Слайд 1Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Значение игры для
психического развития дошкольника.
Слайд 2Игра -ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.«Игры детей –вовсе не
игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста».
М.Монтель
Слайд 3Дошкольным возрастом, согласно наиболее распространённой в отечественной психологии периодизации психического
развития Д.Б. Эльконина, считается возраст ребенка от 3 до 7
лет.Игра для ребенка дошкольного возраста –это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени.
Слайд 4Понятие "ведущая деятельность" было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на
данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека.Таким образом,
игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника и нередко гармоничность психомоторного развития детей дошкольного возраста определяется нормальным развитием его игровой деятельности.
Слайд 5А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: "Неправда,
будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо,
играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет"
Слайд 6Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей
среде и о самом себе, развитие высших психических функций, овладение
нормами
поведения, приобретение умении, навыков, привычек -все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.Игра –самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Слайд 9Сюжетно-ролевые игры:На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает
новые знания и умения, сюжетно –ролевая игра остается наиболее характерным
видом его деятельности. Основой сюжетно –ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детейв сюжетно –ролевой игре -одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д.
Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.Темы сюжетно-ролевых игр различны, направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д.
Слайд 10Режиссерские игры:В режиссерских играх, как и во всех творческих играх,
есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание
игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью
режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д.
Особенностью режиссерской игры является то, что «партнеры –игрушки» -неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Слайд 11Театрализованные игры:Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый
сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно –ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.
Слайд 12Дидактические игры
:Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.1.Обучающая (дидактическая)
задача.Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче
раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д. 2. Игровые действия.Игровые действия –это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д.
Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. 3.Правила.Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.Дидактические игры используются на занятиях, как эффективное средство обучения и в самостоятельной деятельности детей.
Слайд 13Подвижные игры:Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней,
большой подвижности) по преобладающим движениям (игрыс мячом, с лентами, с
обручем)
Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.