Слайд 2Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное в Европе
в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве
высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
Слайд 3Периоды развития средневековой философии
Патристика – разработка основных догматов христианского богословия
Схоластика
– означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах
Слайд 4Основные черты средневековой философии:
теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей
реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
господствовали догматы (истины, не
нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).
Слайд 5В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из
идеи творения:
Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
следовательно, окружающий
мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Слайд 6В средневековой философии
предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию,
религии, а не науке.
Первой формой выражения философской мысли явилась
1.
патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.
Слайд 7Августин Аврелий
(Блаженный) (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере.
Бог
сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не
по необходимости.
В Боге пребывают вечные и неизменные истины.
Слайд 8Основные положения философии
Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической Церкви.
Утверждал, что
Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие
существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории. Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга:
«Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Признавал, что Бог един в трех лицах, все они равны.
Слайд 9Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный»)
– систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой
синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы периода схоластики:
Вера и знание;
Доказательство бытия Бога;
Общее и единичное (проблема универсалий).
Слайд 10Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными
чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний
догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.
Слайд 11Философ и теолог, систематизатор схоластики, учитель церкви,
с 1879 года
признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей.
Фома Аквинский
Слайд 12Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни – достижение счастья,
возможное только через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии, где
Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть должна подчиняться высшей, духовной власти
Слайд 13Два направления в теологической философии
Реализм – направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не
сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Познание возможно лишь с помощью разума.
Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.