Слайд 1Основные этапы исследовательской деятельности
Слайд 2Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
(на примере N-ской дивизии)
Слайд 3Проблема
Укрепление обороноспособности русской армии в ходе реформ 60-70-х гг.
Слайд 4Ход научного исследования
Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение
объекта и предмета исследования.
Формулировка гипотезы
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение
результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 6Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования
Слайд 7В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка
темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя
Слайд 8Актуальность в научном аспекте
задачи фундаментальных наук требуют разработки данной
темы для объяснения новых фактов;
уточнение, развитие и разрешение проблемы
исследования возможны и остро необходимы в современных условиях;
Слайд 9Актуальность в научном аспекте
теоретические положения исследования позволят снять
существующие разногласия в понимании процесса или явления;
гипотезы и закономерности, выдвинутые
в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные Вами эмпирические данные.
Слайд 10Актуальность темы в прикладном аспекте
задачи прикладных исследований требуют разработки
вопросов по данной теме;
существует настоятельная потребность решения задач
исследования для нужд общества, практики и производства;
Слайд 11Актуальность темы в прикладном аспекте
исследование по данной теме
существенно повышает качество разработок творческих, научных коллективов в определенной отрасли
знаний;
новые знания, полученные в исследовании могут войти в учебные программы
Слайд 12Научная новизна - одно из главных требований к теме
исследования
Это значит, что оно должно содержать решение
новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки
Слайд 13Новизна исследования и тема органично связаны
При этом должна
существовать гипотеза (прогноз) новизны исследования, что обеспечивает выход на
круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют "изюминкой" исследования.
Слайд 14Что позволяет выявить и определить новизну:
Обстоятельное изучение литературы по предмету
исследования, с анализом его исторического развития.
Рассмотрение существующих точек зрения. Их критический анализ и сопоставление в свете новых задач исследования часто приводят к новым или компромиссным решениям.
Слайд 15Что позволяет выявить и определить новизну:
Вовлечение в научный оборот нового
цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента -
это уже заметная заявка на оригинальность.
Детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Слайд 16Что позволяет выявить и определить новизну:
Можно вычленить
следующие элементы новизны, которые могут быть представлены в исследовании:
- новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые;
- новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
- новый метод решения;
Слайд 17Что позволяет выявить и определить новизну:
- новый метод решения;
-
новое применение известного решения или метода;
- новые результаты теории
и эксперимента, их следствия;
- новые или усовершенствованные критерии, показатели.
Слайд 18Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается
в их углублении, конкретизации, дополнительной
аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично Вами.
Слайд 19Объяснение актуальности должно быть не многословным
Главное - показать суть проблемной ситуации
ПРОБЛЕМА
= противоречие
Слайд 20Формулировка проблемной ситуации
— важная часть введения. Любое научное исследование проводится
для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить
ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.
Слайд 21Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность,
а новое еще не приняло развитой формы.
ЗНАНИЕ
НЕЗНАНИЕ
ПР
Слайд 22Проблема в науке
это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация
чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются
в рамки прежних теоретических представлений.
Слайд 23Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение
Они если
не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного
поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Слайд 24Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно
Работы,
посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема
прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
Слайд 25От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого
исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно
делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).
Слайд 26Объект – боеспособность
Предмет – пехотная дивизия