Разделы презентаций


Философские проблемы сущности права. Естественное и позитивное право

Содержание

План1. Сущность права, ее стороны и проявления.2. Способы философского обоснования права.3. Позитивное право и естественное право в их соотношении.4. Основные типы и школы правопонимания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО


Лектор: кандидат юридических

наук, доцент Н.И. Уздимаева

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА.  ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВОЛектор: кандидат юридических наук, доцент Н.И. Уздимаева

Слайд 2План
1. Сущность права, ее стороны и проявления.
2. Способы философского обоснования права.
3. Позитивное право

и естественное право в их соотношении.
4. Основные типы и школы правопонимания.


План1.	Сущность права, ее стороны и проявления.2.	Способы философского обоснования права.3.	Позитивное право и естественное право в их соотношении.4.	Основные типы

Слайд 3Вопрос 1. Сущность права, ее стороны и проявления

Сущность – фундаментальное

свойство бытия, знание которой делает человека свободным.
Благодаря сущности обеспечивается

идентичность вещей и процессов, сама вещь является именно той вещью, а не другой.
Сущность раскрывает функциональное назначение предмета.

Вопрос 1. Сущность права, ее стороны и проявления Сущность – фундаментальное свойство бытия, знание которой делает человека

Слайд 4Значение категории «сущность» в философии права
Для философии сущность права заключается в

его значении для существования и развития человека.
Поскольку сам человек

– это, в первую очередь, свобода, то право рассматривается именно в перспективе человеческой свободы.
Значение категории «сущность» в философии праваДля философии сущность права заключается в его значении для существования и развития

Слайд 5Задача философии права при изучении сущности права:
осуществить легитимацию права в

перспективе бытия человека и переформулировать имеющееся понятие права в философское

понятие права.
Задача философии права при изучении сущности права:осуществить легитимацию права в перспективе бытия человека и переформулировать имеющееся понятие

Слайд 6Философские подходы к определению сущности права
Право рассматривается через принуждение;
Право обосновывается

через категории справедливости, равенства, свободы;
Право - средство коммуникации;
Право - всеобщая

равная мера регуляции, свободы и справедливости;
Право – способ социального нормирования;
Право – особое волевое отношение.
Философские подходы к определению сущности праваПраво рассматривается через принуждение;Право обосновывается через категории справедливости, равенства, свободы;Право - средство

Слайд 7Философские традиции в определении сущности права
Метафизическая (сущность права не зависит

от человека и человечества, имеет объективный, трансцендентный (сверхопытный, трудно объяснимый)

статус и отыскивается, обнаруживается людьми);
Позитивистская (право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом конкретных особенностей места и времени).
Философские традиции в определении сущности праваМетафизическая (сущность права не зависит от человека и человечества, имеет объективный, трансцендентный

Слайд 8Вывод: Сущность обнаруживает себя различными сторонами в зависимости от того, какая

из них оказывается востребованной. Сущность права – это процесс порождения

смыслов права.
Вывод:  Сущность обнаруживает себя различными сторонами в зависимости от того, какая из них оказывается востребованной.

Слайд 9 Смысл права – значение, которое придается праву в тот или

иной момент времени, его ценность.

Смысл права – значение, которое придается праву в тот или иной момент времени, его ценность.

Слайд 10Основные смыслы права
1. Объективный (право – система исходящих от государства

и обеспечиваемых им норм).
2. Субъективный (право – вид и мера

юридически дозволенного поведения субъекта права).

