Слайд 1Философская мысль в России в XI-XIX веках
Слайд 2Философская культура средневековой Руси
Слайд 3Приобщение Руси к восточно-христианской культуре
Существование 2-х культур: дневной (христианской) и
ночной (языческой).
Духовный опыт Византии - школа для древнерусской мысли.
«...В X
веке Византия была, строго говоря, единственной страной подлинно культурной во всем «европейском» мире».
Слайд 4Киево-Печерский монастырь - идейный центр православия на Руси
Слайд 5Феодосий Печерский
(ок. 1036-1074)
Защита православия- долг княжеской власти.
Концепция «богоугодного властелина».
Слайд 6Нестор Летописец
(XI - нач. XII века).
«Повесть временных лет».
Идея единства Руси
на основе религиозной правды.
Слайд 7Митрополит Иларион
(с 1051 года).
«Слово о законе и благодати».
Вселенское значение божественной
благодати как дух дара, обретение которого возможно для человека независимо
от его национальной принадлежности.
Благодать- духовная свобода личности.
Благодать «живит» ум, а ум познает истину.
Надо, чтобы «благочестие» «сопряжено было с властью».
Слайд 8Владимир Мономах
(1053-1125).
Правда - это то, что составляет основу законности власти
и в этом смысле есть закон, правосудие.
Правда требует от властителя
стать на защиту слабых и даже не допустить смертной казни.
«Более всего не имейте гордости в сердце и уме».
Слайд 9Вывод:
XVII век в истории Руси - эпоха «смутного времени», церковного
раскола.
Но в истории формирования русской философской культуры это был
важный период.
Процесс освоения философского опыта приобретал все более систематический характер.
Слайд 10Философская мысль в России в XVIII веке
Слайд 11Философская мысль в России в XVIII веке
«Дух капитализма».
Растворение религиозных принципов
и ценностей.
Формирование идеологии, основанной на антропоцентристском гуманизме.
«Культ разума».
Проповедь свободомыслия.
Слайд 12Киево- Могилянская академия
Петр Могила
Захарий Копыстенский
Тарасий Земка
Г. С. Сковорода
Паисий Величковский
Феофан Прокопович
Слайд 13Григорий Саввич Сковорода
(1722-1794).
«Мир ловил меня, но не поймал».
«Познать себя и
уразуметь Бога – один труд».
«Бог всю тварь проницает и содержит...
Бог есть основание и вечный план нашей плоти... Тайная пружина всему...»
Слайд 14Феофан Прокопович
(1681-1736).
Один из сподвижников Петра I и ведущий церковный иерарх
того времени.
Учился в Киево-Могилянской академии и в Риме.
С 1718 года
- епископ.
С 1721 года - вице-президент Синода.
Разработал «Духовный регламент», где отстаивал идею неограниченности царской власти.
Слайд 15Открытие Московского университета
(1755 год).
Слайд 16Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765).
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей,
рожденных только воображением».
Слайд 17Александр Николаевич Радищев
(1749-1802).
Автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
«Бытие вещей независимо
от силы познания о них и существует само по себе».
«Основанием
всего естественного познания» является опыт.
«Особое свойство человека- беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться».
«Человек есть существо сочувствующее».
Слайд 18Вывод:
В XVIII столетии светская философия в России делала первые шаги.
Для нее это был период становления и школы.
Энтузиазм в
восприятии философских идей был так велик, что нередко приводил к идеологической увлеченности, имеющей мало общего с подлинно философским поиском истины.
Слайд 19Философская мысль в России в XIX веке
Слайд 20Философская мысль в России в XIX.
В центре внимания стоят крупнейшие
представители немецкой классической философии:
И. Кант
Г. Гегель
Ф. Шеллинг
Слайд 21В 1823 году в Москве возникает философский кружок «Общество любомудров»,
в который вошли:
В. Ф. Одоевский
Д. В. Веневитинов
С.
П. Шевырев
М. П. Погодин и др.
«Философия есть истинная поэзия...»
Слайд 22Славянофильство
«...Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест
против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в
самостоятельном развитии».
В. Г. Белинский
Слайд 23Алексей Степанович Хомяков
(1804-1860).
Религиозный философ и богослов.
Историк.
Экономист.
Полиглот- лингвист.
Поэт и драматург.
Врач.
Живописец.
Слайд 24А. С. Хомяков
Неразрывная связь воли и разума.
Деление человечества на «иранство»
и «кушитство».
Христианство- это преодоление типа «иранского» сознания.
Слайд 25Сторонниками западничества:
П. Я. Чаадаев
Н. В. Станкевич
В. Г. Белинский
М. А. Бакунин
А.
И. Герцен и др.
М. А. Бакунин
А. И. Герцен
П. Я. Чаадаев
Западничество
Слайд 26Петр Яковлевич Чаадаев
(1794-1856).
«Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума,
добродетели, религии, - совсем нет. Но все там таинственно подчиненно
силе, безраздельно царившей в ряде веков».
Слайд 27Виссарион Григорьевич Белинский
(1811-1848).
«Я гляжу на действительность, столь презираемую мною прежде,
и трепещу таинственным восторгом, сознавая ее разумность».
«Метафизику к черту: это
слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость...»
Слайд 29Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945).
Биосфера - единая система живого и неживого, активно
влияющих друг на друга.
Ноосфера - сфера разума- эволюция подчиняется разуму
и воле человека.
Слайд 30Вывод:
В русском космизме формируются представления о различных формах материи: вещество,
поле, волна...
Философия в России прошла в своем развитии несколько стадий
и пришла к тому, что человек является закономерным результатом эволюции Вселенной.