Слайд 1Философия образования
и
науки
Слайд 2Литература
Глуздов В.А., Касьян А.А., Куревина С.В., Шапошников Л.Е. Философия науки
и образования. Учебно-методическое пособие /Под редакцией А.А. Касьяна. - Нижний
Новгород, 2010
Слайд 3Литература
Гершунский Б. С.Философия образования для XXI века. М., 2002.
Пищулин Н.П.,
Огородников Ю.А. Философия образования. М., 1999.
Гагаев А.А., Гагаев П.А.Русские философско-педагогические
учения 18 –20 веков. М., 2002.
Огурцов А.П.,Платонов В.В.Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. Санкт-Петербург, 2004.
Батурин, В.К. Социология образования. – М.,Юнити-Дана, 2012.
Коджасперова Г. М. История и философия образования в схемах и таблицах. - М., 1998.
Слайд 4Раздел 1.
Западно-европейская
традиция обращения философии к об-разованию и оте-чественная
фило-софская мысль об образовании.
Слайд 5Раздел 2.
Философские и научно-методологические основания образовательных технологий и педагогических исследований
Слайд 6Раздел 3.
Философский анализ современного состояния и тенденций развития образования и
науки
Слайд 7Тема 1:
Теоретико-познавательные вопросы исследования образования в науке и философии.
Слайд 8План:
1.Сущность философии.
2.Философия науки.
3.Философия образования.
Слайд 11Философия-вид духовной деятельности, форма общественного сознания, которая рационально, в предельно
общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы о мире,
о человеке и его месте в этом мире
Слайд 17Наука – форма общественного сознания, вид духовной деятельности, цель которой
получение, систематизация и трансляция знаний о мире и доказательство их
достоверности.
Слайд 18Философия науки – относительно самостоятельная отрасль философского знания, предметом которой
является научно-познавательная деятельность, структура, средства и методы научного знания, проблемы
его развития.
Слайд 19Основные проблемы философии науки
Слайд 20
Функции науки в обществе:
Познавательная
Мировоззренческая
Идеологическая
Коммуникативная
Культурологическая
Гуманистическая…
Слайд 21
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В процессе
жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
познает окружающий мир
непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
Слайд 22Знания это- информация об окружающем мире
Слайд 23Формы знаний:
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное –
разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное
– прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Слайд 24основные точки зрения на процесс познания:
Слайд 25Осмысление взаимодействия философии и науки
Наука поставляет данные о мире
Философия имеет
дело с критериями, оценками, понятиями
Наука признает лишь достоверные знания
Философия способна
признавать ненаучные истины
Наука поставляет факты
Философия формирует суждения о фактах (суждение о смысле факта, суждение о факте на основе своего мнения и проч.)
Слайд 27Главный принцип современной философии познания
Признание фундаментальной, продуктивно-эвристической роли субъекта познания,
а так же социальных, культурно-исторических и экзистенциальных свойств целостного человека.
Слайд 29Литература по философии образования
Слайд 31Образование - процесс становления и обучения человека, направленный на формирование и
развитие его умственных и физических возможностей, приобретение знаний и навыков.
Слайд 32Философия образования
Дата организационного оформления философии образования - 1941 год,
когда было образовано Американское общество философии образования. В 1965 году
такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 г. на международной конференции по демократизации образования была организована ассоциация под названием "Международная сеть философов образования".
Слайд 33Философия образования -исследовательская область образовательного знания на его стыке с
философией, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, их цели и
идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем.
Слайд 34философия образования
а) научная педагогика или теория образования (научно-педагогический аспект);
б)
методология педагогической науки (методолого-педагогический аспект);
в) осмысление процесса образования и
его соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский аспект);
г) инструмент анализа педагогической действительности (инструментально-педагогический аспект).
Слайд 35Особенности философии образования
1) обособление образования в автономную сферу гражданского общества;
2) диверсификация и усложнение институций образования;
3) разноречие в трактовке
целей и идеалов образования, которое фиксируется как многопарадигмальность педагогического знания;
4) возникновение новых требований к системе образования, связанных с пе-реходом от индустриального к информационному обществу;
5) превращение образования в предмет особого цикла наук - педагогических дисциплин, психологии, антропологии.
Слайд 36Тенденции философии образования XXI в.
1) осознание кризиса системы образования,
философской мысли и педагогического мышления как выражения кризисной духовной ситуации
нашего времени;
2) трудности в определении идеалов и целей образования, соответствующего новым требованиям научно-технической цивилизации и формирующегося информационного общества;
Слайд 37Тенденции философии образования XXI в.
3) конвергенция между различными направлениями
в ф. о. (например, педагогической антропологией и диалогической ф. о.,
критико-рационалистическим и критико-эмансипаторским направлениями);
4) поиск новых философских концепций, могущих служить обоснованием системы образования и педагогической теории и практики
Слайд 38основные задачи философии образования:
1. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм,
исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного
кризиса.
Слайд 39основные задачи философии образования:
2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение
образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области
образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);
Слайд 40основные задачи философии образования:
3. Выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих
установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются
перед личностью в условиях современного общества.
Слайд 41Этапы развития философии образования и науки
Античный период (6 в.д.н.э. –
4 в.н.э.)
Период Средних веков (4-14 вв.)
Период Возрождения (14-16 вв.)
Период Нового
Времени (17-19 вв.)
Современный период (20-21 вв.)