Основные смыслы права1. Объективный (право – система исходящих от государства и обеспечиваемых им норм).2. Субъективный (право –

Слайд 11Вопрос 2. Способы философского обоснования права
Обоснование – мыслительная процедура, в

ходе которой определенные знания, нормы и установки используются для принятия

каких-либо утверждений или практических действий.
Вопрос 2. Способы философского обоснования права Обоснование – мыслительная процедура, в ходе которой определенные знания, нормы и

Слайд 12Способы философского обоснования права
классический рационально-метафизический (основано на постижении предельных оснований

бытия и мышления: сущность права открывается через различные субъект-объектные отношения);
эмпирико-позитивистский

(мышление признается практически и исторически локализованным; отрицается существование критериев истинности права, выходящих за пределы этой локальности: сущность права создается по принципу интерсубъективности).
Способы философского обоснования права классический рационально-метафизический (основано на постижении предельных оснований бытия и мышления: сущность права открывается

Слайд 13Правовой объективизм (право обосновывается из объективной реальности)
Юридический биологизм;
Юридический экономизм;
Политический объективизм;
Культурно-исторический

объективизм;
Социологический объективизм.

Правовой объективизм (право обосновывается из объективной реальности)Юридический биологизм;Юридический экономизм;Политический объективизм;Культурно-исторический объективизм;Социологический объективизм.

Слайд 14Правовой субъективизм (право сосредоточено на субъекте как носителе должного)
Рационализм (источник

правопорядка должен быть найден в идее права);
Философия ценностей (источником правопорядка

признается чувство, что в данных условиях справедливо или несправедливо).
Правовой субъективизм (право сосредоточено на субъекте как носителе должного)Рационализм (источник правопорядка должен быть найден в идее права);Философия

Слайд 15Вопрос 3. Позитивное и естественное право в их соотношении
Суть идеи

естественного права:
наряду с правом, созданным людьми, выраженным в законах (позитивным

правом), существует естественное право – сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия, самой жизнь общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то есть естественным ходом вещей.

Вопрос 3. Позитивное и естественное право в их соотношенииСуть идеи естественного права:наряду с правом, созданным людьми, выраженным

Слайд 16Естественное право:
совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, критическая

инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его

справедливости или несправедливости (Платон, Кант)
Естественное право:совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, критическая инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с

Слайд 17Естественное право:
необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне

его, т.е. естественные принципы права ищут внутри действующего права, которое

рассматривается как реализующаяся в истории надприродная цель права (Аристотель, Гегель).
Естественное право:необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, т.е. естественные принципы права ищут внутри

Слайд 18Естественное право - совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого

бытия (свобода, равенство, справедливость и др.), а также универсальные нормы

и принципы, находящиеся в основе всех правовых систем мировой цивилизации.
Естественное право - совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свобода, равенство, справедливость и др.), а

Слайд 19Значение естественного права:
Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые

обусловлены особенностями его природы;
Требования естественного права категоричны, неподвластны конкретным ситуациям

(в том числе произволу отдельных лиц), неотвратимы отрицательными последствиями при их игнорировании.
Значение естественного права:Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы;Требования естественного права категоричны,

Слайд 20Позитивное право – правовые нормы, оформленные как система законодательства, поддерживаемого

силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право существует в

виде норм, институтов, выраженных в законах и других источниках права.
Позитивное право – правовые нормы, оформленные как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период.

Слайд 21Различия между позитивным и естественным правом

Различия между позитивным и естественным правом

Слайд 22Естественное право считается производным от естественного порядка вещей (мироздания, в

том числе природы человека); позитивное право - искусственное создание, сотворенное

людьми; нормы позитивного права могут как соответствовать принципам естественного миропорядка, так и противоречить им.
Естественное право считается производным от естественного порядка вещей (мироздания, в том числе природы человека); позитивное право -

Слайд 23С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание

связывает свое существование с универсальными, всеобщими началами бытия. С помощью

позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.
С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими началами

Слайд 24Естественное право возникло вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и

культуры; позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием

государственности.
Естественное право возникло вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры; позитивное же право возникает значительно позже,

Слайд 25Естественные нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев

и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивные

нормы всегда формализованы.
Естественные нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и

Слайд 26В естественно-правовой доктрине права человека на жизнь, достоинство …, принадлежат

ему изначально и безусловно, в позитивном - даруются государством.

