Разделы презентаций


Философия нового времени

Содержание

Особенности философии Нового времени Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:проблемы философского научного метода;методологии познания человеком внешнего мира;связи внешнего и внутреннего опыта;задача получения достоверного знания. Появились два

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия нового времени
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия,

математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на

философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Философия нового времениНачиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не

Слайд 2Особенности философии Нового времени
Философия Нового времени сделала огромный шаг в

развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
проблемы философского научного метода;
методологии познания человеком внешнего

мира;
связи внешнего и внутреннего опыта;
задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);
рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
принцип автономно мыслящего субъекта;
принцип методического сомнения;
индуктивно-эмпирический метод;
интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
гипотетико-дедуктивное построение научной теории;
разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.

Особенности философии Нового времени Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:проблемы философского научного

Слайд 3Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:
механицизм.

В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики

— отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки;
особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания;
предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга.

Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:механицизм. В качестве модели для построения картины мира

Слайд 4Идеи философии Нового времени
Философия Нового времени сделала многое для развития

теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
философского научного метода;
методологии познания человеком внешнего

мира;
связи внешнего и внутреннего опыта.
Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.

Идеи философии Нового времени Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:философского научного

Слайд 5Эмпиризм
Эмпири́зм, редко эмпирици́зм (опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания

и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как

описание этого опыта, либо сведено к нему.
Противостоит рационализму.
Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк)
ЭмпиризмЭмпири́зм, редко эмпирици́зм (опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть

Слайд 6Френсис Бэкон
Ф. Бэкон считал науку наиболее существенным фактором жизни и

развития человечества. Поэтому он стремился найти истинные основания знания. Свою

жизнь и творчество он в значительной мере посвятил поиску условий для получения истины. Истина, полагал Ф. Бэкон, может быть различной. Он обозначил уровни знания: 
разумное мышление, которое связано с философией и наукой; 
религиозное знание, которое возникает в сфере геологии.
Кроме того, он выделял историю и поэзию, связывая их, соответственно, с памятью и воображением. Поэтому был сделан вывод о «двух видах истин» — истины веры и истины знания.
Френсис БэконФ. Бэкон считал науку наиболее существенным фактором жизни и развития человечества. Поэтому он стремился найти истинные

Слайд 7Ф. Бэкона интересовала прежде всего истина научная. Истинами веры он

и не занимался. Что же касается истины научной, то он

отчетливо понимал, что спонтанным ее поиск быть не может. Вот почему первостепенное значение ученый придавал выработке метода, позволяющего исследователю как можно более полно и адекватно осмысливать окружающую действительность.
Ф. Бэкона интересовала прежде всего истина научная. Истинами веры он и не занимался. Что же касается истины

Слайд 9Томас Гоббс
Стал продолжателем эмпиризма Ф. Бэкона. В то же время

он во многом пошел дальше своего учителя. Он придерживался материалистических

воззрений. Природа, по его мнению, — это совокупность протяженных материальных тел. Причем Т. Гоббс развивал атомизм, утверждал, что материя существует вечно, ей присуще движение (но только механическое, перемещение). Протяженность, движение и покой Т. Гоббс считал не свойствами материальных тел, а формами восприятия этого тела человеком.
Томас Гоббс Стал продолжателем эмпиризма Ф. Бэкона. В то же время он во многом пошел дальше своего

Слайд 10Вначале люди жили обособленно друг от друга, реализуя право любым

способом, вплоть до насилия над другими людьми, обеспечивать свое существование.

Такое положение дел («естественное состояние общества») выражалось формулами «война всех против всех» и «человек человеку — волк». Это грозило полным истреблением человечества, избежать которое удалось благодаря договору между людьми — своеобразной форме самоорганизации. В результате возникло государство, на которое возлагалась задача обеспечения порядки и безопасности, но при этом гражданам пришлось пожертвовать частью своих прав. Государство, по Т. Гоббсу, — высшая ценность общества и человека: наилучшей формой государства он считал монархию.
Вначале люди жили обособленно друг от друга, реализуя право любым способом, вплоть до насилия над другими людьми,

Слайд 12Джон Локк
в отличие от Т. Гоббса считал мир сотворенным Богом,

но в остальном его взгляды могут быть признаны материалистическими (т.е.

Дж. Локк — деист). Он отвергал тезис о врожденных идеях, выдвинутый Р. Декартом. Декарт полагал, что сознание человека изначально не «пустое», уже при рождении человека в его сознании есть так называемые врожденные идеи (например, идеи о Боге, о «я» как о мыслящей субстанции, о звуке, цвете).
Джон Локкв отличие от Т. Гоббса считал мир сотворенным Богом, но в остальном его взгляды могут быть

Слайд 13Дж. Локк не согласен с Р. Декартом, он утверждает, что

сознание человека — «чистая доска» («tabula rasa»). Все что содержится

в сознании, считает Дж. Локк, возможно только в результате опыта конкретного человека. А опыт возникает на основе ощущений. Таким образом, в сознании может быть только то, что есть в ощущениях. Опыт может быть внешним, полученным в результате воздействия материальных тел на органы чувств, а также внутренним, возникшим в ходе работы мысли человека.
Дж. Локк не согласен с Р. Декартом, он утверждает, что сознание человека — «чистая доска» («tabula rasa»).

Слайд 14Далее Дж. Локк формулирует концепцию первичных (принадлежащих самим материальным объектам)

и вторичных (представляющих результат субъективного восприятия объекта человеком) качеств.
Первичные

качества — плотность, протяженность, движение;
вторичные — запах, цвет, вкус, звук.
Первичные и вторичные качества в ходе работы сознания позволяют сознанию формировать сложные идеи.
Далее Дж. Локк формулирует концепцию первичных (принадлежащих самим материальным объектам) и вторичных (представляющих результат субъективного восприятия объекта

Слайд 17Рационализм
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно

которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет

два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

РационализмРационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания

Слайд 18Онтологический рационализм
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть

бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например,

учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).
Онтологический рационализмСогласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок

Слайд 19Гносеологический рационализм
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания

также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии

и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпириков — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт . К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц;
Гносеологический рационализмОсновная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали

Слайд 20Рене Декарт
Р. Декарт по своим взглядам фактически был деистом, хотя

и не отрицал факта существования Бога и акта творения им

мира. Он полагал, что религиозные истины выше понимания человека, и поэтому не пытался их осмысливать. В своем самом известном труде «Рассуждение о методе» он критиковал схоластику за то, что она ограничивает, сдерживает развитие научного знания.
Рене ДекартР. Декарт по своим взглядам фактически был деистом, хотя и не отрицал факта существования Бога и

Слайд 21Сознание содержит врожденные идеи. Их отличает то, что они осознаются человеком так

же ясно и однозначно, как и само его существование; в

этом заключается определенный критерий истинности. В качестве примера врожденной идеи Р. Декарт приводит идею Бога. Врожденным он считает и дедуктивный метод познания. Из врожденных идей с помощью мышления можно вывести и все другие знания. Таким образом, познание частных истин мира возможно только на основании реально существующего общего — мышления, наделенного врожденными идеями.
Сознание содержит врожденные идеи. Их отличает то, что они осознаются человеком так же ясно и однозначно, как и само

Слайд 23Готфрид Вильгельм Лейбниц
Лейбниц — рационалист. Эталоном знания для него, как

и для Р. Декарта, была математика. Но он прекрасно понимал

сильные стороны эмпиризма, поэтому пытался объединить насколько можно два подхода. Он отталкивался от мнения Дж. Локка, согласно которому в человеческом разуме нет ничего, кроме того, что есть в чувствах. Ничего, добавлял Г. Лейбниц, кроме самого разума. Он усматривал в каждом разуме цель, предусмотренную божественной волей. Все дело в целесообразности созданного Богом мира, самого совершенного из возможных миров. Эта целесообразность распространяется и на каждую отдельную сущность мира. Наконец он, отрицая врожденные идеи, видел в каждом разуме врожденную способность воспринимать фундаментальные идеи, такие, как «бытие», «я» и др
Готфрид Вильгельм ЛейбницЛейбниц — рационалист. Эталоном знания для него, как и для Р. Декарта, была математика. Но

Слайд 24Таким образом, человек, сущностью которого является разум, — это самостоятельная

онтологическая единица мира — субстанция.
А мир — совокупность таких

субстанций, которые Г. Лейбниц называл монадами. Отсюда его учение называется монадологией.
Согласно его учению, первичная монада — это Бог, который творит мир — множество монад — идеальные сущности, каждая из которых является источником собственной активности. Другими словами, монады носят субстанциональный характер, мир Лейбница многосубстанционален, а сам он, таким образом, стоит на позициях плюрализма.
Таким образом, человек, сущностью которого является разум, — это самостоятельная онтологическая единица мира — субстанция. А мир

Слайд 25Весьма оригинально Г. Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители,

создававшие свои философские концепции как раньше, так и позже Лейбница,

придавали пространству и времени субстанциональный характер. Г. Лейбниц решает эту проблему иначе: пространство не самостоятельная сущность, а порядок одновременно существующих монад, отношение между ними. Похожим образом он трактует и время: оно отражает отношение последовательности существования монад. Таким образом, пространство и время не самостоятельные объекты, а лишь производные сосуществования монад. Вне сознания они не существуют, не будь человека — они бы оставались только в сознании Бога.
Весьма оригинально Г. Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители, создававшие свои философские концепции как раньше, так

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика