Слайд 1Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой речевого развития
(ЗРР)
О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент
О. Елецкая: логопедам:
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 2Способность детского мозга
Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и
возможности всего организма в целом, очень велики в первые месяцы
жизни.
Именно в этот период жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом.
Даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий гипоксии.
Слайд 3ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают
термином «задержка речевого развития» (Ляпидевский С.С., 1969; Степаненко Д.Г., 2002;
Корнев А.Н., 1999; Корнев А.Н., 2005).
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
выраженный дефицит экспрессивного словаря
позднее появление фразы у ребенка
по сравнению со сверстниками.
Следует отметить, что дети с нормальным
развитием значительно различаются как по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь, так и по темпу прочного усвоения речевых навыков.
Слайд 5ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
доброкачественный (темповый) или
патологический характер носит
задержка речевого развития.
Слайд 6До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого
развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в
отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р.Е., 1975; Корнев А.Н., 2006).
Слайд 7Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает
от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных
отклонения.
Слайд 8Вопросы отграничения специфических и неспецифических нарушений речи от временных обратимых
состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР) базируются на
том положении, что развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.
Слайд 9Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми
обобщениями, что малодоступно детям с нарушениями речи, которые осваивают языковые
обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий.
Слайд 10У детей старше трех лет степень задержки в эпикризных сроках
и в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как
существует естественная тенденция к неуклонному улучшению речевых функций. В этом возрасте более важным показателем оценки является тип течения нарушения речи.
Слайд 11Если отмечается стационарное течение без существенных улучшений, то данное расстройство
является патологическим, а не вариантом нормы.
Однако главным критерием тяжести
нарушений речи в возрасте после трех лет является степень нарушения коммуникативной функции речи в целом и по каждому параметру фонетической и лексико-грамматической сторон речи (Моховиков А.Н., 2006).
Слайд 12При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает
в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое
изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.
Слайд 13После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого
нарушения и структуру речевого дефекта.
Слайд 14В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при
динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.
Слайд 16Сократить разрыв между наличием специальных образовательных потребностей и оказанием коррекционной
помощи
Создать на основе выявленного посредством диагностики потенциала ребёнка и возможностей
семьи индивидуальную программу реабилитации (ИПР)
Ранняя диагностика особых образовательных потребностей ребёнка
Слайд 18Скрининг в роддоме
Аудиологический скрининг детей первого года жизни
Приказ Минздравмедпрома России
№ 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и
детей 1-го года жизни» и Указания Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации»
Слайд 19Скрининг в роддоме
Скрининг на 5 генетических заболеваний:
фенилкетонурия
врожденный гипотериоз
галактоземия
муковисцидоз
адреногенитальный синдром.
Слайд 20Перинатальные центры
За последние годы в РФ открыты 22 перинатальных центра,
которые оснащены высокотехнологичным = дорогостоящим оборудованием.(Всего 85 субъекта)
С 2012 года
Россия полностью перешла на критерии регистрации новорожденных, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которыми регистрироваться будут новорожденные, появившиеся на свет после 22-й недели беременности с массой тела более 500 граммов.
Слайд 21УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Нейросонография
Допплерография
АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ
МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ
ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННАЯ
ТОМОГРАФИЯ
ОКОЛОИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ
МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
Слайд 22ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ
Рутинная ЭЭГ
ЭЭГ-картирование
Низкочастотная ЭЭГ, или ЭЭГ полного диапазона
Суммарная (амплитудная)
ЭЭГ и мониторинг мозговой активности
Полиграфия
Вызванные потенциалы головного мозга
Слуховые стволовые
вызванные потенциалы
Соматосенсорные вызванные потенциалы
Зрительные вызванные потенциалы
Электромиография и электронейромиография
ВИДЕОЗАПИСЬ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЛОДА, НОВОРОЖДЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА
БИОХИМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Слайд 23Унификация через отбор и закрепление единой формы документации и оборудования
Стандартизация
- установление единых норм и правил, предъявляемых к его оформлению
Применение новых технологий - выработка новых способов и средств проведения диагностики
Требования к диагностическому инструментарию
Слайд 24Шкалы развития младенца Bayley
Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Порядковые (числовые)
шкалы психологического развития
Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll
Шкала ментального
развития R. Griffiths
KID-шкала
Шкала поведения новорожденных (NBAS)
Тестовая методика Prechtl, Beintema
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Е.О. Смирнова
Скрининг- методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте
Слайд 25Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 26Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 27Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 28Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 29Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 30Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в
возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
Слайд 31Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в
возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
Слайд 32«Шкалы развития Н. Бейли» (Веyley Scales of Infant Development, 1969)
Тест
Нэнси Бэйли и ее коллег по университету в Беркли является
результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным.
Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.
Родилась: 28 сентября 1899 г., Даллес, Орегон, США
Умерла: 1994 г., Кармел, Калифорния, СШАhttp://www.feministvoices.com/nancy-bayley/
Слайд 33Тест бейли состоит из 3 шкал:
1. Умственная шкала (Меntal Scа1е) направлена
на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития
речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (МDI).
2. Моторная шкала (Моtor Scale) измеряет уровень мышечном координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (РDI).
3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.
Калифорнийский университет в Беркли
Слайд 34 Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный».
Время тестирования детей
младше 15 мес – 25-35 мин,
старше 15 мес –
до 60 мин.
Результатом тестирования является вычисление
индекса ментального развития (MDI) и
индекса психомоторного развития (PDI).
Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30.
Тест признан высоковалидным и стандартизированным.
Слайд 35Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Frankenburg W.К., J.В. Dodds
http://www.stepan-blog.ru/mbook/page205.htm
Тест разработан Д. Б.
Доддсом и В. К. Франкенбургом для выявления детей, страдающих задержкой
психического развития в возрасте от рождения до 6 лет.
Денверский университет
Слайд 36
грубая моторика;
тонкая моторика;
речь;
социальная адаптация.
Денверский скрининг-тест развития
содержит 4 шкалы:
Слайд 37 Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет.
Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как
«выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Слайд 38 Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на
основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются
развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.
Слайд 39 Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в
возрасте от 2 недель до 6 лет, 816 из которых
были младше 3 лет.
Тест высоко достоверен и стандартизирован.
Слайд 40 Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя
(несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с
тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.
Слайд 41 Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную И. Узгирис
и Дж. Хантом на основании концепции психического развития Ж. Пиаже.
Он предназначен для детей от рождения до 2 лет.
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже
(модификация Е.В. Матвеевой)
Слайд 42развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
умение ребенка использовать разные
средства для получения желаемого предмета;
вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
причинные
действия;
построение объектных связей в пространстве;
развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).
Тест I. Uzgiris, J. McHunt содержит 6 шкал:
Слайд 43 Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере
усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках:
0-3 мес.,
4-7 мес.,
8-11
мес.,
12-17 мес.,
18-24 мес.
Слайд 44Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll (1980)
Методика Г.Д. Альперн-Болл предназначена для
детей от рождения до 9 лет.
В результате тестирования определяют, какому
возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
Alpern G.D., Boll T.J., Shearer M. S. Development profile II. Aspen, Co.: Psychological Development Publications, 1980.
Слайд 45физическое развитие;
«социальная» шкала;
шкала коммуникации;
способность к обучению;
шкала «самопомощи».
Тест G.D. Alpern-Boll содержит
5 шкал (186 пунктов)
Слайд 46 Тест Р. Гриффитс рассчитан на младенцев от 0 до 24
мес.
Шкала ментального развития R. Griffiths
Слайд 47локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
развитие речи;
тонкая моторика;
«персональная» шкала;
«социальная» шкала.
Шкала ментального развития
R. Griffiths
содержит 5 субшкал (260 пунктов)
Слайд 48 После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому
возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
Слайд 49 Шкала Дж. Рейтер представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития
ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста).
Исследуются дети
в возрасте 0-15 мес.
KID-шкала J. Reuter
Слайд 50познание;
движения;
самообслуживание;
общение;
языковая шкала.
Тест содержит 5 шкал (252 пункта)
Слайд 51 Шкала Т. Бразельтон оценивается поведение и неврологический статус детей от
2 дней до 6 недель жизни.
Методика состоит из 20 вызываемых
рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.
Шкала поведения новорожденных (NBAS) Т. Brazelton
Слайд 52двигательная с оценкой моторики,
мышечный тонус,
тактильная,
слуховая сенсорная,
зрительная сенсорная,
шкала реактивности.
Поведенческий тест Graham
для новорожденных и детей первых месяцев жизни содержит 6 субшкал
Слайд 53Тестовая методика F. R. Prechtl и D. J. Beintema (1975)
С
помощью методики
Ф.Р. Пречтл, Д.Дж. Бейнтема оцениваются дети от 1
до 9 дней жизни по шкалам
внешнего вида,
позы,
движений,
дыхания
неврологического статуса
Prechtl H., Beintema D. The Neurological Examination of the Full Term New bom hifant.- Clin. Dev. Med. Ser. No
Слайд 54 Методика В. Керей, С. Мак Девит выявляет индивидуальные различия между
младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен
для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес.
Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit
Слайд 55активность,
синхронность,
доступность,
приспособляемость,
сенситивность,
настроение,
постоянство,
отвлекаемость,
агрессия.
Опросник младенческого темперамента
W. Carey, S. McDevit состоит из 95
пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:
Слайд 56При анализе результатов младенцы могут быть расценены как
«довольно трудные»
(асинхронные, игнорирующие общение),
низкоадаптивные (сенситивные),
«легкие» (синхронные, доступные, адаптивные),
«медленно реагирующие» (неактивные, тихие)
дети,
относящиеся к промежуточному типу.
Опросник младенческого темперамента
W. Carey, S. McDevit
Слайд 57 Создан для проведения скринингового обследования при расстройствах аутистического спектра (РАС)
у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.
Может проводиться,
как часть обычного медицинского обследования. Так же может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Обработка данных занимает менее 2-х минут.
Модифицированный скринговый тест-опросник
M-CHATRobins, Fein, Barton
Слайд 58 Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам
анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни.
Вопросники
заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется - достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.
Child Development Inventory; CDI Г. Айртон
Слайд 59 Главный недостаток – неточность данных. Некоторые родители склонны переоценивать развитие
ребёнка, другие, напротив, недооценивают.
МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей
раннего возраста
Слайд 60 Интеллектуальный тест разработан и сертифицирован в 1911г. французкими психологами Альфредом
Бине и Теодором Симоном.
Тест «шкала умственного развития бине-симона»
Слайд 61Показать глаза, нос, рот, уши и т.д.
Воспроизвести предложение из шести
слов.
Повторить по памяти два названных числа.
Назвать изображенные на рисунке предметы.
Знать
свою фамилию.
3 года
Слайд 62Назвать свой пол.
Назвать несколько предметов, продемонстрированных взрослым.
Воспроизвести ряд из трех
однозначных чисел.
Уметь сравнить длину отрезков (три задачи)
4 года
Слайд 63Сравнить попарно вес (15-6г, 3-12 г).
Перерисовать квадрат.
Повторить слово из трех
слогов.
Решить простую логическую задачу.
Сосчитать четыре предмета.
5 лет
Слайд 64Определить время дня.
Определить назначение некоторых предметов домашнего обихода.
Перерисовать ромб.
Сосчитать до
13 и сосчитать 13 предметов.
Сравнить и описать два лица (3
задания).
6 лет
Слайд 65ранняя диагностика
ранняя терапия
ранняя интеграция детей с ОВЗ в среду
здоровых детей
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/951/
Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР), 1997
Слайд 66 Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и
Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития
детей раннего возраста (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут).
Слайд 67движение
хватание
восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных
реакций
понимание речи и активная речь,
самостоятельность
социализация
содержательных сфер развития ребенка
Слайд 68МФДР: Вариант профиля развития ребёнка А
Слайд 69МФДР: Вариант профиля развития ребёнка B
Слайд 70МФДР: Вариант профиля развития ребёнка C
Слайд 71МФДР: Вариант профиля развития ребёнка D
Слайд 73базовые методики диагностики: М.Л. Дунайкина (2001); Е.А. Стребелевой(1996)
методика экспресс-обследования –
ГНОМ (график нервно-психического обследования младенцев) Г. В. Козловской, А. В.
Горюновой и др. (1997)
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э. Л. Фрухт) (1983)
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой (1986);
Оценка уровня психомоторного развития ребенка - (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова) (1981)
Методические подходы
к оценке психического развития младенцев в России
Слайд 74Диагностика нервно-психического развития детей
Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт
Один
из первых отечественных тестов психического развития.
Методика представляет собой качественную оценку
развития ребенка без использования баллов.
Кандидат педагогических наук, доцент
Печора Ксения Люциановна
Слайд 75для 1-го, 2-го и 3-го года жизни.
Состоит из 3
возрастных шкал
Слайд 7610 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых
ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
1,5-3 – 5-6 мес. – развитие
зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.
