Слайд 1 Дети с ограниченными возможностями здоровья:
кто они?
© Горбовская И.М.
учитель-дефектолог
МБДОУ
«Детский сад № 5»
Слайд 2Анализ статистических данных
Физиологические незрелые – 80%;
Перинатальное поражение ЦНС – 70%;
Необходимость
в реабилитации – 30%;
В коррекционной помощи – 45%.
Среди отстающих детей
85 – 90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Слайд 3Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Слайд 4Дети с ограниченными возможностями здоровья
Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
Нарушения речи;
Нарушения зрения
(слепые, слабовидящие);
Нарушения опорно – двигательного аппарата;
Задержка психического развития;
Умственная отсталость;
Детский аутизм;
Множественные
нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Слайд 5Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это пограничная
форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром
временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Слайд 6Причины возникновения ЗПР
Неблагоприятное течение беременности:
болезни матери во время беременности
(краснуха, паротит, грипп);
хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной
железы);
токсикозы, особенно второй половины беременности;
токсоплазмоз;
интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Слайд 7Причины возникновения ЗПР
II. Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при
использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
асфиксия новорожденных и
ее угроза.
III. Социальные факторы
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3-х лет), так и в более поздние возрастные этапы;
наличие криминального окружения;
низкий уровень образования родителей.
IV. Наследственные факторы
врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы.
Слайд 9Особенности детей
с ЗПР конституционного происхождения
Эмоциональная и личностная незрелость;
Инфантильный тип
телосложения;
«Детскость» мимики;
Преобладание эмоциональных реакций в поведении;
Поверхностность представлений;
Легкая внушаемость.
Такие дети проявляют
творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной.
Заниматься они не любят и не хотят!
Слайд 10Особенности детей
с ЗПР соматогенного генеза
Возникает у детей с хроническими
соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы, инфекции, детские неврозы и
др.
Стойкая физическая и психическая астения;
Боязливость, стеснительность, робость;
Сниженная работоспособность;
Повышенная утомляемость.
Астения – слабость, бессилие. Этот термин применяется в невропатологии и физиологии при определении конституционального типа; в первом случае — при нервных заболеваниях, известных под названием неврастении и психастении, а во втором — для характеристики конституционального типа, называемого астеническим с определенным телосложением и функциональными особенностями (высокий рост, худощавость, длинная шея, длинная узкая грудь, опущенные плечи, отстоящие в виде крыльев лопатки, слабая мускулатура, малые размеры сердца и т. д.).
Слайд 11Особенности детей
с ЗПР психогенного генеза
Центральным ядром данной формы задержки
психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного
рода психические травмы)
Импульсивные реакции;
Неумение тормозить свои эмоции;
Негативизм , агрессивность или робость, боязливость, страхи, мутизм;
Неспособность к волевым усилиям, к труду.
Мутизм - нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный, преходящий характер и относится к группе невротических реакций. В основе М. лежит торможение рече-двигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т. д.). Поэтому М. чаще возникает у застенчивых, робких, не уверенных в себе детей.
Слайд 12Особенности детей
с ЗПР церебрально-органического генеза
На этот вид ЗПР могут
оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт
и т.п.
Несформированность эмоционально-волевой сферы;
Негрубая неврологическая симптоматика;
Стойкие энцефалопатические расстройства;
Парциальные нарушения корковых функций.
Страдают функции регуляции психической деятельности – звено контроля и звено программирования, что обуславливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой).
Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.
Слайд 13Педагогическая запущенность
Особые состояния формируются у детей вследствие
педагогической запущенности
У ребенка
с полноценной нервной системой, длительно находящегося в условиях информационной и
часто эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных контактов со взрослыми), наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений.
Слайд 14Наиболее характерные
особенности детей с ЗПР
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
более низкий
уровень развития восприятия;
недостаточная продуктивность произвольной памяти;
отставание в развитии всех форм
мышления;
дефекты звукопроизношения;
своеобразное поведение;
бедный словарный запас;
низкий навык самоконтроля;
незрелость эмоционально-волевой сферы;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
трудности в счете.
Слайд 15Педагогическая коррекция и обучение в группах для детей с ЗПР
ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта
и личности детей.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
Индивидуальный подход;
Предотвращение наступления утомляемости;
Активизация познавательной деятельности;
Проведение подготовительных занятий;
Обогащение знаниями об окружающем мире;
Внимание на коррекцию всех видов деятельности;
Проявление педагогического такта.
Слайд 16Ребенок с особыми
образовательными
потребностями
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
(ведущий специалист)
Педагог-психолог
Инструктор
физического
воспитания
Воспитатели
Музыкальный
руководитель
Слайд 17Особенности рисунков
детей с ЗПР
Слайд 18Особенности рисунков дошкольников с ЗПР
отсутствие интереса к результатам деятельности;
слабость ассоциаций
между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
обилие графических штампов;
статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
отсутствие преднамеренного выбора цвета;
бедность цветового решения;
неразвитость композиционных сюжетных построений;
низкий уровень развития познавательных процессов - ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Слайд 19Предметное рисование - изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем
применения различных средств изобразительности
«Осеннее дерево» (норма)
«Осеннее дерево» (ЗПР)
Слайд 20Сюжетное рисование - содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж.
Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и
отношениях
«Убираем урожай» (норма)
«Убираем урожай» (ЗПР)