Слайд 2«Когда песчинки взлетают в небо,
Они превращаются в звезды.
Но когда звезды
падают вниз,
Их уже не отличишь от простого песка.
Звезды – это
песчинки, которые над головой,
А песчинки – это звезды, которые под ногами».
Феликс Кривин
Слайд 3Песочная терапия
Одна из техник арт-терапии.
Она
представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на
творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Слайд 4Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством
спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным
и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Слайд 5Возможности песочной терапии:
Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
Отреагировать негативный
эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
Изменения отношения к себе,
к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
Является естественным языком для детей.
Служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Слайд 6Функции песочной психотерапии :
Диагностические;
Коррекционные;
Терапевтические;
Творческого развития.
Слайд 7Показания к песочной терапии:
Неспособен объяснить словами то, что он чувствует
или думает;
Ограничен в проявлении своих чувств или находится в
состоянии фрустрации;
Переживает экзистенциальный кризис;
Остро переживает возрастной кризис;
Имеет психологическую травму;
Имеет проблемы в принятии решения.
Слайд 8Противопоказания к использованию песочной терапии:
Клиент характеризуется повышенной возбудимостью;
У клиента
есть обсессивно - компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний);
Уровень тревожности
клиента очень высок.
Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Символизм на песочном поле.
Слайд 9Материалы для песочной терапии
Песочница
Песок
Вода
Коллекция миниатюрных фигурок (люди, животные, постройки, растения):
- Привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра
и зла, гармонии и абсурда;
- Большие и крошечные;
- Бесцветных и ярких цветов;
- Прозрачные и непрозрачные;
- Сделанные из разных материалов
Кроме миниатюрных фигур в кабинете должны быть следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, камни, ракушки, пластилин, цветная бумага, маркеры, и т.д.чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
Слайд 11«Ключи» к пониманию песочных картин
Энергоинформационное поле песочной картины;
Основная идея песочной
картины;
Сюжет (или сюжеты) песочной картины;
Конфликтное содержание песочной картины;
Ресурсное содержание песочной
картины;
Символическое поле песочной картины;
Стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины.
Слайд 12Уровни основной идеи:
Ценностный уровень- стремление человека приобщиться к важнейшим жизненным
ценностям.
Ментальный уровень – склонность человека к построению для себя неких
ограничений.
Эмоциональный уровень – тревога из-за опасений не соответствовать высоким тревогам, не справиться с задачей.
Витальный уровень – психологическая усталость, которая возникает из-за недостатка гармоничных эмоциональных близких взаимоотношений.
Слайд 13Сюжет (или сюжеты ) песочной картины
Динамичные;
Статичные;
Смешанные.
Слайд 14Конфликтное содержание песочных картин
Уровень агрессии –высокий, средний, низкий.
Направленность агрессии- аутоагрессия
и гетероагрессия.
Адресность агрессии – адресат агрессивных действий.
Динамика проявления конфликтного
содержания:
Хаос – предметы беспорядочно расставляются или перемешиваются с песком, картины быстро сменяют одна другую.
Конфронтация – активные противоборствующие стороны, которые ведут между собой баталии.
Консолидация – согласие и объединения.
Слайд 15Ресурсное содержание песочной картины
Наличие особой позитивной энергетики.
Наличие созидательной идеи,
стремления.
Сюжет – жизнеутверждающий.
Ощущение освобождения от напряжения, конфликта.
Гибкость, изобретательность в преодолении
трудности.
Включение необычных, чудесных предметов, наличие фигур – помощников.
Слайд 16Символическое поле картины
Пространственное расположение предметов;
Ландшафт песочной картины:
- водоемы
(моря, реки, озера, водопады)
- фрагменты суши (внутри или
около водоема)
- равнины (пустыни, долины, сады, леса)
- возвышенности (холмы, сопки, горы)
- пещеры
- связующие элементы (мосты, дороги, тоннели);
Предметы, используемые в песочной картине.
Слайд 18«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К.Д. Ушинский