На 1-м году исследуют:
Слайд 77развитие понимания речи,
развитие активной речи,
сенсорное развитие,
развитие игры и действий с
предметами,
развитие движений,
формирование навыков.
На 2-м году:
Слайд 78активная речь,
игра,
конструктивная деятельность,
сенсорное развитие,
развитие движений,
развитие навыков.
На 3-м году в первом
полугодии:
Слайд 79активная речь,
игра,
изобразительная деятельность,
конструктивная деятельность,
сенсорное развитие,
навыки,
движения.
На 3-м году во втором полугодии:
Слайд 80 Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого
возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730
– 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.
Слайд 81 Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал:
двигательное,
эмоциональное,
сенсорное развития,
действия
с предметами,
взаимодействия со взрослыми,
голосовая активность.
Каждая из проб позволяет оценить уровень
развития той или иной поведенческой реакции.
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Слайд 820 баллов – отсутствие,
1 балл – намеченность,
2 балла – несовершенная
форма проявления,
3 балла – совершенная форма проявления.
Пробы, выполнение которых
требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке.
Определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции:
Слайд 83 набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма
баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной
оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста.
Количество баллов,
Слайд 84 представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР
по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается
в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Итоговый результат – индекс развития (ИР) –
Слайд 85 Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям):
коммуникабельность,
голосовые реакции,
безусловные рефлексы,
мышечный
тонус,
асимметричный шейный тонический рефлекс,
цепной симметричный рефлекс,
сенсорные реакции.
Оцениваются также уровень стигматизации,
черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова)
Слайд 86 проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом
динамики нормального возрастного развития.
Помесячная количественная оценка у ребенка до
1 года
Слайд 87Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29
баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.
При
оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска.
13-22 балла свидетельствуют о задержке развития.
Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.
Слайд 88 Тест состоит из 12 возрастных субтестов.
Психическое развитие исследуется на 1-м
году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца,
от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода.
Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие
сенсорных,
моторных,
эмоционально-волевых,
познавательных
поведенческих функций.
Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания.
Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.
Слайд 89Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и
соавт.
Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности.
Для
определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика.
В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать).
Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность.
Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание.
Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания.
Слайд 90Здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110
до 90 баллов;
Группа риска – КПР 80-89 или выше 111
баллов;
Группа нарушения развития – КПР ниже 80.
Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:
Слайд 91анализ анамнестических данных,
состояние двигательного развития,
состояние артикуляционного аппарата,
обследования доречевой деятельности -
голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности.
Данные рассматриваются
в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер.
Методика обследования детей раннего возрастас ДЦП Е.Ф. Архиповой
Слайд 92 Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий
развития:
двигательного,
социального,
познавательного,
речевого развития.
Комплексная методика изучения особенностей психического и речевого
развития детей с ДЦП 1-3 лет О.Г. Приходько
Слайд 93I. Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев
рук, артикуляционная моторика.
II. Социальное развитие: контактность, средства общения, эмоциональная сфера,
навыки самообслуживания.
III. Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие), уровень развития деятельности (предметных действий), внимание, запас знаний об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи.
IV. Речевое развитие (уровень развития понимания обращенной речи и собственной речи).
Слайд 94Методика изучения предпосылок формирования речи детей раннего возраста Ю.В. Герасименко
1. Исследование
предпосылок становления речи у детей третьего года жизни
1.1 Исследование познавательного развития
детей третьего года жизни
1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни
1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни
2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни
2.1 Экспрессивная речь
2.1.1 Звукоподражание
2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь
2.2 Импрессивная речь
2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций
2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций
Слайд 95Т.А. Титова,
О.В. Елецкая,
М.В. Матвеева,
Н.С. Куликова
Учебно-методическое пособие. М. : ФОРУМ,
2015. 192 с.
Слайд 96Литература
Косенкова Е.Г. Лысенко И.М., Баркун ГК., Журавлева Л.Н. Шкалы оценки
психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему Охрана материнства и
детства (2012) №2 (20) http://elib.vsmu.by/bitstream/handle/123/5300/omd_2012_2_113-118.pdf?sequence=1
Пальчик А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных / А.Б.Пальчик, Н.П. Шабалов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : МЕД-пресс-информ, 2013. – 288 с. : ил.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб: Питер, 2001. 256 с. — ("Краткое руководство").
Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.