В естественно-правовой доктрине права человека на жизнь, достоинство …, принадлежат ему изначально и безусловно, в позитивном -

Слайд 27Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно имеет нравственно-этические или

религиозно-метафизические основания. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и

потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно имеет нравственно-этические или религиозно-метафизические основания. Позитивное право отождествляет себя с

Слайд 28Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования.

Позитивное право демонстративно от них отказывается, опираясь исключительно на волю

государства.
Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное право демонстративно от них отказывается, опираясь

Слайд 29Нормативно-ценностным идеалом права естественного права является высшая справедливость, позитивного –

интересы государства.

Нормативно-ценностным идеалом права естественного права является высшая справедливость, позитивного – интересы государства.

Слайд 30Вопрос 4. Основные типы и школы правопонимания
Типы правопонимания:

философское;
позитивистское (нормативистское);
социологическое.

Вопрос 4. Основные типы и школы правопонимания Типы правопонимания:философское;позитивистское (нормативистское);социологическое.

Слайд 31Школы права

Школы права

Слайд 32Историческая школа права. (К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта, Г. Мэйн) Основные

положения: - Каждый народ или нация обладает специфической, присущей только ему

ментальностью. - Каждый народ имеет свою историю. - Дух народа также подвержен истории. - Право – одно из проявлений духа народа. - Законодатель – это выразитель духа народа, а законы и обычаи – формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.
Историческая школа права. (К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта, Г. Мэйн) Основные положения: - Каждый народ или

Слайд 33Социологические концепции права. Основные положения: - Право – это порядок, внешне гарантированный

возможностью принуждения, осуществляемого специальной группой лиц, задачей которых является охрана

правопорядка и предотвращение его нарушений посредством применения силы (М. Вебер). - Право – совокупность условий социальной жизни (Р. Иеринг). - Право – совокупность правовых установлений, вытекающих из социальных взаимосвязей (живое право) (Е. Эрлих). - Право – это нормы социального взаимодействия, основанные на «идее солидарности» (Л. Дюги).
Социологические концепции права.  Основные положения: - Право – это порядок, внешне гарантированный возможностью принуждения, осуществляемого специальной

Слайд 34Психологическая школа права. (Л. Петражицкий, Г. Тард, А. Росс, И. Рейснер) Основные

положения: - Право состоит из правовых эмоций и правовых переживаний (интуитивное

право). - Правовые эмоции являются двусторонними, имеют императивно-атрибутивный характер. - Правовое пространство включает в себя: игры, спорт, религиозное право, отношения между друзьями и др.
Психологическая школа права. (Л. Петражицкий, Г. Тард, А. Росс,  И. Рейснер) Основные положения: - Право состоит

Слайд 35Школа естественного права. (Г. Гроций, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ш. Монтескье,

Ж.-Ж. Руссо) Основные положения: - Признаёт дуализм (двойственность) права, его деление на

позитивное (создано государством) и естественное (свойственно человеку от природы). - Естественное право является критерием оценки позитивного. - Естественное право – справедливость, всеобщее благо, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, собственность, равенство, право на революцию, выступления против правительства.
Школа естественного права. (Г. Гроций, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) Основные положения: - Признаёт

Слайд 36Нормативистская теория права (Г. Кельзен, Р. Штамлер, П.И. Новгородцев) Основные положения: - Весь

мир делится на мир должного и мир сущего. Право –

часть мира должного. - Право – система норм абстрактного долженствования, расположенных в виде пирамиды. - На вершине пирамиды права – суверенная норма (высшая норма). - В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы. - Право существует само по себе. - Юристы не должны изучать экономику, политику, психологию и т.п. как правообразующие факторы.
Нормативистская теория права (Г. Кельзен, Р. Штамлер, П.И. Новгородцев) Основные положения: - Весь мир делится на мир

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика