общества и государства; проблема познания и его границы;
законы истории.
3) основные направления: субъективный идеализм, объективный идеализм, материализм.
Слайд 39 Иоганн Фихте (1762-1814 гг.), представитель субъективного идеализма
Слайд 40 Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.) – представитель объективного идеализма
Слайд 41 Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) – представитель материализма
Выводы:
1) философия – особая форма познания
мира;
2) философия является одной из первых форм научной деятельности человека;
3) объект исследования философии: окружающий человека мир;
4) предмет исследования философии: наиболее общие закономерности развития мира и человека в нем.