Слайд 1Финансовая система и фискальная политика государства
Слайд 21.Понятие , сущность и функции финансов.
2. Государственный бюджет
3. Налоги и
налоговая система
4. Фискальная политика государства
Слайд 31.Понятие , сущность и функции финансов.
Финансовая система – это отношения
между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных
средств через соответствующие институты на основе законодательно установленных нормативов.
Финансы – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП.
Слайд 4Признаки финансов
Денежная форма выражения
Распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена
Распределение
ВВП через специальные фонды
Слайд 5Функции финансов
Аккумулирующая – создание материальной основы существования государства;
Регулирующая – стимулирование
деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения
социальных проблем;
Распределительная – формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения;
Контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и их использование по целевому назначению.
Слайд 6Субъекты финансовых отношений
Государство
Физические лица
Юридические лица
Объекты финансовых отношений
Платежи в бюджет
(неналоговые)
Система налогов
Штрафы
Займы и вклады в банки
Трансфертные платежи и т.п.
Слайд 7Структура финансовой системы
Государственные финансы – централизованные фонды денежных средств, используемые
в соответствии с потребностями государства;
Финансы предприятий и отраслей – денежные
фонды, предназначенные для развития производства и решения социальных вопросов.
Региональные ( республиканские) финансы – территориальные фонды, используемые для развития региона ( республики)
Слайд 82. Государственный бюджет
Государственный бюджет – это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
органов государственной власти.
Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.
Государственный бюджет, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.
Слайд 9Государственный бюджет представляет собой систему бюджетов, включающую в себя:
центральный
бюджет
территориальные (региональные) бюджеты – бюджеты субъектов Федерации (республик, краев,
областей, автономных округов).
Помимо государственного бюджета бюджетная система страны включает и бюджеты местных органов самоуправления.
Слайд 10В бюджетную систему Российской Федерации входят:
республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
бюджеты
национально-государственных и административно-территориальных образований;
местные бюджеты (районов, городов, сельские, поселковые бюджеты).
Слайд 11Принципы бюджетного федерализма:
все бюджеты функционируют автономно;
за каждым бюджетом закрепляются свои
источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих
бюджетов;
бюджеты принимаются соответствующими органами законодательной власти.
Слайд 12Доходы государственного бюджета включают:
налоговые поступления;
неналоговые доходы.
Слайд 13Государственные расходы :
По направлениям:
расходы на военные и социально-экономические
цели,
расходы на управление,
на судебную и правоохранительную деятельность
на
международную деятельность и т.п.;
Слайд 14По экономическому содержанию:
государственные закупки,
трансфертные платежи,
расходы по обслуживанию
государственного долга.
Слайд 15Функции государственного бюджета
Перераспределение национального дохода;
Государственное регулирование и стимулирование экономики;
Стимулирование НТП
Финансовое
обеспечение социальных программ;
Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных
средств
Слайд 163.Налоги и налоговая система
Налог (Т) – это часть денежных доходов
физических и юридических лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством. Принудительное, обязательное
изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств.
Слайд 17Функции налогов.
1.Фискальная - перераспределение финансовых ресурсов и формирование доходов государства;
Характеризуется
долей налога в ВВП:
Слайд 192. Регулирующая - налоги оказывают воздействие на любые экономические и
социальные процессы, происходящие в стране.
3. Распределительная (социальная) - перераспределение национального
дохода, доходов физических и юридических лиц.
4. Контрольная - обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов.
Слайд 20Методы взыскания налогов:
у источника дохода –в момент получения дохода;
в
момент расходования дохода ;
после получения дохода.
Слайд 21Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а
также методы и принципы построения налогов.
Слайд 22Основные принципы построения налоговой системы РФ названые в Налоговом кодексе
РФ:
Всеобщность и равенство налогообложения
Стабильность
Равно напряжённость
Экономическое обоснования налогов
Обязательность
Социальная
справедливость
Слайд 23Классификация налогов
1. По степени переложения:
Прямые
Косвенные
2. По принадлежности к уровню правления:
Федеральные
Региональные
местные
Слайд 243. По объекту обложения
С имущества ( имущественные)
С доходов ( фактические
и вмененные)
На потребление
На использование ресурсов (рентные)
4. По субъекту обложения
Взимаемые с физических лиц
Взимаемые с юридических лиц
Слайд 255. По применяемой ставке
Прогрессивные
Регрессивные
Пропорциональные
Твердые
Слайд 26Характеристика основных
элементов налога:
Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое
лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;
Объект налога –
это то, что подлежит налогообложению;
Источник налога – доход, из которого уплачивается налог;
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Налоговые санкции – разного рода взыскания.
Слайд 27Ставка налога (t)– величина налога на единицу обложения.
1.Твердая ставка устанавливается
в абсолютной сумме на единицу обложения;
2. Долевая ставка, устанавливаемая в
виде доли (процента) к единице налогообложения.
3. Средняя ставка определяет долю налога в доходе;
4. Предельная ставка прирост налога по отношению к приросту дохода.
Слайд 28По применяемой ставке выделяют:
Прогрессивный налог – налог, при котором ставка
обложения растет по мере увеличения дохода;
Пропорциональный налог предполагает, что используется
одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению.
Регрессивный налог – налог, при котором ставка или доля налога в доходе уменьшается по мере возрастания дохода
Слайд 304.Фискальная политика. Виды и эффективность фискальной политики.
Фискальная политика – это
маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику
.
В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики выделяют:
недискреционную политику – политика встроенных (автоматических) стабилизаторов;
дискреционную политику- политика целенаправленных решений правительства .
Слайд 31Главные встроенные стабилизаторы:
прогрессивный подоходный налог;
пособия по безработице.
Основные инструменты
дискреционный фискальной политики:
изменение объема налоговых изъятий путем введения или
отмены налогов или изменения налоговой ставки.
осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости.
реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п.
Слайд 32В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей
фискальная политика может быть:
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада
и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что, неизбежно, ведет к возникновению или увеличение бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, предполагает увеличение налогов и сокращение государственных расходов, что неизбежно ведет к появлению бюджетного излишка