а потом ее изучать. Конструктор проецирует на конструкцию собственную организацию
и способ восприятия. Именно в этом заключено базовое отличие живых систем от технических (неживых): живые системы обладают автопоэтическим свойством создавать и воспроизводить собственную идентичность через собственную организацию. Автопоэзис делает живые системы способными к автономному поведению, которое не имитируется, а конструируется в процессе взаимодействия.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА «ТЬЕРРА» РЭЯ: компьютерная симуляция с «дарвиновской операционной системой», которая населяет компьютерную память самореплицирующимися и эволюционирующими программами (искусственными организмами) и правилами (инструкциями-генами), задающими поведение программ. При копировании программ происходят ошибки (мутации), благодаря которым свойства «организмов» меняются и начинается непредсказуемая эволюция всей системы (саморазвитие компьютерного кода). Физическое время работы процессора является в этой модели ИЖ энергетическим ресурсом, а память компьютера – материальным ресурсом всей экосистемы.
ИСКУССТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ARTIFICIAL LIFE
КЛЕТОЧНЫЕ АВТОМАТЫ НЕЙМАНА-УЛАМА-КОНУЭЯ: модель ИЖ реализована на матрице клеток, конечный набор состояний которых изменяется в зависимости от состояния соседних клеток. Такая модель ИЖ рассматривается как универсальная абстракция для описания живых систем. Специфика этой модели в том, что будучи простой функцией, клеточный автомат может генерировать сложные структуры с автономным поведением.
«МУРАВЕЙ» ЛЭНГТОНА: модель ИЖ реализована на матрице клеток, на основе простых правил (смена цвета клетки и направления поворота) она демонстрирует сложную динамику поведения.
«ПТИЦОЙДЫ» РЕЙНОЛЬДСА: графическая модель на основе простого набора правил (избегать столкновений с соседом, уравнивать скорость с соседом, держаться ближе к соседу) показывает как спонтанно возникают сложные формы поведения.
Простейшие клеточные автоматы могут генерировать бесконечное множество сложных вариантов поведения.
МАШИНА ТЬЮРИНГА: универсальная цифровая машина дискретных состояний, она способна выполнять интеллектуальные функции подобно человеку, опираясь на математический аппарат, способность к обучению и генерированию сложных форм поведения.
НЕЙРОННАЯ СЕТЬ SNARK МИНСКИ: модель нейронной сети, которая на основе данных может имитировать самый разные функции живого (зрительное распознавание образов, речевое поведение и др.).
«ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕОРЕТИК» НЬЮЭЛЛА: автономная программа, доказавшая многие математические и логические теоремы.
Императив имитационного подхода – сначала необходимо изучить жизнь, а потом ее создать. Носителем адаптивного поведения является рациональный агент, или разумный автомат. Создание ИЖ предполагает создание ИИ, который может стать основой автономного поведения различных технических систем. Имитация автономного человеческого поведения – основная задача разумного автомата. ИИ здесь понимается как универсальное цифровое устройство, способное к самостоятельным размышлениям и выводам. Важное значение для имитационного подхода имеют исследования в области компьютерной лингвистики и, прежде всего, попытки создания различных «генеративных грамматик», осуществляющих автоматический вывод любых «правильных слов» некоторого языка из набора его токенов и нескольких простых правил подстановки, благодаря которым можно осуществить преобразование одного слова в другое.
Императив функционального подхода – функциональные аспекты живого могут быть реализованы и изучены на любом подходящем для этого субстрате (органике, кремнии и даже таком субстрате, как знаки). ИЖ – это сложная адаптивная система, обладающая несколькими основными свойствами и механизмами: с1) иерархией элементов (простые элементы более низкого уровня образуют элементы более высокого уровня – агрегаты, или органы); с2) нелинейностью (агрегаты формируются и ведут себя нелинейно, т.е. мало предсказуемо); с3) трансформирует потоки ресурсов (аналог метаболизма живых существ, обмен со средой и поддержание баланса); с4) обладает разнообразием (сложные адаптивные системы не склонны к равновесным состояниям, они генерируют новизну, находятся в поисках новых возможностей); м1) теггирование (маркировка, обеспечивающая заметность и идентификацию системы извне); м2) создание внутренних моделей (благодаря которым система может отслеживать и предсказывать динамику среды); м3) конструктивные блоки (структурные элементы системы, которые создают агрегаты, служат самовоспроизводству).